Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:43, курсовая работа
Государственное регулирование экономики — это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, "провалами" рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.[
Введение
1. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики………………………………………………………………………5-9
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………….10-18
3.Практикум…………………………………………………………………..19-20
4.Каковы могут быть пределы государственного вмешательства в рыночный процесс………………………………………………………………………..21-23
Заключение
Литература
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики.
Косвенные (экономические) направления
Современная рыночная экономика
регулируется с помощью экономических
(косвенных) и административных направлений.
При постоянно меняющемся их конкретном
соотношении всегда преобладают
экономические направления, так
как они не сковывают свободу
предпринимательства, не носят разрушительного
характера и оказывают
К экономическим направлениям относятся: денежно-кредитная и финансовая политика. Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:
- операции на открытом
рынке, т. е. на рынке
- политика учетной ставки
(дисконтная политика) или ставки
рефинансирования, т. е. регулирование
процента по займам
- изменение нормы обязательных
резервов банков, т. е. той суммы,
которую коммерческие банки
Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).
Некоторые экономисты к экономическим
направлениям государственного регулирования
относят также систему
-краткосрочные программы,
-среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5лет.
-долгосрочные программы,которые составляются на срок от 5лет более.
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
- общегосударственные программы.
- региональные программы,
охватывающие деятельность
- целевые программы. Они
предусматривают развитие
- отраслевые программы,
направленные на развитие
- чрезвычайные программы,
которые разрабатываются в тех
случаях, когда экономика
С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.
Государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.
Прямые (административные) направления
К административным направлениям
регулирования экономики
Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.
Разрешение — это согласие,
выданное в письменной или устной
форме субъектом управления. Государство
дает разрешение на ведение многих
видов экономической
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
Административные направления регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.
Экономические и административные
направления находятся в
Методы косвенного воздействия
проявляются в том, что государство
не влияет прямо на принимаемые субъектами
решения. Оно создает лишь предпосылки
к тому, чтобы при самостоятельном
выборе экономических решений субъекты
тяготели к тем вариантам, которые
соответствуют целям
Оба метода воздействия на
экономику не разделены, безусловно,
жесткой линией. В каждом из используемых
инструментов имеются элементы обоих
методов, однако во многом дело зависит
от их соотношения. Например, в рамках
проведения финансовой политики в большем
объеме наблюдается проявление прямых
методов регулирования, в то время
как при использовании денежно-
С точки зрения более конкретного,
прагматического подхода
- воздействие с акцентом
на использование
- воздействие с акцентом
на использование кредитно-
Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой.
Финансовая (фискальная) политика
Использование финансовых инструментов для реализации определенных макроэкономических целей обусловило формирование такого явления, как финансовая (фискальная) политика. В мировой экономической литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Однако, в смысловом наполнении двух указанных терминов следует видеть различие. Термин "фискальная политика" имеет более узкое значение. Он подчеркивает, в первую очередь, значимость аккумуляции ресурсов в государственном бюджете и использование этого процесса в целях регулирования конъюнктуры.
Понятие "финансовая политика"
отражает более широкое содержание.
Смысловая нацеленность данного
термина больше ориентируется не
только на сбор ресурсов, но и на их
использование. При этом подчеркивается
целый ряд направлений
Отметим, что многосторонность понятия "финансовая политика" ориентирует на восприятие данного экономического явления в двух аспектах:
- как механизм, или инструмент
(с помощью которого
- как самостоятельное
направление экономической
Процесс финансового регулирования основан на использовании системы аккумуляции средств и их расходования. В каждом случае - своя специфика. Сильная сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные колебания. Политика же финансовых затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.
Основу финансовых доходов
составляют налоги. По экономическому
содержанию налоги - обязательные платежи
физических и юридических лиц, осуществляемые
без получения встречной
С целью получения
В целом налоговая система
представляет собой противоречивое
явление. С одной стороны, ее задача
состоит в обеспечении изъятия
у субъектов экономики
Налогообложение следует построить так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения).
Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки (принцип дешевизны уплаты налогов).
Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика, с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность (принцип ограничения бремени налогов).
В качестве самостоятельного принципа можно назвать и положение о необходимости нахождения оптимальных ставок налогообложения. Данное правило, ориентированное на стимулирование деловой активности предпринимателей, было выдвинуто американским экономистом А.Лаффером. Реализуя это правило в условиях России, уместно сослаться на мнение российского экономиста Е.Г.Ясина. По его словам, оптимальная для условий России налоговая нагрузка не должна превышать 30-32%.1
Завершая разговор о принципах,
опора на которые способствует регулирующему
потенциалу налоговой системы, следует
упомянуть еще одну важную характеристику.
Практика развитой рыночной экономики
показывает: политика доходов имеет
более сильный воздействующий эффект
по сравнению с политикой
Обращаясь к конкретным методам налогового регулирования, следует обозначить два аспекта.
Во-первых, речь идет о системе нормативного изменения ставок налогообложения. Данный метод весьма действенен, хотя используется не очень часто.
Во-вторых, заметную роль играет
использование системы
Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы