Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики — это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, "провалами" рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.[

Содержание

Введение
1. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики………………………………………………………………………5-9
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………….10-18
3.Практикум…………………………………………………………………..19-20
4.Каковы могут быть пределы государственного вмешательства в рыночный процесс………………………………………………………………………..21-23
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 49.52 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики.

          Косвенные (экономические) направления

Современная рыночная экономика  регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных направлений. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают  экономические направления, так  как они не сковывают свободу  предпринимательства, не носят разрушительного  характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через  стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму  обязательных резервов банков, проводя  операции на открытом рынке, государство  оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие  экономическую активность. И, наоборот, при "перегреве" экономики вводит экономические меры, снижающие эту  активность.

К экономическим направлениям относятся: денежно-кредитная и финансовая политика. Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

- операции на открытом  рынке, т. е. на рынке правительственных  ценных бумаг;

- политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки  рефинансирования, т. е. регулирование  процента по займам коммерческих  банков у Центрального банка;

- изменение нормы обязательных  резервов банков, т. е. той суммы,  которую коммерческие банки обязаны  хранить в Центральном банке  (без процентов).

Финансовой политикой  называются мероприятия государства  по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений  деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим  направлениям государственного регулирования  относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как  всю экономику в целом, так  и её отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости  от использования различных критериев  государственные программы можно  подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

-краткосрочные программы,разрабатываемые на срок от 1 года до 3лет.

-среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5лет.

-долгосрочные программы,которые составляются на срок от 5лет более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

- общегосударственные программы.  Они содержат основные и значимые  для общества в целом ориентиры  экономического и социального  развития. Эти программы направлены  на регулирование деятельности  государственного сектора и частных  фирм;

- региональные программы,  охватывающие деятельность отдельных  частей экономики. В некоторых  странах для социально-экономического  развития регионов используют  региональное планирование;

- целевые программы. Они  предусматривают развитие конкретных  направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных  групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята  целевая программа по обеспечению  жильем военнослужащих;

- отраслевые программы,  направленные на развитие отдельных  отраслей;

- чрезвычайные программы,  которые разрабатываются в тех  случаях, когда экономика находится  в кризисном состоянии вследствие  экономических кризисов, экологических  катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных  программ решаются задачи структурной  перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Прямые (административные) направления

К административным направлениям регулирования экономики относят  такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание  общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях  обеспечения безопасности или по другим причинам государство может  запретить следование через его  территорию персоны нон грата  и грузов других государств.

Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство  дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных  норм. Например, при несвоевременной  уплате налогов взимаются штрафы.

Административные направления  регулирования используются часто  при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также  при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные направления находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический  регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих  государственных решений, а также  контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет  в себе элемент администрирования. В то же время административные направления  должны быть экономически обосноМетоды прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом выборе, сколько - на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние ни логового законодательства. В каждой стране законом предписана обязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу части получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен также порядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться размер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства.[4]

Методы косвенного воздействия  проявляются в том, что государство  не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном  выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые  соответствуют целям экономической  политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование  центральным банком величины учетной  ставки, а также - модуляцию налоговых  ставок.

Оба метода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих  методов, однако во многом дело зависит  от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем  объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования, в то время  как при использовании денежно-кредитной  политики на первый план выходят косвенные  элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное  за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом  правительственного аппарата. В отличие  от этого, центральный банк имеет, согласно конституции многих стран, относительно самостоятельный статус.

С точки зрения более конкретного, прагматического подхода разумно  обозначить два ведущих инструмента, используемых правительством для регулирования:

- воздействие с акцентом  на использование государственных  финансов (финансовая политика)

- воздействие с акцентом  на использование кредитно-денежных  аспектов (монетарная, денежно-кредитная  политика).

Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой.

    Финансовая (фискальная) политика

Использование финансовых инструментов для реализации определенных макроэкономических целей обусловило формирование такого явления, как финансовая (фискальная) политика. В мировой экономической  литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Однако, в смысловом наполнении двух указанных терминов следует видеть различие. Термин "фискальная политика" имеет более узкое значение. Он подчеркивает, в первую очередь, значимость аккумуляции ресурсов в государственном бюджете и использование этого процесса в целях регулирования конъюнктуры.


Понятие "финансовая политика" отражает более широкое содержание. Смысловая нацеленность данного  термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование. При этом подчеркивается целый ряд направлений финансирования, которые превратились, по сути, в  самостоятельные области экономической  политики государства.

Отметим, что многосторонность понятия "финансовая политика" ориентирует  на восприятие данного экономического явления в двух аспектах:

- как механизм, или инструмент (с помощью которого достигается  выполнение многих макроэкономических  целей),

- как самостоятельное  направление экономической политики.

Процесс финансового регулирования  основан на использовании системы  аккумуляции средств и их расходования. В каждом случае - своя специфика. Сильная  сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные  колебания. Политика же финансовых затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.

Основу финансовых доходов  составляют налоги. По экономическому содержанию налоги - обязательные платежи  физических и юридических лиц, осуществляемые без получения встречной услуги.

С целью получения систематизированного представления обо всех налогах  сложились различные их классификации. Например, различают основные и дополнительные налоги. Критерий данного подхода - степень важности доходов для  бюджета. Принято выделять также  прямые и косвенные налоги (основа классификации в данном случае - характер изъятия средств). В зависимости  от субъекта обложения налоги можно  подразделить на две группы: связанные  с доходами и с использованием этих доходов. Налоговая система  является мощнейшим средством перераспределения  финансовых ресурсов. Степень использования  данного метода имеет отличия  в разных странах. Например, в США и Японии через налоговую систему мобилизуется 27-29% ВНП, в Швеции - 50-54%.

В целом налоговая система  представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обеспечении изъятия  у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, с другой - не допустить снижения деловой  активности этих субъектов. Решение  данного парадокса осуществляется за счет разумных компромиссов. Их действие основано на использовании налоговой  системой ряда принципов.

Налогообложение следует  построить так, чтобы затраты  государства на его реализацию были настолько низки, насколько это  возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения).

Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты  налогоплательщика, связанные с  процедурой выплаты, были максимально  низки (принцип дешевизны уплаты налогов).

Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика, с  тем, чтобы не ущемлять его экономическую  активность (принцип ограничения  бремени налогов).

В качестве самостоятельного принципа можно назвать и положение  о необходимости нахождения оптимальных  ставок налогообложения. Данное правило, ориентированное на стимулирование деловой активности предпринимателей, было выдвинуто американским экономистом  А.Лаффером. Реализуя это правило  в условиях России, уместно сослаться  на мнение российского экономиста Е.Г.Ясина. По его словам, оптимальная для  условий России налоговая нагрузка не должна превышать 30-32%.1

Завершая разговор о принципах, опора на которые способствует регулирующему  потенциалу налоговой системы, следует  упомянуть еще одну важную характеристику. Практика развитой рыночной экономики  показывает: политика доходов имеет  более сильный воздействующий эффект по сравнению с политикой расходов. Объяснение в немалой степени  имеет социально-психологический  характер. Человек эмоциональнее  воспринимает факт изъятия, чем случай недополучения. Кнут весомее пряника!

Обращаясь к конкретным методам  налогового регулирования, следует  обозначить два аспекта.

Во-первых, речь идет о системе  нормативного изменения ставок налогообложения. Данный метод весьма действенен, хотя используется не очень часто.

Во-вторых, заметную роль играет использование системы прогрессивных  ставок. Именно этот аспект создает  условия автоматического регулирующего  воздействия налоговой системы. Благодаря прогрессии, а также  умело разработанной системе  соотношения облагаемых сумм и используемых ставок, налоговая система приобретает  свойство эластичности. Это означает, что налогообложение приобретает  адаптационные (по отношению к колебаниям конъюнктуры) свойства.[4]

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы