Государственная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Понятие, уровень и формы безработицы…………………………………3
Способы измерения безработицы…………………………...8
Ущерб от безработицы……………………………………….9
Закон Оукена………………………………………………...11
Безработица и рынок труда…………………………………12
Проблемы занятости в разных экономических школах…..14
Государственная политика занятости…………………………………...16
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

БЕЗРАБОТИЦА. курсов работа.docx

— 63.83 Кб (Скачать)

    Занятость населения – важнейшая характеристика макроэкономики. Под занятостью понимается численность взрослого трудоспособного  населения, обеспеченного работой. (№1. с.338) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

    Поскольку безработица представляет собой  серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает  меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они  обусловлены разными причинами, используются разные меры.

    В отношении безработицы государство  располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в  сфере занятости.

    Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

    Макроэкономическая  политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

    Политика  в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

    Основными средствами борьбы с циклической  безработицей являются:

    • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
    • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

    Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

    • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
    • помощь частным службам такого типа.

    Специфическими  мерами для борьбы с фрикционной  безработицей выступают:

    • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
    • создание специальных служб для этих целей. (№5.)

    Все методы и меры, с помощью которых  государство воздействует на занятость  и безработицу, можно разделить  на две группы: активные и пассивные.

    Активные  меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета.

    Во- вторых, организационные законодательные  и финансовые меры государства, которые  включают:

    • организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий;
    • регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;
    • осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах;
    • создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите;
    • инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда;
    • стимулирование самостоятельной занятости населения;
    • содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

     Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

     В основе государственной системы  занятости лежит сеть служб и  фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный  Фонд занятости населения (ГФЗН), в  каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские  фонды и службы занятости, а в  городах и населенных пунктах, а  также в крупных сельских пунктах  существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной  службы занятости подчиняются соответствующим  вышестоящим органам и органам  исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

     Органы  службы занятости на безвозмездной  основе предоставляют органам государственной  статистики, налоговым органам и  получают от них сведения, необходимые  для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать  на безвозмездной основе у органов  исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

     Органы  служб занятости на основе прогнозов  экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы  занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих  органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

     Служба  занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

    • анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
    • вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
    • информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
    • оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
    • организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
    • оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
    • регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
    • разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
    • подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;
    • оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
    • выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
    • публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

     Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно  как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.

     Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым переходящим остатком), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.

     Заключение.

     Исходя  из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив  его невозможно наладить эффективную  деятельность экономики. Опираясь на цель моей работы, можно подвести итог:

     Специалисты по макроэкономике различают основные виды безработицы -  фрикционную, структурную, и циклическую.

      Безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей развитого рыночного хозяйства. Но все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности. Чтобы избежать атмосферы напряженности в стране, вызванной безработицей, государство должно различать виды существующей безработицы, их причины и влияние на экономику в целом, как положительное, так и отрицательное, а также должно иметь эффективный аппарат регулирования.

     Что касается причин, то до сих пор не найден компромисс между представителями  различных экономических школ. В  связи с этим я предполагаю, что  безработица в ближайшее время  будет оставаться одной из главных  макроэкономических проблем в мире, в том числе и в России.

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Г.М. Гукасьян, «Экономическая теория», Москва, 2004г.
  2. Дж. Сломан, «Основы экономики. 2-е издание», Москва, 2005г.
  3. А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная «Макроэкономика. Теория и российская практика», Москва, 2006г.
  4. Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина «Макроэкономика. 8-е издание»,  Москва, 2007г.
  5. http://gumanitarist.narod.ru/economics/25_bezrabotiza_gosudarstvo.htm
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

В таблице 1.1 представлена долгосрочная динамика уровня безработицы в индустриальных странах, которая иллюстрирует эту  тенденцию.

В таблице 1.2 представлены данные о динамике уровня безработицы в некоторых странах  трансформационных экономиках в  первой половине периода трансформации (до финансового кризиса 1998 года). В  отличии от стран Центральной  и Восточной Европы в России, на Украине и в некоторых других странах бывшего СССР расхождения  в показателях официального уровня безработицы и уровня безработицы, рассчитанного по международной  методологии, были весьма значительны  из-за несовершенства статистической базы.

Выбор стран, включенных в таблицу 1.2, обусловлен степенью доступности сопоставимой статистической информации о состоянии  рынков труда. Официальные показатели безработицы в других странах  бывшего СССР характеризуют аналогичные  тенденции, но достаточно сложно подобрать  сопоставимые серии данных по уровню безработицы, рассчитанному по методологии  Международной Организации Труда (МОТ), так как в изданиях МВФ, ЕБРР, ОЭСР и других международных источниках, на основе которых осуществляется сравнительный  анализ, данные за эти годы нередко  отсутствуют. В таблице 1.3 представлена динамика уровня безработицы за 1998-2003 гг. в некоторых странах СНГ, а  таблица 1.4 дает представление о  динамике этого показателя в России после кризиса 1998 года до 2005 года включительно. В настоящее время оценка уровня безработицы в России осуществляется преимущественно по методологии  МОТ, тогда как в некоторых  странах СНГ (см. таб. 1.3) по-прежнему сохраняется лишь показатель, характеризующий  число безработных, состоящих на официальном учете, что в несколько  раз ниже фактического уровня безработицы.

 

Таблица 1.1 – Индустриальные страны: долгосрочная динамика уровня безработицы (в %)

Страны В стреднем за 10-летие 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
1987-1996 1997-2006
Индустриальные  страны (в среднем  по всей группе) 6,8 6,3 6,5 7,2 7,6 7,4 7,0 7,1 6,8 6,7 6,4 5,8 5,9 6,4 6,6 6,3 6,1 5,9
Ведущие индустриальные страны 6,6 6,2 6,5 7,1 7,2 7,0 6,7 7,7 6,5 6,3 6,1 5,7 5,9 6,6 6,7 6,4 6,1 6,0
Страны  Европы 8,9 10,6 10,0 9,2 8,2 7,9 8,3 8,7 8,9 8,7 8,4
США 6,1 5,0 6,9 7,5 6,9 6,1 5,6 5,4 4,9 4,5 4,2 4,0 4,8 5,8 6,0 5,5 5,2 5,2
Германия 7,3 8,9 5,5 6,6 7,9 8,4 8,2 8,9 10,6 10,0 9,2 8,2 7,9 8,3 8,7 8,9 8,7 8,4
Франция 7,3 8,9 9,4 10,3 11,6 12,3 11,7 12,4 9,7 9,1 8,4 7,8 7,9 8,7 9,6 9,2 9,5 9,3
Италия 11,3 9,7 10,9 10,7 10,1 11,1 11,6 11,6 11,7 11,8 11,4 10,6 9,5 9,0 8,7 8,5 8,1 7,8
Испания 20,0 13,0 20,6 18,6 15,6 13,9 10,6 11,5 11,5 11,0 9,1 8,0
Нидерланды 6,4 3,8 5,0 3,8 3,2 2,8 2,2 2,8 3,7 4,6 5,0 4,5
Бельгия 8,4 8,0 9,2 9,3 8,6 6,9 6,7 7,3 7,9 7,8 7,9 8,0
Австрия 3,4 4,3 4,4 4,5 3,9 3,7 3,6 4,1 4,3 4,8 5,0 4,7
Финляндия 9,7 9,6 12,6 11,4 10,2 9,8 9,1 9,1 9,0 8,8 8,0 7,8

Информация о работе Государственная политика занятости