Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики — это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, "провалами" рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.[

Содержание

Введение
1. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики………………………………………………………………………5-9
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………….10-18
3.Практикум…………………………………………………………………..19-20
4.Каковы могут быть пределы государственного вмешательства в рыночный процесс………………………………………………………………………..21-23
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 49.52 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра Экономики, менеджмента и маркетинга

Факультет   финансы и кредит

Специальность  финансы и кредит

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине:          Экономическая теория

тема: Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы

 

 

 

 

 

 

 

                                             

                                                        Выполнила:

                                                        Студентка Окорокова Ю.А.

                                                        Курс     2                                                     

                                                        Группа №   2-ФКг-2

                                                        Личное дело №  10ффд10604

                                                       Преподаватель:

                                                        Ижболдин-Кронберг А.Р.(к.э.н.,доцент)

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2011

 

Содержание:

Введение

1. Сущность и необходимость  государственного регулирования  экономики………………………………………………………………………5-9

2. Основные направления  и инструменты государственного  регулирования экономики…………………………………………………………………….10-18

3.Практикум…………………………………………………………………..19-20

 

4.Каковы могут быть пределы государственного вмешательства в рыночный процесс………………………………………………………………………..21-23

 

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственное регулирование  экономики — это система мер  государства, посредством, которых  оно может воздействовать на социально-экономическое  развитие общества. Необходимость включения  государства в регулирование  экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, "провалами" рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей  природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который  обеспечивал бы полную занятость  населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.[2]

К причинам, вызывающим необходимость  вмешательства государства в  рыночную экономику, относятся:

Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных  внешних эффектов рынка;

Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные  интересы, гарантом и защитником которых  выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может  только государство и никто другой;

Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство  устанавливает минимальные размеры  заработной платы, продолжительность  рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно  регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления  социальных расходов, устанавливает  пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;

Обеспечить экономику  необходимым количеством денег  может только государство;

По мнению некоторых экономистов, государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы. Вмешательство  государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Таким образом, участие государства  в решении проблем, порождаемых  рынком ("провалов" рынка), совершенно необходимо. При этом государство  не должно подменять рынок и может  действовать только в определенной системе координат. Эффективность  рыночной экономики как системы  является границей государственного регулирования.

Целью моей работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования экономики.

Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:

1. Рассмотрение сущности  и необходимости государственного  регулирования экономики;

2. Рассмотрение основных  направлений и инструментов государственного  регулирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и  необходимость государственного  регулирования экономики

Государственное регулирование  экономики выступает как составная  часть процесса воспроизводства  и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения  сдвигов в отраслевой структуре  производства и уменьшения неравенства  в распределении доходов. Далее  мы рассмотрим исторический процесс  появления необходимости госрегулирования экономики, формирование научно обоснованных концепций по данной тематике.

Механизм рыночного саморегулирования  имеет исторические границы своего действия. Он в состоянии исправно выполнять свои функции, во-первых, при наличии на рынке массы  мелких и независимых товаровладельцев. Во-вторых, при условии развития свободной конкуренции. В-третьих, в  полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.

Но в начале XX века на рынке  произошел полный переворот в  результате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX века стало  характерно господство в производстве и обращении крупного корпоративного и финансового капитала. На смену  свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъекты мезоэкономики разрушили  весь механизм рыночного регулирования  поведения продавцов и покупателей. На фоне развалин мирового хозяйства  для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (устаревших положений) классической и неоклассической  экономической теории.[7]

Стало очевидно, что стихийная  рыночная экономика уже не может  обеспечить прочное равновесие совокупного  предложения и совокупного спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим  догмам: рыночная система не в состоянии  избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение  о том, что в рыночной экономике  действует "чистая" и "совершенная" конкуренция. Таким образом, все  уяснили реальное положение дел: в XX веке имеет место "несовершенная" конкуренция. Это означает широкое  распространение естественных, легальных  и иных монополий, господство в отраслях промышленности олигополии, развитие монополистической конкуренции.

Наконец, стало очевидно, что национальная экономика не в  состоянии успешно развиваться  без всякого вмешательства государства. Настало время подыскивать новый  макроэкономический регулятор.

И вот государство взяло  на себя все бремя ответственности  за выход из глубокой экономической  пропасти. Так в США президент  Рузвельт получил чрезвычайные полномочия для проведения "нового курса" экономической политики. Этот курс (1933—1938 гг.) включал в себя следующие  меры государственного регулирования  макроэкономики.

1. Государство спасло  кредитную систему от полного  развала благодаря тому, что гарантировало  сохранность вкладов населения.

2. Было снижено бремя  долгов граждан на 40% с помощью  обесценения денег (за долги  расплачивались потерявшими прежнюю  стоимость долларами).

3. Закон о восстановлении  промышленности (1933 г.) предусмотрел  введение в практику "кодексов  честной конкуренции", устанавливавшим  на определенном уровне цены  на продукцию, распределявшим  рынки сбыта и т.д.

4. Закон о регулировании  сельского хозяйства (1933 г.) предусмотрел  повышение цен на сельхозпродукцию, чтобы спасти фермеров от разорения.

5. В интересах сокращения  безработицы правительство организовало  общественные работы.

6. Для преодоления обнищания  трудящихся было введено регулирование  заработной платы. Впервые введен  прожиточный минимум и установлена  минимальная заработная плата.  Государство стало оказывать  материальную помощь обедневшим  слоям населения.

Цели и задачи государственного регулирования экономики:

Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения  нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с  рынком поддерживает и стимулирует  развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному  независимому функционированию субъектов  рынка, получению им оптимальных  выгод. Государство защищает право  собственности, права потребителей.[2]

Основные функции государственного регулировния экономики:

1. Разработка, принятие и  контроль над выполнением хозяйственного  законодательства;

2. Определение приоритетов  макроэкономической политики;

3. Обеспечение условий  эффективного функционирования  рынка;

4. Решение тех экономических  проблем, которые рыночный механизм  не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила  игры, на котором играют и которых  придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций  обеспечивается решением конкретных задач  ГРЭ, отражающих систему приоритетов  экономической политики государства  как на данном текущем моментом, так и на перспективу.

Задачи государственного регулирования экономики:

1. Совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу  деятельности предпринимателей  и защиту их интересов.

2. Поддержание оптимальных  общеэкономических пропорций.

3. Совершенствование отраслевой  структуры экономики, государственная  поддержка базовых и других  отраслей промышленности.

4. Оптимальное сочетание  текущих и перспективных направлений  развития экономики: структурно-инвестиционной  и научно-технической политики.

5. Создание благоприятных  условий для накопления капитала.

6. Поддержание приемлемого  для большинства населения уровня  дифференциации и распределения  доходов, социальной стабильности  в обществе.

7. Регулирование занятости  и качества воспроизводства рабочей  силы в условиях постоянного  изменения производительных сил

8. Создание условий для  свободной и добросовестной конкуренции,  свободного перемещения товаров  на внутреннем и внешнем рынках.

9. Охрана окружающей среды  и предотвращение её заражения.

10. Обеспечение национальной  безопасности и др.

    Объекты государственного регулирования экономики:

Государственное регулирование  экономики как системное явление  предполагает наличие объектов и  субъектов.

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические  процессы, экономика в целом, то есть всё то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения  условий эффективного функционирования национальной экономики.

В последние десятилетия  спектр объектов регулирования значительно  расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени  становятся общие условия существования  и развития общества. К ним относятся  проблемы окружающей среды и сфера  международного сотрудничества, оборонные  и энергетические объекты, а также  организации, выполняющие общегосударственные  функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров  и услуг. Оно финансирует расходы  на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.[1]

          Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям. Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики. Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют. Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы. Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий. К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).[1]

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы