Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала " открытой ", а государственные границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

2tp.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Контрольные механизмы, используемые при разработке системы валютного контроля, были основаны на организации обмена информацией между таможенными органами, осуществляющими оформление товаров, и уполномоченными банками, ведущими расчетное обслуживание российских экспортеров.

При этом действие технологии таможенно-банковского  контроля ограничивается поставками товаров  в таможенном режиме экспорта с расчетами  в валюте, отличной от валюты Российской Федерации.

Таким образом, вне зоны действия рассматриваемых  контрольных механизмов остались поставки товаров с расчетами в валюте РФ, а также товары, вывозимые в соответствии с прочими таможенными режимами.

Наиболее  серьезной проблемой оказался не сам процесс создания системы  контроля, а ее завершающий этап - применение к нарушителям установленных санкций.

Руководствуясь  требованиями Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 г. № 629, ст. 24 Таможенного  кодекса РФ, ГТК России Приказом от 02.08.94 г. №391 (ДСП) установил, что обязательное зачисление всей валютной выручки является условием таможенного режима экспорта товаров, вывозимых в соответствии с внешнеторговыми сделками купли-продажи.

Таким образом, в настоящий момент в  случае непоступления валютной выручки  в установленные актами законодательства сроки, таможенные органы обязаны заводить и принимать к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт товаров, дела о нарушении таможенных правил в соответствии со ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Следующим шагом по развитию системы валютного  контроля стало введение в действие с 1996 г. совместной Инструкции ЦБ России и ГТК России “ О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары”.

Необходимость введения данной контрольной системы  обусловлена значительными переводами за рубеж валютных средств, не подтвержденных поставками импортируемых товаров.

В соответствии с Указом Президента от 21.11.95 г. № 1163 импортеры-резиденты в случае необеспечения  ввоза товаров на территорию России несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товара.

Взыскание штрафов осуществляется Федеральной  службой России по валютному и  экспортному контролю.

С ноября 1996 г. на уже существующей технологической основе обработки информационных потоков для осуществления мер государственного регулирования начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.

В соответствии с Указом Президента № 1209 от 18.08.96г. “О государственном регулировании  внешнеторговых бартерных сделок” контроль за исполнением бартерных сделок, предусматривающих экспорт товаров, осуществляют таможенные органы Российской Федерации. Статистический материал, полученный в результате действия ТБВК, позволил использовать имеющуюся информацию не только для текущих технологических целей, но и для формирования некоторых общих оценок действия системы.

Положительные тенденции в действии системы - это  переход на общепринятые формы расчетов, повышение активности клиентов в  части принятия всех возможных мер по возврату неполученной валютной выручки. Стали развиваться гарантийные операции по внешнеторговым контрактам, сокращаются сроки оплаты экспортированного товара. Начинает складываться взаимодействие таможенных органов с другими ведомствами в связи с решением вопросов, требующих привлечения информации, получаемой таможенными органами в процессе валютного контроля.

Вместе  с тем, следует отметить и некоторые  негативные моменты, существенно влияющие на эффективность применения системы  ТБВК:

- отставание нормативно-правовой базы, не позволяющее реализовать технологию ТБВК на ряде направлений (операции нерезидентов, контроль сделок с расчетами в валюте РФ);

- необходима  доработка правовых актов, регламентирующих  контроль исполнения внешнеторговых  бартерных сделок;

- неполный  охват системой ТБВК внешнеторговых  операций в связи с особенностями  контракта;

- недостаточная  эффективность завершающего этапа  ТБВК, прежде всего - применение  мер воздействия к нарушителям.

Ключом  к реализации потенциальных возможностей ТБВК в первую очередь служит дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей принципы валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности государственных органов, осуществляющих такой контроль. Работа в данном направлении ведется, в стадии проработки находятся предложения по внесению изменений в Таможенный кодекс, в Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, в другие нормативные акты, затрагивающие проблемы валютного контроля. 
 
 
 
 
 
 

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Исторически динамика государственного регулирования  степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

В настоящее  время сложилось несколько форм протекционизма:

- селективный  протекционизм – направлен против  отдельных стран или товаров;

- отраслевой  протекционизм – защищает определенные  отрасли (например, сельское хозяйство);

- коллективный  протекционизм – проводится союзами  некоторых государств в отношении  стран, в них не входящих;

- скрытый  протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной  торговли по своему характеру делятся  на тарифные (основаны на использовании  тарифов) и нетарифные (все остальные  методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт или форсировать экспорт.

Важная  роль в защите национальных интересов  отечественных товаропроизводителей принадлежит таможенным органам, которым эта задача вменена в обязанность действующим законодательством. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизмы исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни. Однако в нестабильных условиях достичь такого уровня деятельности таможенных органов практически невозможно, прежде всего, ввиду несформированности законодательства и недействующих механизмов обеспечения правовых норм.

Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.

Целями  таможенной политики являются обеспечение  наиболее эффективного использования  инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

Таможенные  пошлины и сборы являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского товарного рынка при его взаимодействии с мировым. Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу России, поэтому право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов, как в ближайшие годы, так и на более длительную перспективу должно быть сохранено за Правительством РФ.

Таможенные  платежи играют исключительно важную роль в обеспечении доходной части  федерального бюджета Российской Федерации, поскольку составляют около трети  доходов. Однако неиспользованные резервы  увеличения таможенных платежей остаются значительными.

В целях  совершенствования фискальной и  регулирующей функций таможенной системы  необходимо: последовательно снижать  средневзвешенную и максимальную импортную  пошлину; максимально укрупнить  товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции); ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работы).

Таможенное  регулирование в его нынешнем виде остается недостаточно эффективным. Следует привести таможенные процедуры  в соответствие с реальными возможностями  государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации методов таможенного оформления и контроля, сокращения дифференциации штрафных санкций.

В связи  с этим большое внимание должно быть уделено более детальной отладке таможенно-контрольных инструментов, так как от надежности их функционирования в значительной мере зависят результаты экономической деятельности. Однако в современном обществе всё более значительной становится тенденция к росту таможенных правонарушений, что снижает экономическую безопасность страны.

Таможенные  органы призваны выявлять и предотвращать  нарушения таможенных правил. Основными  способами совершения таможенных правонарушений, наносящих наиболее серьезный ущерб  экономической безопасности государству, являются недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, а также их перемещение через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля.

В I полугодии 2000 г. таможенными органами Южного региона  выявлено 9 157 нарушений таможенных правил (НТП), что на 9 % меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, заведено 4 030 дел о НТП и составлено 5127 актов (44 и 56% в общем числе НТП соответственно).

Учитывая  правовой вакуум, создавшийся из-за отсутствия в настоящее время  законодательных актов, регламентирующих судебную процедуру рассмотрения дел о НТП и наложения судами взысканий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, недостаточные численность и подготовленность (в плане владения спецификой таможенного дела) судейского корпуса, а также крайне низкий процент реального взыскания денежных средств по иным, нежели конфискация, видам санкций (8,6 %), возможно спрогнозировать резкое уменьшение сумм, поступающих в федеральный бюджет от таможенных органов в результате их деятельности по выявлению и пресечению таможенных правонарушений.

Не менее  опасна коррупция в органах таможенного  управления, которая чревата целым  рядом негативных последствий. Отечественный  производитель, стремящийся расширить  рынок сбыта своей продукции  до мирового уровня и столкнувшийся с коррумпированностью работников таможенной службы, неформальные расходы, которые ему приходится осуществить на подкуп, относит на издержки, что неизменно повышает цену экспорта. Как следствие, падает конкурентоспособность продукции на мировом рынке и снижается спрос на нее. Это ведет к сокращению экспорта, а, значит, и к некоторому падению отечественного производства и, соответственно, объема ВВП. Кроме того, снижаются тарифные поступления от экспорта – один из основных источников формирования доходной части бюджета.

Проблемы  эффективного таможенного контроля непосредственно связаны с соблюдением  правил доставки товаров от границы  до таможенных органов назначения, с несовершенством процедуры  представления товаров и транспортных средств в местах доставки для таможенного контроля. Количество складов временного хранения и таможенных складов должно быть сокращено с одновременным радикальным повышением технических требований к складам, заключающихся в обязательном оснащении их современной досмотровой техникой, высокоточными измерительными приборами большой производительности, компьютерной системой учета товаров, подключенной к локальной сети таможенного органа, модемными каналами связи, наличии достаточных для проведения таможенного оформления площадей.

Информация о работе Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики