Государственная собственность в России и странах Запада

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - форма собственности, при которой имущество, в т. ч. средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Работа содержит 1 файл

Госуд собств.docx

— 51.64 Кб (Скачать)

Вторая  причина - низкая экономическая эффективность  госпредприятий, обусловленная спецификой их функций, экономического положения, особенностями системы управления госсектором. Давая ее содержательную характеристику, следует обратить внимание на следующие принципиальные моменты:

  • госпредприятия решают задачи, как общеэкономические (например, поддержка отраслей, важных с точки зрения национальной экономики, но хиреющих из-за непривлекательности для частного капитала, обеспечение нормального функционирования экономической инфраструктуры), так и социальные (предоставление населению льготных услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, расширения трудоустройства безработных и др.). Их постановка и реализация в значительной степени ограничивают возможности достижения микроэкономической эффективности;
  • госпредприятия в период, предшествовавший широкомасштабной приватизации, с одной стороны, как правило, не имели свободы маневра на рынке, не могли самостоятельно изменять свой производственный профиль, диверсифицировать производство, с другой, были полностью исключены из конкурентной борьбы. Отсутствие сколько-нибудь экономически обоснованных финансовых ограничений позволяло использовать госбюджет для систематического покрытия их убытков и в то же время усиливало налоговую нагрузку на других экономических субъектов, ограничивая их стимулы к развитию бизнеса;
  • системе управления госпредприятиями присущ ряд генетических, в принципе неустранимых дефектов. В их числе: бюрократизация управленческой деятельности, проявляющаяся в доминировании частных интересов государственных служащих над общественными, превращении задачи воспроизводства государственного управления в конечную цель, практически не связанную с состоянием и направленностью изменений, происходящих в национальной экономике; относительная длительность процессов сбора, переработки, анализа информации, необходимой государственным органам для принятия решений. Такая информация оказывается зачастую недостоверной, поскольку отражает уже прошедший временной период.

Третья  тенденция развития государственной  собственности отражает процесс  проникновения государственного капитала в частный сектор, и наоборот. Она свидетельствует о появлении  принципиально новой характеристики современной смешанной экономики, которую отличает не традиционно  параллельное, преимущественно обособленное функционирование государственной  и частной собственности, а их тесное взаимодействие.

Смешанные предприятия обладают потенциалом  для разрешения противоречий, имманентных  рыночной системе хозяйствования: между  ориентацией на текущую конъюнктуру  рынка и долгосрочными целями развития экономики, ее ключевых отраслей и региональных формирований, между  мотивами прибыльности и социальной эффективности. Такая возможность обеспечивается тем, что государством, как правило, устанавливаются определенные ориентиры (экономические, социальные), достижение которых "включает" действие разнообразных льгот - по налогам, кредитам и др. Такие предприятия, являясь полностью погруженными в рыночные условия, имея коммерческие цели и в то же время находясь в поле действия экономических интересов государства, позволяют последнему с гораздо меньшим запаздыванием и издержками, чем при использовании традиционных форм хозяйствования, отслеживать изменения в механизме предпринимательской деятельности и вносить коррективы в ее экономические и правовые условия.

5. Формы государственного предпринимательства.

Государственное предпринимательство  осуществляется: а) коммерческими предприятиями госсектора; б) хозяйственными субъектами, основанными на смешанной форме собственности; в) посредством формирования сферы рыночного предложения государственного капитала.

Рассмотрим  содержание названных форм. Коммерческие государственные предприятия могут  функционировать как в рамках публичного, так и частного права. Уровень экономической самостоятельности  вторых существенно выше, чем первых. Они имеют широкий спектр прав: от выбора поставщиков и покупателей  до ценообразования на свою продукцию. Ими финансируются собственные  текущие и капитальные затраты. Самофинансирование не означает полной независимости от кредитно-финансовых институтов. Не исключает оно и  использование в ряде случаев  бюджета в виде дотаций и субсидий. Но это - дополнительные ресурсы, привлекаемые на определенных условиях. Если ссудный капитал - то возвратности и платности, если финансовая помощь государства, то целевая, охватывающая ограниченный круг объектов и носящая исключительно временный характер.

Ныне  в развитых странах апробируются различные пути развития этой формы  предпринимательства: расширяется  самостоятельность государственных  предприятий в определении размеров капвложений, привлечении инвестиционных ресурсов на внутренних рынках ссудного капитала и международных финансовых рынках; изменяются правила финансовых взаимоотношений государства и  предприятий (увеличиваются процентные ставки за хранение денежных средств  компаний на государственных банковских счетах); осуществляется перевод предприятий  с режима публичного права к регулированию  их деятельности нормами частного права.

Важным  инструментом обеспечения самостоятельности  госпредприятий являются контракты (соглашения), заключаемые предприятиями с  правительством. Они предусматривают: среднесрочные задачи развития предприятия; задания по обеспечению занятости, проведению НИОКР, экономии энергетических ресурсов; механизм финансовых отношений  с государством (общий размер инвестиций, государственных дотаций, дивидендов, получаемых собственником). Контракты  позволяют государству четко  определить задачи каждого предприятия  в рамках общей стратегии развития национальной экономики, его финансовые взаимоотношения с правительственными организациями, исходя из твердо установленных налогов, цен и тарифов на продукцию.

Перспективной формой государственного предпринимательства  является интеграция государственного и частного капитала в рамках отдельной  компании. Такие смешанные предприятия могут создаваться сразу (ФРГ), в результате частичной реприватизации государственных корпораций (Великобритания), путем "филиализации", при которой смешанную форму приобретают, как правило, дочерние и внучатые компании государственных холдингов (Италия, Франция, Австрия, Испания, Швеция).  

Акционерные общества со смешанным капиталом  позволяют государству использовать частный капитал для достижения различных целей: обеспечения конкурентоспособности  предприятий, экономии бюджетных средств, используемых на дотирование хиреющих государственных фирм, расширения сферы  действия инструментария менеджмента  и др.Особенно широко акционерные смешанные предприятия распространены в Италии, ФРГ, Австрии, Франции, Испании. Крупнейшие их представители по своей отраслевой структуре представляют собой высоко диверсифицированные компании, организованные по однотипной схеме: головные финансовые холдинги руководят звеньями дочерних, чисто финансовых или финансово-промышленных холдингов, созданных по отраслевому принципу. Последние, в свою очередь, направляют деятельность основной массы внучатых, как правило, государственно-частных компаний, связанных между собой разветвленными системами участия. Показательным примером такого госхолдинга является итальянский концерн ИРИ - Институт промышленной реконструкции, который входит в первую двадцатку крупнейших монополистических объединений мира. Сфера его действия охватывает многие отрасли национальной экономики: черную металлургию, машиностроение, судостроение, электронику и связь, гражданское строительство, пищевую промышленность и др. Многоступенчатая акционерная структура позволяет государству при скромных вложениях собственного капитала (около 10 процентов) держать в руках колоссальный финансово-промышленный комплекс.

Предпочтительные  сферы деятельности смешанных предприятий:

  • отрасли, нуждающиеся в крупных инвестициях (наукоемкое производство, производство, подлежащее конверсии, или ее уже осуществляющее);
  • важнейшие импортозаменяющие производства; отрасли, дающие основные валютные поступления; рыночная инфраструктура (предприятия, оказывающие разнообразные услуги: инжиниринговые, факторинговые, лизинговые и др.)

Развитие  смешанного предпринимательства позволяет  существенно снизить трансакционные издержки, связанные с подключением частного бизнеса к среднесрочному и долгосрочному макроэкономическому маневрированию (например, к выполнению общенациональных, региональных программ); обеспечивать известную " прозрачность " организационных связей государства и частного бизнеса, а следовательно, снижать в определенной степени риски совместно проводимых финансовых операций.

Динамично развивающейся формой государственного предпринимательства является передача государственного имущества во временное  пользование частным юридическим  и физическим лицам. Современная  хозяйственная практика отличается разнообразием инструментов использования  такой формы. Один из них - передача объектов государственной собственности  в трастовое (доверительное) управление частным предпринимателям. Такое  управление не влечет перехода права  собственности на имущество от собственника к доверительному управляющему. В  соответствии с договором учредитель траста передает управляющему на определенный срок часть своего имущества, которое  используется последним в интересах  либо учредителя, либо указанного им третьего лица. Потребность в такой передаче может определяться неспособностью собственника эффективно использовать некоторые объекты принадлежащего ему имущества, желанием использовать для этого профессионалов.

Другим  инструментом становится контрактная  система размещения государственного заказа. Она предполагает конкурентную борьбу между соискателями госзаказа. Предмет конкуренции - минимальная  стоимость исполнения контракта  при обеспечении качества и экологических  требований. Госзаказ содержит количественные и качественные показатели предоставляемых государству товаров и услуг, финансовый план, регламентирующий состав прямых и косвенных расходов, плановую цену заказа, норму прибыли. Развитие предпринимательского потенциала достигается также применением механизма франчайзинга, при котором частному предпринимателю предоставляется привилегия на право пользования государственной собственностью для производства определенных товаров (услуг), заказчиком которых выступает государство. Соглашение о франчайзинге заключается с теми, кто при соблюдении устанавливаемых государством требований (к тарифам, объемам производства и др.) берут на себя обязательство вести дело при наименьших размерах выделяемых из бюджета средств или же при выплатах в него больших доходов.

Параллельное  функционирование в рамках одного предприятия  различных по организации и уровню использования ресурсов хозяйственных  структур способно оказать существенное влияние на ценностные ориентации и  мотивы деятельности трудового коллектива. Для государства такая практика примечательна тем, что позволяет  апробировать механизм интеграции интересов  его и частного бизнеса, формирования общей ответственности за результаты предпринимательской деятельности, заинтересованности в устойчивых доходах. 

Заключение

     Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности  РФ (федеральная собственность), и  имущество, принадлежащее на праве  собственности субъектам РФ –  республикам, краям, областям, городам  федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность  субъекта РФ).

     Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся  в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

     Имущество, находящееся в государственной  собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296.

     Государственное управление как управляющая система  должно приобрести характер опережающего состояния, предложить обществу новую  стратегию и подходы развития. ХХ век прошел под знаком индустриального  развития, научно- технической революции.

     Пришло  время не разбрасывать, а собирать камни, выстраивать новую систему  ценностей во имя Человека.

     В России нельзя строить систему управления умозрительно, согласно чьим-то представлениям об идеальной демократии, полагаясь  на стихийное пробуждение инициативы.

     В стране 2/3 территории – Север и  зоны рискованного земледелия, громоздкие затратные инфраструктуры, транспортная сеть, уязвимые границы.

     Надежное  функционирование и воспроизводство  хозяйства страны, даже только того, что есть, требует эффективной  системы государственного управления по вертикали и горизонтали, жесткая  централизация оскудевших бюджетных  средств, консолидации общества на базе решения конкретных задач.

     Государственное управление должно обеспечить функционирование хозяйственного механизма; развитие социальной, экологической и других сфер, где  применение рыночных отношений нецелесообразно  и неэффективно; укрепление российской государственности и позиции  страны в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственная собственность в России и странах Запада