Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 23:33, курсовая работа
Государственное регулирование экономики -- это система мер государства посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.
Оба
метода воздействия на экономику
не разделены, безусловно, жесткой линией.
В каждом из используемых инструментов
имеются элементы обоих методов,
однако во многом дело зависит от их
соотношения. Например, в рамках проведения
финансовой политики в большем объеме
наблюдается проявление прямых методов
регулирования, в то время как
при использовании денежно-
С
точки зрения более конкретного,
прагматического подхода
* воздействие с акцентом на использование государственных финансов (финансовая политика)
*
воздействие с акцентом на
использование кредитно-
Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой.
В
историческом развитии рыночного общества
прослеживается эволюция постепенного
перемещения эпицентра
2.2 Финансовая (фискальная) политика
Использование
финансовых инструментов для реализации
определенных макроэкономических целей
обусловило формирование такого явления,
как финансовая (фискальная) политика.
В мировой экономической
Понятие «финансовая политика» отражает более широкое содержание. Смысловая нацеленность данного термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование. При этом подчеркивается целый ряд направлений финансирования, которые превратились, по сути, в самостоятельные области экономической политики государства.
Отметим, что многосторонность понятия «финансовая политика» ориентирует на восприятие данного экономического явления в двух аспектах:
· как механизм, или инструмент (с помощью которого достигается выполнение многих макроэкономических целей),
·
как самостоятельное
Процесс
финансового регулирования
Основу
финансовых доходов составляют налоги.
По экономическому содержанию налоги
- обязательные платежи физических
и юридических лиц, осуществляемые
без получения встречной
В ходе исторического развития в мировой хозяйственной практике сформировалось множество видов налогов. В современных развитых странах их численность составляет около 50. Для сравнения отметим, что в конце 1990-х гг. количество видов налогов в России превысило 80.
С
целью получения
В
целом налоговая система
Налогообложение следует построить так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения).
Взимание
налогов должно осуществляться так,
чтобы затраты
Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика, с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность (принцип ограничения бремени налогов).
В
качестве самостоятельного принципа можно
назвать и положение о
Завершая
разговор о принципах, опора на которые
способствует регулирующему потенциалу
налоговой системы, следует упомянуть
еще одну важную характеристику. Практика
развитой рыночной экономики показывает:
политика доходов имеет более
сильный воздействующий эффект по сравнению
с политикой расходов. Объяснение
в немалой степени имеет
Обращаясь к конкретным методам налогового регулирования, следует обозначить два аспекта.
Во-первых, речь идет о системе нормативного изменения ставок налогообложения. Данный метод весьма действенен, хотя используется не очень часто.
Во-вторых,
заметную роль играет использование
системы прогрессивных ставок. Именно
этот аспект создает условия
В развитой рыночной экономике степень налоговой адаптационности составляет нередко 1,5. Это означает, что повышение или понижение национального дохода на 1% обеспечивает рост или сокращение суммы поступлений от налогов на 1,5%.
2.3 Денежно кредитная (монетарная) политика
Монетарная политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка (ЦБ) в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данной формы регулирования - достижение равновесного и устойчивого развития экономики.
Особенностью
монетарных методов является то, что
с их помощью государство стремится
воздействовать преимущественно на
совокупное предложение. Наиболее активный
элемент при этом - влияние (через
кредит) на мотивы, связанные с инвестированием.
Для сравнения отметим: наиболее
активная сторона финансового
Субъектами
данного механизма
В рамках монетарной политики центральный банк выполняет две основные функции:
·
обеспечение национальной экономики
полноценной валютной системой, являющейся
важнейшим элементом
·
воздействие на кредитную деятельность
деловых банков (в интересах
В России основная функция Банка России - разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Согласно
принятым в странах с развитой
рыночной экономикой законам, деятельность
ЦБ должна быть нацелена на выполнение
задач экономической политики правительства.
В то же время данный кредитный
центр может иметь различный
статус по отношению к правительству.
В ряде случаев ЦБ полностью подотчетен,
иногда имеет небольшую
Определенная
степень самостоятельности
Практика
зарубежных стран показывает: операционная
самостоятельность ЦБ обусловливает,
как правило, более удачные
Инструменты монетарной политики
Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия. В этом - аналогия общим принципам действия государства в экономике. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом. Операции на открытом рынке представляют собой наиболее рыночный вариант воздействия ЦБ на экономику. Цель, которая при этом преследуется, - регулирование количества денег, находящихся в обороте в данной стране. В ходе продажи ценных бумаг коммерческим банкам у них изымаются избыточные балансовые резервы. В итоге денежная масса в обращении сокращается. В случае покупки ценных бумаг у деловых банков ЦБ оплачивает их стоимость и тем самым вводит в народнохозяйственный оборот дополнительную массу денег.
Учетная политика. На основании закона ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которому он выдает кредиты деловым банкам. Происходит своего рода регулирование «цены кредита». Получая данные ресурсы, деловые банки предоставляют их (по более высокому проценту) другим субъектам экономики. Мировой опыт показывает, что ставки коммерческих банков превышают ставку ЦБ, как правило, на 0,5-2%. В условиях России инфляционные явления в 1990-х гг. обусловливали формирование совершенно иных пропорций. Если предлагаемая ставка рефинансирования ЦБ могла составлять примерно 100%, то последующий уровень ставки у коммерческих банков достигал 150-180%.
С помощью ставки процента ЦБ оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. «Дорогой» кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы со стороны предпринимательского сектора. В итоге сокращаются их инвестиции. Деловая активность в стране снижается.
В историческом плане заметна тенденция повышения учетной ставки в развитых странах в течение XX в. В первой половине столетия под влиянием рекомендаций Дж. Кейнса правительства стремились проводить политику «дешевых денег». С середины 30-х по начало 50-х гг. учетная ставка в Англии сохранялась на уровне 2%, в США - 1%. Во второй половине XX в. ставки заметно повысились. В 1990 г. они достигли наиболее высокого уровня (13,9% - в Англии и 6,5% - в США). Затем, однако, они вновь несколько снизились. В целом следует отметить, что данный вид регулирования в мировой экономике со временем стал использоваться менее активно.
Регулирование с помощью политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех случаях, когда деловые банки сами обладают солидными резервами и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами в ЦБ.
Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели и инструменты