Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:43, курсовая работа
Государственное регулирование экономики — это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, "провалами" рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.[
Введение
1. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики………………………………………………………………………5-9
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………….10-18
3.Практикум…………………………………………………………………..19-20
4.Каковы могут быть пределы государственного вмешательства в рыночный процесс………………………………………………………………………..21-23
Заключение
Литература
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Экономики, менеджмента и маркетинга
Факультет финансы и кредит
Специальность финансы и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономическая теория
тема: Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы
Барнаул 2011
Содержание:
Введение
1. Сущность и необходимость
государственного
2. Основные направления
и инструменты
3.Практикум…………………………………………………
4.Каковы могут быть
пределы государственного вмешательства
в рыночный процесс……………………………………………………………
Заключение
Литература
Введение
Государственное регулирование
экономики — это система мер
государства, посредством, которых
оно может воздействовать на социально-экономическое
развитие общества. Необходимость включения
государства в регулирование
экономики вызвана многими
К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:
Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
Необходимость государственного
регулирования определяется задачами
решения социальных проблем, влияющих
на развитие экономики. Так, государство
устанавливает минимальные
Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
По мнению некоторых экономистов,
государство должно играть огромную
роль и в выборе дальнейшего развития
экономической системы. Вмешательство
государства считается
Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком ("провалов" рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.
Целью моей работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования экономики.
Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:
1. Рассмотрение сущности
и необходимости
2. Рассмотрение основных
направлений и инструментов
1.Сущность и
необходимость
Государственное регулирование
экономики выступает как
Механизм рыночного
Но в начале XX века на рынке
произошел полный переворот в
результате появления и развития
мезоэкономики. Для всего XX века стало
характерно господство в производстве
и обращении крупного корпоративного
и финансового капитала. На смену
свободной конкуренции пришло доминирующее
положение монополий и
Стало очевидно, что стихийная
рыночная экономика уже не может
обеспечить прочное равновесие совокупного
предложения и совокупного
Наконец, стало очевидно,
что национальная экономика не в
состоянии успешно развиваться
без всякого вмешательства
И вот государство взяло на себя все бремя ответственности за выход из глубокой экономической пропасти. Так в США президент Рузвельт получил чрезвычайные полномочия для проведения "нового курса" экономической политики. Этот курс (1933—1938 гг.) включал в себя следующие меры государственного регулирования макроэкономики.
1. Государство спасло кредитную систему от полного развала благодаря тому, что гарантировало сохранность вкладов населения.
2. Было снижено бремя
долгов граждан на 40% с помощью
обесценения денег (за долги
расплачивались потерявшими
3. Закон о восстановлении промышленности (1933 г.) предусмотрел введение в практику "кодексов честной конкуренции", устанавливавшим на определенном уровне цены на продукцию, распределявшим рынки сбыта и т.д.
4. Закон о регулировании
сельского хозяйства (1933 г.) предусмотрел
повышение цен на
5. В интересах сокращения
безработицы правительство
6. Для преодоления обнищания
трудящихся было введено
Цели и задачи государственного регулирования экономики:
Главная задача государственного
регулирования экономики –
Основные функции
1. Разработка, принятие и
контроль над выполнением
2. Определение приоритетов макроэкономической политики;
3. Обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
4. Решение тех экономических
проблем, которые рыночный
Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры, на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.
Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.
Задачи государственного регулирования экономики:
1. Совершенствование
2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций.
3. Совершенствование отраслевой
структуры экономики,
4. Оптимальное сочетание
текущих и перспективных
5. Создание благоприятных
условий для накопления
6. Поддержание приемлемого
для большинства населения
7. Регулирование занятости
и качества воспроизводства
8. Создание условий для
свободной и добросовестной
9. Охрана окружающей среды и предотвращение её заражения.
10. Обеспечение национальной безопасности и др.
Объекты государственного регулирования экономики:
Государственное регулирование
экономики как системное
Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть всё то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
В последние десятилетия
спектр объектов регулирования значительно
расширился. Объектами государственного
регулирования в большей
Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям. Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики. Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют. Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы. Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий. К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).[1]
Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы