Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала " открытой ", а государственные границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

2tp.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  МЕЖДУНАРОДНАЯ АКДЕМИЯ ТУРИЗМА

ТУРИСТСКИЙ  УНИВИРСИТЕТ 
ДМИТРОВСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

По предмету: Экономическая теория 
 
 
 

      На  тему: “Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы 
      Таможенной политики”
       
       
       
       
       

Выполнил: 
студент III курса РМАТ

Астанков  В.Ю.

Проверил:

Ярыгина О.В. 
 

ДМИТРОВ

2003

I. ВВЕДЕНИЕ

  Таможенная  политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

     Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов  государства принадлежит  таможенной  службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота  и  осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым  способствует  решению  экономических проблем.

        Путем разумных протекционистских  мер таможенная служба  оберегает  национальную промышленность.

        В новых рыночных условиях,  когда российская  экономика   стала  " открытой ",  а   государственные  границы " прозрачными " или во многих  местах " размытыми ",  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

        В ее обеспечении зоной ответственности  таможенной службы является сфера  внешнеэкономической деятельности  государства.

  Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание  таможенной инфраструктуры, способной  обеспечить выполнение главной  задачи,  поставленной перед таможенной  службой;

- обеспечение  экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение  федерального бюджета путем взимания  пошлин, сборов и некоторых видов    налогов; 

- участие  в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся  российским  экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование,  ведение и представление (официальной  публикации) таможенной статистики  внешней торговли России;

    - создание  правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной  службы.

        За прошедшие годы удалось  многое изменить в таможенном  законодательстве, подготовить и  принять такие основополагающие  для  таможенного дела  документы,  как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о " Таможенном тарифе ".

        Нормы и положения,  содержащиеся  в этих документах, соответствуют  мировым.  Следовательно, создана   правовая основа для деятельности  российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности,  интегрирования России в мировое хозяйство,  ее участие в развитии международной производственной кооперации.

       Возросла роль  Государственного  таможенного  комитета России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства.  Внедрение  новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления , организация контроля  за  их  поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

      С 1994 года Государственный таможенный комитет  практически  осуществляет таможенно-банковский  валютный контроль.  Системой валютного контроля, на основе информационного обмена более чем с тысячью уполномоченных банков и их филиалов, охвачены валютные операции экспортеров на сумму 57 миллиардов долларов США.

В настоящее  время на территории Российской Федерации  функционирует 15 региональных таможенных управлений ( в 1991 г. было 2 ), 150 таможен ( в 1991 г.  - 84),  503 таможенных поста ( было 122 ).  Сегодня таможенная служба России - это   53800 сотрудников ( было 8288 ).

       Такая система  таможенных  органов  позволяет  осуществлять  свои функции на всей территории России.

       Главными направлениями деятельности  таможенной  службы  России, как   это определено в разработанной  и ныне действующей программе,  были и остаются:  осуществление  фискальной и правоохранительной  функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИИ.  
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

История таможенной политики неотделима от социально-политических идей, изложенным в философских концепциях Ману, Хаммурапи, Веданты, Будды, Конфуция и других мыслителей прошлого. Они первыми на основе известных заповедей, обычаев и нравов обосновали идеи о правилах человеческого бытия, отражающих содержание отношений, складывающихся между людьми, в том числе и в области регулирования торговли.

В таких  государствах, как Шумер, Вавилон, Древний  Египет, Индия торговая политика выражала в основном интересы царя, фараонов, главных жрецов, браминов или очень  узкого круга приближенных. Однако, по мере развития городов-государств торговая политика начинает отражать не только интересы более широких слоев населения, но и разделяться на внутреннюю и внешнюю торговую политику государства. Таким образом, начинают зарождаться государственные институты -прообразы будущих таможенных служб, имеющие свою политику в области регулирования внешнеторговой деятельности. Причем таможенные институты становятся тем связующим звеном, которые объединяют экономические интересы внутренней и внешней политики в целом. Такое положение всегда отражало сложность проведения самостоятельной таможенной политики, ограниченного участия таможенных органов в ее определении и разработке.

Впервые понятие таможенной политики появляется в период раннефеодальной монархии (V-IХ вв.) в Западной Европе, который  характеризуется группировкой формирующегося класса феодалов вокруг политически укрепившейся королевской власти. Таможенная политика сводилась прежде всего к предоставлению различных видов таможенных услуг пошлинного характера - дорожных, мостовых, портовых, конвойных, рыночных и других, выражавшихся в устройстве и обеспечении безопасности дорог, рек, мостов, пристаней, рынков. За оказываемые услуги верховная власть взимала соответствующие дорожные, мостовые, портовые, конвойные и другие сборы.

Вместе  с тем историками отмечается тенденция превращения таможенной политики в средство для насильственного регулирования товарообменных процессов.

Особенно  это проявилось в период сеньориальной  монархии в Европе (Х-ХIII вв.), когда  феодальная раздробленность и переход  власти от короля к отдельным феодалам сопровождалась появлением удельнокняжеской таможенной политики. В этот период, кроме упомянутых видов таможенных сборов существовала плата за повреждение травы и мха у дороги колесами повозки; за порчу берега судами; за проход не только по мосту, но и под мостом; за плоды, сорванные проезжающими и т.д. Все эти сборы не имели никакого пошлинного характера, поскольку не оказывались услуги. Следовательно, в данный период таможенные пошлины не имели признаков услуг и стали откровенным побором. "Эти услуги, - по мнению известного исследователя таможенного дела Кулишера И.М., -являлись... новой формой грабежа, грабежа постоянного, правильно организованного".

В период абсолютной монархии (ХУ1-ХУП вв.) происходит разложение феодализма, усиление государственной власти и зарождение капиталистических отношений. Таможенные пошлины начинают постепенно превращаться в протекционисткие с целью защиты национальных товаропроизводителей. На базе капиталистических отношений формируется таможенная протекционисткая политика.

Таковы  основные этапы истории таможенной политики в Европе.

Формирование  же таможенной политики в Киевской Руси наблюдается в XI веке, когда  начался процесс разрушения ее целостности, приведший к фактическому распаду  государства на отдельные земли. Как и в Европе таможенная политика Киевской Руси отождествлялась с взиманием таможенных пошлин. Удельные князья стали широко практиковать собственные системы таможенных пошлин, используя их в целях личного обогащения. Наибольшее распространения получили два вида пошлин - проезжие и торговые .

Проезжими пошлинами являлись:

  1. мыт - основная пошлина за провоз товаров, составлявшая от 0,5 до 1,5 копейки с воза;
  2. посаженное - разновидность мыта, взимавшегося в зависимости от величины воза в саженях - чем больше воз, тем больше был размер посаженного;
  3. промыт - штраф за попытку уклонится от уплаты пошлины, который взимался в размере двойного мыта (прообраз нынешнего штрафа за нарушение таможенных правил);
  4. заповедь - штраф с купца как личности за попытку уклонится от уплаты пошлины;
  5. годовщина - сбор с находящегося в возу человека (пассажира), размер которого в разной местности существенно различался и доходил до трех копеек с человека;
  6. костки - иногда собиравшийся сбор с людей, сопровождавших товар, в размере 0,5 копеек с души;
  7. задние калачи - сборы, взимавшиеся с купца и сопровождающих его лиц при возвращении после распродажи товаров в размере 0,3 копейки с человека.

Торговые  пошлины были представлены следующими разновидностями:

  1. замыт - сбор за право торговать определенным товаром, размер которого составлял 0,5 копейки с каждого рубля стоимости товара (прототип нынешней адвалорной пошлины);
  2. явка - сбор с торговца в размере 0,5 -1,5 копейки за предъявление товара на заставе (своеобразный прототип нынешних сборов за таможенное оформление);
  3. амбарное - сбор за наем амбара под товар на гостином дворе в размере 0,5-2 копейки за неделю хранения;
  4. гостиное - сбор за наем торгового места на гостином дворе.

взимались также другие пошлины и сборы.

Принятый  в 1653 году в рамках реформирования таможенного  дела Торговый устав заменил существовавшие многочисленные сборы единой рублевой пошлиной в размере 5% с цены товара и 10% с цены соли.

По мнению многих исследователей, таможенная политика в России наиболее ярко проявилась с утверждением Новоторгового устава в 1667г., который можно рассматривать как первый в России таможенный инструмент в виде таможенного тарифа. Указ стал важнейшей вехой таможенной реформы в России, документом, положившем начало перестройке таможенного дела в соответствии с требованиями внешней и внутренней экономико-торговой политики развития государства.

Период  активного становления таможенного  дела в России (ХУ11-Х1Х в.в.) характеризовался противоречивостью интересов внутренней и внешней политики России, когда повышение таможенных тарифов сменялись существенным их снижением. С зарождением мануфактуры появляется политика промышленного протекционизма. Государство окончательно берет на себя управление внешнеторговой деятельностью, отделяя мелкие княжества и церковь от регулирования этой доходной сферой деятельности. Принятый в 1724 г. Петром I явно выраженный протекционистский тариф в интересах отечественной промышленности устанавливал высокие таможенные пошлины на товары, производство которых в Росси или уже было освоено, или находилось в стадии зарождения. Ставки таможенных пошлин, взимаемых с цены товара, находились на следующих уровнях:

75% - при ввозе железа, парусины, шелковой  ткани, а также на воск, сухие  кожи, пергамент и т.п.

50% - на полотно, бархат, золоченое  и прядильное серебро; 

25% - шерстяные ткани, железное оружие;

Информация о работе Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики