Государственная инвестиционная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:36, доклад

Описание работы

В Беларуси сегодня созданы благоприятные условия для привлечения в страну иностранных инвестиций. Во многом они обусловлены государственной инвестиционной политикой, в основу которой Правительство республики закладывает несколько основных принципов:
Многовекторность инвестиционного сотрудничества
Сегодня основные инвесторы в республике – это Россия, на долю которой приходится около четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд европейских стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды). Однако большой интерес для нас представляют также инвестиции из ближне-восточного и азиатского регионов, в том числе сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми в настоящее время активизируются инвестиционные связи.

Работа содержит 1 файл

Государственная инвестиционная политика.docx

— 36.89 Кб (Скачать)

   Государственная инвестиционная политика

   В Беларуси сегодня созданы благоприятные  условия для привлечения в  страну иностранных инвестиций. Во многом они обусловлены государственной  инвестиционной политикой, в основу которой Правительство республики закладывает несколько основных принципов:

   Многовекторность  инвестиционного сотрудничества

   Сегодня основные инвесторы в республике – это Россия, на долю которой  приходится около четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд  европейских стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды). Однако большой  интерес для нас представляют также инвестиции из ближне-восточного и азиатского регионов, в том числе  сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми в настоящее время  активизируются инвестиционные связи.

   Обеспечение производственной и инновационной  направленности привлекаемых инвестиций связанной со структурной перестройкой и модернизацией реального сектора  экономики, обеспечением конкурентных преимуществ республики

   Приветствуются  капиталообразующие инвестиции в виде создания совместных производств, реинвестирования прибылей, поставок оборудования в  рамках кредитных линий. Инновационную  направленность инвестиций призвана обеспечить реализация проекта по созданию Парка  высоких технологий. В настоящее  время государством взят курс на развитие перспективных, с точки зрения мировой  науки, направлений исследований: информационные технологии, биотехнологии, оптико-электронные  технологии и приборы, микроэлектроника, лазерные и плазменные технологии, приборостроение, машиностроение, лекарственные  препараты.

   Установление  равных условий деятельности для  иностранных и национальных инвесторов

   Акценты в инвестиционной политике постепенно смещаются от преференциального  режима к созданию универсальных  общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды, что обеспечит стабильные и предсказуемые правила игры всех инвесторов.

   В то же время белорусское Правительство  обеспечивает разработку и осуществление  комплекса мер, направленных на создание еще более благоприятных условий  для зарубежных инвесторов. В стране проведена значительная работа по совершенствованию  инвестиционного законодательства. Внесены изменения и дополнения в Инвестиционный кодекс, которые  расширяют правовое поле деятельности для иностранных инвесторов. В  частности, сняты ограничения на организационно-правовые формы, в которых  могут создаваться коммерческие организации с иностранными инвестициями, предусмотрена возможность осуществления  инвестиций в Республике Беларусь иностранными организациями, не имеющими статуса  юридического лица в стране происхождения, расширены виды инвестиционной деятельности за счет включения в них подписки на дополнительную эмиссию акций.

   Для повышения инвестиционной привлекательности  во всех областных центрах и столице  Беларуси на срок от 30 до 50 лет Указами  Президента страны созданы шесть  свободных экономических зон, которые  представляют собой территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. Кстати, на настоящий момент в СЭЗ зарегистрировано уже 280 организаций.

   Для оказания информационно-организационного содействия зарубежным инвесторам создано  Национальное инвестиционное агентство. Вместе с поиском и привлечением долгосрочных инвестиций в экономику  страны, в числе основные задач  этой структуры, координация работы по внедрению в практику новых  для нас схем финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое финансирование и др.), реализация проектов «под ключ» и  др.

   Особую  роль в сфере инвестиционной деятельности играет Консультативный совет по иностранным инвестициям при  Правительстве. В него входят как  руководители госорганов, так и иностранные  инвесторы, представители международных  организаций, рекомендации которых  учитываются Правительством при  регулировании инвестиционной политики государства.

   Наряду  со столь привлекательной инвестиционной политикой, нужно отметить и созданные  в стране благоприятные макроэкономические условия; устойчивый экономический  рост, который обеспечивается с 1996 года в среднем на 8,6% в год; снижение уровня инфляции, увеличение банковских вкладов населения и предприятий. Более стабильной, унифицированной  и прозрачной стала наша система  налогообложения. Для еще более  качественных перемен в экономической  жизни страны и создания самого оптимального инвестиционного климата в условиях существующей на мировом рынке жесткой  конкуренции за привлечение иностранных  инвестиций предстоит сделать еще  очень много. Вместе с тем, практика показывает, что в Беларуси у инвесторов есть все возможности для эффективного и прибыльного бизнеса.

   Парк  высоких технологий

   Парк  высоких технологий - это уникальная благоприятная среда для развития высоких технологий в Республике Беларусь. Целью его создания является повышение конкурентоспособности  национальных отраслей экономики, связанных  с использованием высоких технологий, проведение разработок современных  информационных технологий и программного обеспечения, увеличение их экспорта, а также привлечение в эту  сферу отечественных и иностранных  инвестиций.

   Парк  создан на основании Декрета Президента Республики Беларусь «О Парке высоких  технологий» подписанный 22 сентября 2005 года, который ратифицирован в  обеих палатах белорусского Парламента.

   Срок  действия специального правового режима для Парка составляет 15 лет. Совокупность экономических, социальных и правовых условий для деятельности резидентов, определенных Декретом, превосходит  уровень, достигнутый на сегодняшний  день в аналогичных парках Западной и Восточной Европы, России, Индии  и Китая.

   Осуществляя деятельность в рамках установленного правового режима, резиденты Парка  полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную  стоимость (НДС), налога на недвижимость, от уплаты налогов, сборов и иных платежей в республиканский бюджет, государственные  целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Резиденты Парка могут  свободно осуществлять выплаты (передачу) дивидендов их учредителям, включая  перечисление денежных средств нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне. Доходы, полученные физическими лицами от резидентов Парка, облагаются по фиксированной ставке 9% и не включаются в совокупный годовой доход.

   Аналитики компании Deloitte отмечают, что благодаря  созданию Парка новых технологий и налоговым льготам, которые  предусмотрены Декретом, возможность  привлечения инвестиций, а также  дальнейшее развитие новых технологий в Республике Беларусь становятся привлекательными.

   Jan Mariott, директор по исследованиям  компании Gartner, во время встречи  с белорусской делегацией на  Саммите Gartner Outsourcing & IT Services, 2005 г.  оценил перспективу принятия  Декрета о Парке Высоких технологий  как революционное преодоление  барьера республики в элиту  ИТ аутсорсинга.

   По  мнению экспертов Gartner (июнь 2005 г.), на рынке  ИТ-ориентированных услуг Беларусь относится к группе «Перспективные игроки» (“Up and comers”) и имеет сильные  возможности выхода на международный  рынок благодаря нишевым специализациям, используя при этом выгодное геополитическое  положение. По оценкам экспертов, на белорусском рынке экспортно-ориентированного программирования работают квалифицированные  специалисты с высоким уровнем  образования. Это является значимым конкурентным преимуществом для  рынка экспорта ИТ-услуг и продуктов  Беларуси. Практически все специалисты, работающие на рынке экспорта ПО имеют  высшее образование. Практически в  каждой компании, предоставляющей услуги экспорта ИТ-услуг и продуктов, есть несколько кандидатов и докторов наук.

   Около 90% специалистов имеют как минимум  технический уровень английского  языка. Беларусь обладает высоким научно-технологическим  потенциалом и имеет сильную  школу программирования. Белорусские  инженеры, ученые, программисты участвовали  и участвуют в широкомасштабных сложнейших технологических проектах в течение последних десятилетий. Беларусь одна из немногих стран, специалисты  которой были задействованы при  создании космических станций, глобальных коммуникационных систем, ядерных разработках. Ключевым преимуществом белорусских  разработчиков является их серьезная  техническая подготовка особенно в  области математики и фундаментальных  наук.

   . Среднегодовой рост прогнозируется  на уровне 30-40%. В настоящее время  на рынке экспортно-ориентированного  программирования Республики Беларусь  занято около 15 тысяч специалистов. Такие белорусские компании, как  EPAM, IBA, Sam-Solutions, Belsoft, ScienceSoft выполняют  проекты для British Telecom, T-Mobile, Cingular/ATT, BlueCross BlueShield, Reuters, Лондонская Фондовая  Биржа, AeroMexico, William Hill, SAP, Microsoft, Hyperion, BEA, Colgate, Samsung, IBM, Siemens, Alcatel и ряда других.

   Общие положения об иностранных  инвестициях 

   Иностранными  инвесторами в Республике Беларусь признаются:

   иностранные государства и их административно-территориальные  единицы в лице уполномоченных органов;

   международные организации;

   иностранные юридические лица;

   иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных  государств;

   иностранные граждане;

   физические  лица (граждане Республики Беларусь и  лица без гражданства), постоянно  проживающие за пределами Республики Беларусь.

   Инвесторам  предоставляется право осуществлять инвестиционную деятельность в любых  из перечисленных форм:

   создание  юридического лица;

   приобретение  имущества или имущественных  прав, а именно:

   доли  в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного  фонда юридического лица;

   недвижимости;

   ценных  бумаг;

   прав  на объекты интеллектуальной собственности;

   концессий;

   оборудования;

   других  основных средств.

   Источниками инвестиций могут являться:

   собственные средства инвесторов, включая амортизационные  фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде  юридического лица;

   заемные и привлеченные средства, включая  кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы.

   Правовой  режим иностранных инвестиций, условия  деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических  лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для  имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь.

   Свободные экономические зоны

   В Республике Беларусь действуют 6 свободных  экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового, таможенного  и регистрационного режимов. Они  созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет в целях  увеличения притока иностранных  инвестиций, внедрения новых технологий, развития экспорта, импортозамещающих  производств и создания новых  рабочих мест. Свободные экономические  зоны «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон» и «Витебск» имеют опыт работы от 6 до 10 лет, в стадии развития находится  деятельность зон «Могилев» и  «Гродноинвест», образованных в 2002 г.

   За  период своего функционирования СЭЗ  доказали целесообразность их создания для социально-экономического развития регионов и республики в целом. За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды.

   В качестве резидентов свободных экономических  зон Республики Беларусь по состоянию  на 1.07.2006 г. зарегистрированы 278 организаций. В I пол. 2006 г. резиденты СЭЗ обеспечили 1,6% общереспубликанского объема инвестиций в основной капитал, 3,2% – производства промышленной продукции, 3,6% – экспорта.

Информация о работе Государственная инвестиционная политика РБ