Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 22:37, доклад
Термин «голландская болезнь» довольно часто используется отечественными экономистами и политиками. Многообразие взглядов на роль феномена «голландской болезни» в экономическом развитии России подчеркивает необходимость более детального изучения его природы и оценки действитель-ного воздействия на отечественную экономику.
Рис. 7 Индексы фактических
и дефлятированных цен нефти "Юралс"
(2000 г. = 100%).
Индекс дефлятированной «рублевой» цены
нефти марки «Urals» по отношению к 2000 г.
составил в 1998 г. 35%, а в 2007 г. – 99%: т.е. за
семь лет не произошло никакого роста!
Даже «ценовой пузырь» 2008 г. повысил указанный
индекс лишь до 115% (к 2000 г.). Для сравнения
– в 1992 г. он равнялся 303%, в 1993 г. – 130%. Это
– результат ревальвации курса рубля
(за пять с лишним лет в 1,38 раза) и высоких
темпов инфляции. Теперь рубль пришлось
девальвировать (по верхней границе рублевой
стоимости бивалютной корзины) в 1,5 раза
[7].
При этом снизились и дефлятированные
рублевые импортные цены ввозимых товаров,
что послужило причиной быстрого роста
импорта. Из этого следует, что не следовало
ревальвировать рубль, привлекая спекулятивный
капитал, который, в основном уже «сбежал»,
уменьшив валютные резервы на десятки
миллиардов долларов. В будущем также
не следует допускать медленных ревальваций.
Более того, необходимо установить наклонный
«валютный коридор» с начальным значением
верхней границы в 41 руб. за бивалютную
корзину, повышая ее темпом 10-12% в год. Это
не даст снова сильно укрепиться реальному
курсу рубля. К сожалению, вместо, того
чтобы удерживать валютный курс на верхней
границе рублевой стоимости бивалютной
корзины, скупая избыток предлагаемой
иностранной валюты для пополнения валютных
резервов, ЦБ проводит медленное укрепление
номи-нального курса рубля. Это с учетом
высоких темпов инфляции в России означает
быстрое укрепление реального курса –
с соответствующим снижением конкурентоспособности
национальных товаропроизводителей.
Третий фактор – инфляция, имеющая, вопреки
утверждениям ЦБ и Минфина, главным образом
монопольный и структурный, а не монетарный
характер. В первую очередь имеется в виду
повышение государством тарифов на услуги
естественных монополий, причем без серьезной
работы по сокращению непроизводительных
издержек в этих монополиях, особенно
в сфере ЖКХ. И, разумеется, – классическая
олигополия тех нефтяных компаний, которые
умудрились навлечь на себя нарекания
руководителей государства, практически
не снижая розничные цены на нефтепродукты
при кратном падении оптовых. Антимонопольная
служба при этом расписалась в собственном
бессилии. Недостаточно результативно
ведется борьба с криминальными структурами,
«накручивающими» цены на рынках. Следовательно,
антиинфляционная политика должна быть
прерогативой не только ФАС, а всего государства,
включая правоохранительные органы. Резервы
снижения «накруток» так велики, что вполне
могут компенсировать не такой уж и большой
эффект девальвации. Его можно оценить
следующим образом. При девальвации в
1,35 раза происходит соответствующее удорожание
рублевого эквивалента таможенной стоимости
товаров. Однако ее доля в розничной цене
товаров широкого потребления импортного
происхождения существенно ниже 50%. Большая
часть розничной цены, например, на импортированные
продовольственные товары, составляют
торгово-транспортные наценки на всех
этапах обращения товара на территории
России. Сказанное, разумеется, не относится
к таким дорогостоящим товарам, как автомобили,
ноутбуки. меховые изделия или драгоценности
иностранного производства. Однако они
не входят в корзину товаров, используемых
при расчете индекса потребительских
цен.
Следует отметить, что недооценка «голландской
болезни» приводит к крупным просчетам
в экономическом анализе и прогнозировании.
Так, некоторые известные экономисты принимали
рост доходов от продажи энергоносителей
за обычный «перегрев» экономики, который
наблюдается в фазе бума делового цикла.
«Пере-грев», конечно, был как всегда бывает
в повышательной фазе «голландской болезни».
Добавлялся и «импортированный» из США
искусственный «перегрев», созданный
политикой ФРС. Но буквально до недавнего
времени рост в России шел в основном благодаря
повышению степени использования производственных
мощностей (ПМ), созданных во времена СССР
(рис. 8).
Рис.
8 Распределение видов мощностей (ПМ) по
выпуску продукции (сырье и полуфабрикаты)
по уровню использования.
На рис. 8 показано распределение видов
ПМ по уровню их использования. Всего видов
ПМ 13. Они ранжированы по уровню использования
и на оси Y отображается уровень использования
ПМ, ранжированных в порядке убывания
этого уровня (их ранги показаны на оси
X). Если график функции уровня использования
ПМ от ранга в одном году расположен ниже
графика аналогичной функции в другом
году, можно сделать вывод о более низком
использовании мощностей в первом случае.
Аналогичным образом построены графики
на рис. 9, только для распределения 59 видов
продукции.
Рис.
9 Распределение видов мощностей (ПМ) по
выпуску продукции (инвестиционная и потребительская
промышленная продукция) по уровню использования.
Таким образом, «процветание» последних
лет частично являлось результатом «голландской
болезни» в повышательной фазе, а частично
– восстановительным ростом после структурного
и трансформационного кризисов 1990-х годов.
Циклического бума и перегрева практически
не было. При этом не исчерпаны возможные
резервы роста использования мощностей
по производству продукции инвестиционного
и потребительского назначения (рис. 9).
Однако эти резервы нельзя использовать,
так как мощности по производству сырья
и полуфабрикатов были задействованы
полностью (см. рис. 8).
Теперь, после девальвации и сокращения
внешнего спроса на сырье, можно форсировать
рост выпуска продукции.
Россия оказалась подготовленной к началу
кризиса случайно, а не по причине последовательной
подготовительной работы. Экономика не
«рухнула» только благодаря большим размерам
накопленных за «семь тучных лет» золотовалютных
резервов. Но эти резервы создавались
в целях не страхования от кризиса, а предотвращения
резкого укрепления рубля и чрезмерно
большого роста денежной базы. Приоритетной
задачей была только борьба с инфляцией.
Тратить суверенные фонды собирались
через много лет. То, что часть притока
«нефтедолларов» не «проедалась», это
правильно. Но если хотя бы треть валютных
резервов вкладывалась в проекты по модернизации
и повышению эффективности экономики,
то она была бы лучше готова к кризису.
Разумеется, Россия из кризиса выберется,
в частности, благодаря «плавному ослаблению
рубля». Но издержки кризиса в России будут
велики. В экономике действуют мощные
контуры положительных обратных связей
типа: «спад усиливает факторы спада»;
«рост усиливает факторы и стимулы к росту».
Начавшийся в конце 1998 г. рост усилился
и постепенно перерос в надувание «ценовых
пузырей». Теперь начался спад, и он развертывается
в «самораскручивающуюся» рецессию. Для
остановки механизма саморазрушения экономики
и финансовых рынков очень полезны меры
по выкупу акций государством и бюджетному
кредитованию реального сектора. Но пока
их масштабы малы. Более того, либеральные
фундаменталисты развернули кампанию
по дискредитации этого института государственного
регулирования экономики. Без всякого
научного обоснования выносится вердикт
о том, что выкуп акций не дал результатов.
Но в конце 2008 г. объем интервенций Внешэкономбанка
(ВЭБ) на фондовом рынке составил более
10% всего оборота фондовой секции ММВБ.
Причем в некоторые дни ВЭБ был, по-видимому,
основным покупателем, поддерживая ликвидность
рынков акций ведущих российских компаний
и сдерживая панические настроения инвесторов
и акционеров. И кто знает, насколько глубже
могло быть падение фондового индекса
ММВБ без интервенций Внешэкономбанка?
Ведь чем больше падение котировок акций,
тем сильнее обесценение залогов по банковским
кредитам в виде пакетов акций, тем масштабнее
маржинальные требования кредиторов к
заемщикам и тем выше риск наступления
системного кризиса с сильным кредитным
сжатием. Обоснованные действия Президента,
Правительства и Федерального Собрания
России по созданию законодательных основ
и административных институтов для государственной
поддержки фондового рынка следует считать
успешной инновацией в условиях обвала
фондового рынка. И, следовательно, она
должна сохраняться в арсенале мер антикризисного
регулирования в случае новой волны кризиса
на финансовых рынках. Поэтому можно сделать
вывод, что главный рецепт лечения кризиса
в России заключается в переходе от «окольных»
методов государственной поддержки фондового
рынка и реального сектора к непосредственным
методам. При этом банки должны быть операторами
по размещению государственных средств
в приоритетные секторы экономики, тем
более, что они и так находятся под строгим
контролем ЦБ.
Наконец, необходима модель развития экономики
и общества России на основе концепции
шести «И» (институты, инфраструктура,
инновации, инвестиции и, дополнительно,
интеллект и информация как базовые ресурсы
современного технологического уклада)
[8].
Концепция шести «И» должна обеспечивать
развитие российской экономики на основе
частно-государственного партнерства
и трансформации сбережений граждан и
предприятий в прямые производственные
инвестиции. Причем – в инвестиции в высокотехнологичные
производства и в инновационно-активные
предприятия. Модель развития экономики
и общества на основе концепции шести
«И» призвана мобилизовать силы всего
общества для достижения передового уровня
эффективности и конкурентоспособности
российской экономики. Она должна основываться
не только на либеральных, но при необходимости,
на дирижистских принципах. И должна гарантировать
проведение сбалансированной кредитно-финансовой
политики не только государством и банками,
но и всеми экономическими агентами.
Сейчас благополучие нацеленной на экспорт
энергоносителей экономики России во
многом зависит от создания нормального
инновационного и инвестиционного климата,
который позволит ей стать технологически
развитой страной, а не сырьевым придатком
Запада и бурно развивающихся экономик.
Список источников информации: