Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:43, курсовая работа
Государственное регулирование экономики — это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, "провалами" рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.[
Введение
1. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики………………………………………………………………………5-9
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………….10-18
3.Практикум…………………………………………………………………..19-20
4.Каковы могут быть пределы государственного вмешательства в рыночный процесс………………………………………………………………………..21-23
Заключение
Литература
В развитой рыночной экономике
степень налоговой
Денежно кредитная (монетарная) политика
Монетарная политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка (ЦБ) в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данной формы регулирования - достижение равновесного и устойчивого развития экономики.
Особенностью монетарных
методов является то, что с их
помощью государство стремится
воздействовать преимущественно на
совокупное предложение. Наиболее активный
элемент при этом - влияние (через
кредит) на мотивы, связанные с инвестированием.
Для сравнения отметим: наиболее
активная сторона финансового
Субъектами данного механизма
регулирования выступают
В рамках монетарной политики центральный банк выполняет две основные функции:
- обеспечение национальной
экономики полноценной
- воздействие на кредитную
деятельность деловых банков (в
интересах макроэкономической
В России основная функция
Банка России - разработка и проведение
единой государственной денежно-
Согласно принятым в странах с развитой рыночной экономикой законам, деятельность ЦБ должна быть нацелена на выполнение задач экономической политики правительства. В то же время данный кредитный центр может иметь различный статус по отношению к правительству. В ряде случаев ЦБ полностью подотчетен, иногда имеет небольшую самостоятельность, а порой занимает достаточно независимое положение.[7]
Определенная степень самостоятельности дается центральному банку на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, особый статус дает центральному банку право не быть безропотным исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.
Практика зарубежных стран показывает: операционная самостоятельность ЦБ обусловливает, как правило, более удачные макроэкономические результаты.
Инструменты монетарной политики
Оперируя в сфере денежно-
С помощью ставки процента
ЦБ оказывает косвенное
Регулирование с помощью политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех случаях, когда деловые банки сами обладают солидными резервами и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами в ЦБ.
Специфической особенностью трансформируемых экономик является тот факт, что величина учетной ставки может резко отличаться от традиционного, уровня, характерного для развитых стран. Данный факт обусловлен инфляционными явлениями.[3]
Преобладание в процессе
регулирования финансовых мер принято
называть кейнсианским вариантом проведения
экономической политики. Больший
упор на кредитно-денежный механизм получил
в экономической науке название
"монетаризма". Практика реализации
экономической политики в западных
странах показала, что наиболее рациональным
является сочетание обоих направлений
регулирования. Однако в его рамках
всегда прослеживается попеременное колебание
в сторону усиления одного или
другого метода в зависимости
от состояния экономической
Периодические колебания
в методах государственного регулирования
(между финансовыми и кредитно-
Экономическая политика должна решать одновременно несколько задач, являющихся не только взаимно соответствующими, но и состоящих в противоречии друг с другом. Именно поэтому государство вынуждено использовать инструменты (финансовые, денежно-кредитные), которые также не всегда легко сочетаемы, а порой противоречивы. В этом и проявляется закономерность усложняющегося характера государственного регулирования.
3. Практикум
«Провалы» современного рынка
Направления экономической
1. Тенденция к монополизации рынков. А. Антиинфляционная политика.
2. Неустойчивые темпы экономи- Б. Производство государством
ческого роста.
3. Недоиспользование ресурсов.
4. Неполная занятость.
5. Нестабильность общего уровня цен. Д. Антициклическая политика.
6. Циклический характер развития Е. Информационная политика
производства.
7. Неравномерное распределение
информации
о рыночных сделках
и о качестве
товаров.
8. Неравномерное распределение
доходов.
9. Существование нерыночных взаимо- И. Устранение отрицательных внешних
связей и взаимозависимостей,
не находящих
отражения в ценах.
10. Несостоятельность рынка по К. Политика стимулирования
предоставлению
населению
общественных благ.
Ответы:
1 – ж; 2 – к; 3 – з; 4 – г; 5 – а; 6 – и; 7 – е; 8 – в; 9 – д; 10 – б.
5. Каковы могут
быть пределы государственного
вмешательства в рыночный
Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения. Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику. В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы:
1) Перераспределение доходов
Рынок признает справедливыми
доходы, полученные в результате свободной
конкуренции на рынках факторов производства,
размеры доходов зависят от эффективности
вложения факторов. В обществе же есть
люди, не владеющие ни землей, ни капиталом,
ни трудом (нетрудоспособные, неимущие).
Они не участвуют в конкуренции,
не получают никаких доходов. Существуют
и люди, не имеющие работу, но трудоспособные,
они не могут найти рыночное применение
своему труду. Рыночное распределение
доходов неприменимо к тем, кто
занят производством
2) Конкуренция
Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство. Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места.
3) Монополизм и инфляция
Монополизм и инфляция
- это две тяжелые “хронические
болезни” рыночной экономики, которая
нуждается в проведении антимонопольной
и антиинфляционной профилактики. Суть
государственной
4) Развитие фундаментальных научных исследований
Развитие фундаментальных
научных исследований с длительными
сроками окупаемости, высокой степенью
риска и неопределенностью в
отношении прибыли практически
не под силу рыночному механизму.
Здесь государство стимулирует
структурную политику и научно-технический
прогресс. Да и рынок более эффективно
работает при коммерческом освоении
перспективных видов новой
5) Реализация национальных интересов
Реализация национальных
интересов в мировой экономике
(регулирование
Заключение
Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.
Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы