Государственная собственность и ее роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто является хозяином земли, фабрики, духовного богатства?
Общепризнанно, что вопрос собственности – это один из самых главных вопросов, определяющих существования и пути развития человеческого общества. От того, как и кем, он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени, в том числе и в данный исторический промежуток времени, зависит благополучие, а очень часто и само существование любого общества.
Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Определение понятия собственности и ее сущности ………………….…….5
1.1. Типы, формы и виды собственности…..………….……………………....9
1.2. Отношения между государственной и частной собственностью…..….11
2. Роль и значение государственной собственности в России………………..14
2.1. Проблемы эффективного использования государственной собственности в России…………….14
2.2. Дальнейшие перспективы развития государственного сектора в России………………………………………………………………………….....20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Гос. собственность.docx

— 51.84 Кб (Скачать)
  1. национализации (переход имущества из частной собственности в государственную), осуществляемой, как правило, методом выкупа);
  2. строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;
  3. покупки государством контрольного пакета акций частных компаний.

Выделяют следующие виды государственной  собственности:


1. Федеральная  государственная собственность  – находится в ведении центральных,  общегосударственных органов управления.

2. Региональная  государственная собственность  – находится в ведении органов  региональных органов управления: республик, краев, областей и  других образований в составе  государства.

3. Муниципальная  государственная собственность  – находится в ведении органов  местного самоуправления. Объектом  муниципальной собственности могут  быть предприятия местной промышленности, коммунального хозяйства, объекты  бытового обслуживания, местный  транспорт.

Можно также  выделить смешанную собственность  – она одновременно находится  в ведении частных лиц и  государственных органов управления разного уровня с разной долей  участия.

 

    1. Отношения между государственной и частной собственностью

 

Рассмотрение  системы отношений собственности  позволяет ответить на вопрос, в  чьих интересах осуществляется экономическая  деятельность

Система отношения собственности включает, прежде всего, два полюсных отношения  – присвоение и отчуждение. Присвоение как элемент системы отношений  собственности выражается в том, что никто не может использовать средства производства, не вступая  в отношения с их собственником. Отчуждение – это лишение данного лица возможности использовать некий предмет в потреблении, что и происходит в процессе продажи объекта собственности. Между этими полюсами внутренней структуры отношений собственности располагаются отношения владения, пользования и распоряжения. Владение представляют собой неполной присвоение, позволяющее владельцу присваивать часть дохода от использования не принадлежащих ему средств производства. Пользование объектами собственности – это оперирование средствами производства в производственном процессе. Под распоряжением объектами собственности понимается управление использованием собственности, которое в настоящее время является прерогативой менеджеров.

В разных странах и в разные периоды  истории соотношение между частной  и государственной собственностью различно и постоянно меняется с  помощью процессов национализации и приватизации.

Национализация  – перевод собственности из ведения  частных лиц в государственное  ведение. В частности, применяется, когда значительно повышается стратегическая значимость для государства объектов данной собственности, когда частные  собственники не могут обеспечить производство необходимого для государства и  общества продукта  или когда  они в результате преступного  или небрежного руководства разрушают  предприятия, производящие необходимый  государству и обществу продукт.

Приватизация  – процесс перехода от государственной  к частной собственности путем  выкупа или передачи имущества государственных  предприятий трудовым коллективам, отдельным гражданам с одновременным  переводом в акционерные, коллективные, частные предприятия. Целью приватизации может быть повышение эффективности  экономической системы и разгрузки  государственных органов управления на основе создания и расширения частной  формы собственности на средства производства и класса собственников. Критериями приватизации и передачи предприятия в конкретные руки, в  частности, могут быть максимальная уплачиваемая будущим собственником цена и сохранение или повышение показателей эффективности предприятия, таких,  как: объем выпуска и качество продукции, величина издержек, объем уплачиваемых в государственный бюджет налогов, число занятых, модернизация предприятия, уровень заработной платы работников.

Одна  из точек зрения предполагает, что  свободный доступ всех к ресурсам общества означал бы нехозяйственное, неэффективное использование. Отношения  собственности необходимы, поскольку  ресурсы общества ограничены. Ограниченность ресурсов требует, чтобы у них  были конкретные хозяева, т.е. собственники. Собственник или субъект собственности  – это, прежде всего хозяин, т.е. тот, кто ценит ресурсы выше других и поэтому способен наиболее эффективно использовать их и извлекать из них  максимальную пользу. И в этой точке  зрения более значимая, ведущая роль отводится частной собственности  на средства производства.

Выделяя отдельные элементы исторического  опыта, некоторые авторы считают, что, когда экономическая система  функционирует на базе государственной  собственности на средства производства, ее эффективность ниже, чем в том  случае, когда основу составляет частная  собственность на средства производства. В настоящее время не существует экономических систем, базирующихся только на каком-либо одном виде собственности. Каждый из этих видов необходим и  играет определенную роль.

Классификатор форм собственности предусматривает  наличие в нашей стране различных  форм собственности, включая иностранную  и смешанную собственность с  совместным российским и иностранным  участием.

О соотношении  форм собственности в современной  российской экономике, можно судить по данным приведенных в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2.

 
Государственная и негосударственная собственность в России(%)

 

Форма собственности 

1991

1993

1995

1997

1999

Государственная собственность 

91

53

42

9,5

7,3

Негосударственная  
собственность

9

47

58

90,5

92,7


 

От сюда следует, что государственная собственность  за период с 1991 по 1999 год стала негосударственной  почти на 80%. Однако, как и в целом по стране, смена форм собственности не привела к увеличению эффективности народного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ  В РОССИИ

 

В каждом государстве установилось свое соотношение  между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в  нематериальной сфере утвердилось  преимущество тех или иных форм.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере  как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной  экономической реформы, проходило  быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым  ощутимым проявлением изменений  в экономике.

Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

 

2.1. Проблемы эффективного использования  государственной собственности  в России

 

С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход  к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую  систему отличал целый ряд  устойчивых признаков от всех прежних  и параллельно существующих в  мире систем.

Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в  противоречие с централизованным директивным  управлением. СССР оказался не в состоянии  в полной мере освоить достижения научно-технической революции, во второй ее части и экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость  в изменении отношений собственности  как основы всей системы экономических  отношений.

Возрождение различных форм частной  собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х  годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной  деятельности через развитие рынка  и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение  эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и  создание конкурентной среды, привлечение  иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный  хозяйственный комплекс с установившимися  связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рыночные отношения страна вступила не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.

В России приватизация началась в  октябре 1992 г. Первым ее этапом стала  так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

Второй  этап – ваучерная приватизация. Его основным содержанием стало  преобразование государственных предприятий  в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».

По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной  собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.

С 1 июля 1994 г. был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:

1. 75% предприятий  находились в собственности трудовых  коллективов, которые не собирались  продавать свою долю какому-то  другому лицу.

2. Большое  количество акций приобрели за  ваучеры мелкие собственники. Они  заинтересованы только в получении  высоких дивидендов и не вкладывают  деньги в производство.

3. Инвесторы  не хотят вкладывать деньги  в убыточные и малоприбыльные  предприятия.

Четвертым этапом приватизации стали залоговые  аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.

Результаты  приватизации: в 1993 году из 86 тыс. предприятий  приватизировано 39 тыс. предприятий, путем  акционирования — 31%, продажи — 69%, общей  стоимостью 753 млрд. рублей. На сегодняшний  день контрольный пакет акций  остался у государства в 4,1% предприятий.6

К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

В переходной экономике России наметились тенденции  обратных преобразований собственности  из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут  служить многочисленные факты возвращения  приватизированного жилья в муниципальную  собственность; объединение паев акционированных  сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных  предприятий с целью подъема  производства и др.

Информация о работе Государственная собственность и ее роль в современной экономике