Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 22:37, доклад
Термин «голландская болезнь» довольно часто используется отечественными экономистами и политиками. Многообразие взглядов на роль феномена «голландской болезни» в экономическом развитии России подчеркивает необходимость более детального изучения его природы и оценки действитель-ного воздействия на отечественную экономику.
Вместе с тем проводимая государством экономическая политика не лишена существенных недостатков.
Обладая
значительными финансовыми
Так, доля инвестиций в основной капитал в ВВП находиться на крайне низком, не достаточном для инновационного развития экономики уровне в 19,5% в 2007 г. Для сравнения: в Южной Корее в период бурной модернизации экономики этот показатель стабильно превышал 30%. Более того, аккумулированные государственным бюджетом средства при размещении в иностранные ценные бумаги, по сути, работают на развитие американской и европейских экономик.
В то же время наблюдающийся опережающий рост внутренних цен на продукцию нефтегазового комплекса ведет к инфляции издержек, сокращает рентабельность в других отраслях экономики, подавляет экономическую активность и усиливает негативный эффект «голландской болезни», ослабляя конкурентоспособность национальной экономики.
В заключении хотелось бы отметить, что курс на инновационное развитие экономики, принятый правительством России, безусловно, безальтернативный, если мы хотим жить в сильной и всеми уважаемой стране. Но попытки реализовать его только за счет внутренних ресурсов, без резкого наращивания импорта готовых передовых технологий, по нашему мнению, обречены на провал. Государство должно активнее включаться в реализацию инновационных проектов, оказывая не только поддержку при реализации инвестиционных проектов и выходе на рынок с готовой продукцией, но, что намного значимее, создавать соответствующие государственные фонды и банки инноваций (с целью облегчить отечественным компаниям доступ к современным готовым технологическим решением).
В статье предлагается междисциплинарный подход к анализу риска, в основе которого лежит концептуальное представление о том, что риск всегда связан с субъектом и решениями, которые тот принимает. Рискованная ситуация- разновидность неопределенной, когда можно оценить вероятность реализации решения с учетом влияния природной среды, действий партнеров, противников и т. п. Риск является следствием решения и всегда связан с субъектом, который не только осуществляет выбор, но и оценивает как вероятности наступления возможных событий, так и величину их последствий.
О
целях и методах
антикризисной политики
в специфических
условиях российской
экономики. Подход российского правительства
к проведению антикризисной политики
претерпел значительную эволюцию. В начале
2008 г. он сводился к тому, что Россия, благодаря
наличию «подушки безопасности», останется
«островом стабильности». Суверенные
фонды, средства которых ЦБ разместил
в международные резервные активы (далее
– валютные резервы), казалась огромной.
Однако уже осенью 2008 г. в качестве общей
цели реализуемой Правительством России
и ЦБ системы антикризисных мер декларировались
«минимизация масштабов экономического
кризиса и смягчение его последствий для
населения и экономики» [1]. В Программе
антикризисных мер Правительства РФ на
2009 год (от 19 июня 2009 г.) поставлены цели
«поддержки граждан и недопущения разрушительных
процессов в социальной сфере и в экономике
страны при обеспечении одновременно
с этим решения стра-тегических задач
социально-экономического развития» [2].
Казалось бы, достигнуто понимание того,
что краткосрочные меры антикризисного
характера должны быть согласованы с долгосрочными
целями социально-экономического развития;
что нельзя экономить на расходах, необходимых
для перехода российской экономики на
инновационный путь развития; что не следует
сокращать расходы, прямо или косвенно
обеспечивающие развитие инвестиционного
сектора, а также высокотехнологичных
и наукоемких производств – даже ради
сбережения Резервного фонда.
К сожалению, анализ указанной Программы
и выступлений руководителей финансовых
и экономических ведомств не дает уверенности
в том, что они понимают особенности российского
кризиса и в состоянии проводить адекватную
социально-экономическую политику. В частности,
на это указывают постоянные заявления
о временности создаваемых институтов
государственной поддержки экономики,
о необходимости приватизации в будущем
приобретаемых государством активов [1]. Поэтому
необходимо акцентировать исследования
специфичных для России проблем кризиса
и антикризисной политики, а не общих для
развитых стран кризисных явлений и методов
борьбы с ними.
В чем заключается специфика российского
экономического кризиса?
Во-первых, Россия до сих пор не преодолела
последствия трансформационного шока
от распада СССР и смены экономической
системы. Кризис государственности породил
резкое сокращение социальных расходов,
государственных инвестиций и закупок
оборонной продукции. Обвальное сокращение
объема оказываемых государством гражданам
и предприятиям общественных услуг не
только привело к уменьшению спроса на
товары со стороны государства и «бюджетников»,
но и резко ухудшило инфраструктурные
условия, обеспечивающие конкурентоспособность
российских предприятий и экономики в
целом.
Далее, либерализация торговли привела
к переориентации производителей сырьевых
товаров на их экспорт с резким удорожанием
ресурсов для отечественных товаропроизводителей.
Одновременно либерализация импорта продукции
инвестиционного и потребительского характера
привела к вытеснению с рынка отечественных
производителей, не готовых к жесткой
и зачастую недобросовестной конкуренции
со стороны иностранных предприятий и
связанных с ними российских импортеров
(особенно так называемых «серых» импортеров).
Вследствие названных причин в российской
экономике возник мощный структурный
кризис, при котором недостаточность конкурентоспособных
производств сочеталась с избытком неконкурентоспособных.
Избыточность подобных мощностей в обрабатывающей
промышленности, наряду с иностранной
конкуренцией, снижает привлекательность
инвестиций в несырьевые высокотехнологичные
секторы.
Во-вторых, специфика российского кризиса
заключается в особом характере влияния
мирового кризиса на российскую финансово-экономическую
систему. Этот характер определяется наличием
в России «голландской болезни» [2]. Этим
во многом объясняется институциональная
и технологическая отсталость России,
унаследованная еще со времен СССР [3].
Временное улучшение условий внешней
торговли в 2000-е годы породило иллюзию
выздоровления российской экономики.
На самом же деле экономический рост представлял
собой в основном повышательную фазу «голландской
болезни». Теперь, после сильного падения
цен на нефть, она перешла в реверсивную
фазу с крайне болезненными процессами
адаптации экономики и общества к ухудшившимся
условиям внешней торговли, сокращению
экспортной выручки и бюджетных поступлений,
а следовательно, и уровня жизни граждан
и инвестиционных возможностей компаний.
Хотя снижение цен на углеводороды произошло
очень быстро, период адаптации к реверсивной
фазе «голландской болезни» затянется
надолго [4]. Уже только по этой причине
кризис российской экономики является
не только «проекцией» на нее мирового
кризиса.
Из сказанного выше также следует, что
государство не должно поддерживать «надувшиеся»
в последние годы «ценовые пузыри» на
рынках столичной недвижимости или акций
компаний – экспортеров сырья. Ясно, что
котировки акций бы-ли завышены в результате
длительного периода роста цен на углеводороды
и подобные товары. Этот период завершился
стремительным раздуванием «ценового
пузыря» на нефтяном рынке летом 2008 г.
с последовавшим столь же резким крахом.
Вместе с лопнувшим «нефтяным пузырем»
закончилась и повышательная стадия «голландской
болезни». Теперь благодаря мировому кризису
проблема перехода от сырьевой модели
развития российской экономики к инновационной
«вдруг» превратилась из перспективной
в крайне злободневную.
Можно сделать общий вывод: все сформулированные
выше объективные условия развития российской
экономики в ближайшие годы предопределяют
и необходимость специфической реакции
российского государства на кризис. Однако
она до сих пор имеет слишком явный монетаристский
уклон. Хотя масштабы вливаний государством
средств в финансовую систему огромны,
эти средства выделялись доказавшим свою
неэффективность государственным или
системообразующим крупным банкам, которые
использовали их в первую очередь для
создания резервов ликвидности. Кроме
того, в начале года вследствие запаздывания
с принятием уточненного бюджета, произошел
сбой и в применении бюджетных инструментов
стимулирования производства и спроса.
Все это предопределило неожиданную для
Минэкономразвития глубину кризиса в
первом квартале 2009 г.[5].
Данные о производстве продукции базовых
отраслей за первые месяцы 2009 г. говорят
сами за себя – в России начался не только
финансовый, но и полномасштабный экономический
кризис. Поскольку динамика производства
имеет сезон-ный характер, необходимо
сравнивать, например, величины выпуска
товаров и услуг по базовым видам экономической
деятельности (далее – выпуск базовых
отраслей) за аналогичные периоды. Значения
индекса выпуска базовых отраслей к декабрю
2006 г. за разные годы приведены на рис.
1.
Рис. 1 Индекс выпуска
товаров и услуг по базовым
видам экономической
Если до ноября
в 2008 г. выпуск базовых отраслей (светлые
столбцы) превышал соответствующие
величины 2007 г., то в ноябре-декабре 2008
г. он снизился до уровня 2006 г. В начале
2009 г. индекс выпуска базовых отраслей
(темные столб-цы) также значительно ниже
величин за соответствующие месяцы 2008
г. Причем динамика выпуска базовых отраслей
относительно соответствующего месяца
предшествующего года, начиная с ноября
2008 г., выглядит весьма тревожно: -4,2%; -7,0%;
-12,7%; -12,0%; -12,4%; -15,0%.
Еще более глубокий спад переживает промышленность
(рис. 2).
Рис.
2 Индексы производства промышленной продукции
(декабрь 2006 г. = 100%)
Индексы прироста продукции промышленности
в первые пять месяцев 2009 г. относительно
соответствующих месяцев предшествующего
года находились в интервале от -13,2% до
-16,8%. Соответствующие величины для обрабатывающих
производств составили от -18,3% до -25,2%, а
для производства машин и оборудования
от -6,2% до -50,3%. Можно сделать вывод, что
кризис имеет явно выражен-ный инвестиционный
«крен», как это бывает при циклических
кризисах перепроизводства. Это подтверждается
и динамикой продукции отраслей инвестиционного
комплекса (рис. 3).
Рис.
3 Индексы производства продукции инвестиционного
комплекса (декабрь 2006 г. = 100%)
Наиболее сильный спад в мае текущего
года относительно мая 2008 г. наблюдался
в производстве машин и оборудования:
-45,0%; почти такой же – в промышленности
строительных материалов (-32,6%) и менее
глубокий – в строительстве (-21,9%). При
этом спад производства продукции отраслей
инвестиционного ком-плекса существенно
глубже, чем в промышленности в целом (-16,8%).
Сильно возросла безработица: на 82,9% общая
и на 58,3% - официально регистрируемая (рис.
4). При этом, вопреки здравому смыслу, статистически
реальная заработная плата почти не падает.
Возможное объяснение этого парадокса:
сокращается «гибкая» часть заработной
платы, т.е. получаемая «в конвертах» [6].
Также следует учесть, что работодатели
экономят на обесценении рубля.
Рис. 4. Динамика
численности безработных (млн. чел.
на конец месяца) и реальной заработной
платы.
Возникла угроза национальной
экономической безопасности – развития
финансово-экономического коллапса, т.е.
перехода экономики в режим взаимно усиливающихся
процессов снижения совокупного спроса,
масштаба и эффективности общественного
воспроизводства.
О диагностике причин российского кризиса
и рецептах его «излечения». Основными
причинами создавшегося критического
положения российской экономики являются:
- развертывание глобального кризиса, приведшего
к оттоку транснационального капитала
из России и резкому падению цен на нефть
– основного источника экспортной выручки;
- проведение антикризисной политики с
использованием методов государственной
поддержки экономики, т.е. преимущественно
посредством поддержания ликвидности
банковской системы. По сути Минфин и ЦБ
по-прежнему действуют в логике иллюзий
либеральных фундаменталистов о «невидимой
руке» рынка, которая волшебным образом
все приведет в порядок. Они допускают
единственное исключение из этой логики,
а именно – поддержание ликвидности банковской
сис-темы.
Первый (внешний) фактор российского кризиса
находится вне контроля российских властей,
за исключением цен на нефть (их можно
было бы немного поднять, проводя скоординированную
с ОПЕК политику ограничения экспорта).
Но второй фактор – внутренняя экономическая
политика.
–
До сих пор не соответствует
масштабам угроз экономической
безопасности, возникших вследствие
мирового кризиса.
Оценка проблем текущего состояния российской
экономики возможна с разных точек зрения:
с краткосрочной и долгосрочной перспективы.
Ясно одно: хотя этому кризису еще далеко
по глубине спада до Великой депрессии,
но параллели, как отметил Председатель
Правительства России В.В. Путин, просматриваются.
Во-первых, Великая Депрессия началась
биржевым крахом в октябре 1929 г. Затем
сразу начался банковский кризис, приведший
к полному краху банковской систе-мы. Во-вторых,
реальное производство «вошло в штопор»
позже 1929 г. и находилось в нем вплоть до
1933 г. Пока логика российского развертывания
кризиса во времени очень похожа. Из сказанного
следует: нельзя впадать ни в алармизм,
ни в неоправданный оптимизм.
При оценке проблем текущего состояния
российской экономики необходимы достоверные
и оперативно поступающие статистические
данные. К сожалению, до сих пор руководители
финансово-экономических ведомств очень
дозированно делятся информацией о реальных
угрозах социально-экономической стабильности
России. Это не добавляет населению и инвесторам
уверенности в будущем, а глав-ное не позволяет
мобилизовать все силы государства и общества
для предотвращения этих угроз. Как показал
кризис конца 1980-х годов в СССР, последствия
такого «успокоительного» подхода в экономической
политике могут быть весьма серьезны.
Правительство и Госбанк СССР слишком
долго не решались признаться в том, что
благополучие начала 1980-х обеспечивалось
сверхвысокими ценами на нефть, а после
их многократного падения придется «затягивать
пояса». Тогда долларовые цены на нефть
марки «Urals», дефлятированные по индексу
потребительских цен в США к 2000 г., возросли
с 10 долл./барр. в 1970 г. до 76 – в 1980 г. А потом
«рух-нули» до 21 долл./барр. в 1986 г. и оставались
на этом уровне до 1998 г., когда цены упали
до 12 долл., спровоцировав новый кризис
.
Возникает вопрос – не станет ли это падение
«нефтедолларовых» доходов прелюдией
к новой трагедии? Ответить нет можно только
при проведении разумной экономической
политики, основанной на прочном научном
фундаменте. Есть ли он у нас? По мнению
автора, именно российское экспертное
сообщество и наука в состоянии ответить
на извечные вопросы: «кто виноват и что
делать?» В России не успели еще привыкнуть
к длительному экономическому «процветанию»
на основе «ценовых пузырей» и кредитной
«накачки» экономики. Соответственно
отечественные экономисты не образовали,
как на Западе, многочисленную «группу
специальных интересов», обслуживающую
эту пирамиду. И проблематика структурного
и трансформационного кризисов – одна
из основных в российской науке.
Итак, в повестке дня два вопроса: каков
диагноз «болезни» и чем ее лечить? При
ответе на них необходимо исходить не
из мифов и догм, а из результатов анализа
реальных процессов. По мнению автора,
они нижеследующие.
Россия не готовилась к кризису. В августовском
прогнозе социально-экономического развития
на 2008-2010 гг. и в Концепции долгосрочного
социально-экономического развития до
2020 г., утвержденной в 17 ноября 2008 г., кризисные
варианты не рассматривались и специальные
меры по подготовке к кризису не проводились.
Суверенные фонды и валютные резервы предназначались
для использования в отдаленном будущем.
Минфин, Минэкономразвития и ЦБ не готовились
к кризису потому, что и не проводили политику,
исходя из особенностей российской экономики,
и пытаясь ею управлять как малоразвитым,
но все же ана-логом экономики США. Но экономика
США – рыночная, передовая, инновационная,
развитая капиталистическая. И крупнейший
в мире импортер нефти. Российская экономика
– переходная, технологически и институционально
отсталая, с только формирующимися рыночными
институтами. Экспорт продукции ее обрабатывающей
промышленности (за исключением оборонной)
почти отсутствует. Вместе с тем российская
экономика – крупнейший экспортер углеводородов.
Она живет за счет доходов от вывоза сырья
и поражена «голландской болезнью». Когда
цены на нефть и газ высокие – экономика
и бюджетные доходы растут. Когда цены
обрушиваются – наступает всеобщий крах.
Об этом свидетельствуют данные платежного
баланса, показатели которого представлены
на рис. 6. Он показывает, что определяющее
значение для экономического развития
России по-прежнему имеет экспорт.
Рис.
6 Группировки статей платежного баланса
РФ (справа - квартальные данные 2008-2009
гг. в годовом выражении)
Анализ показателей, отражающих несанкционированный
вывоз капитала из России (статьи: «Своевременно
не полученная экспортная выручка, не
поступившие товары и услуги в счет переводов
денежных средств по импортным контрактам,
переводы по фиктивным операциям с ценными
бумагами» и «Чистые ошибки и пропуски»)
заставляет вспомнить известное изречение
Н.С. Хрущева: «По урожаю и потери» (это
сказано в год, когда собрали рекордное
количество зерна). Также все эти годы
российская экономика работала по принципу:
«больше экспорт – больше несанкционированный
вывоз».
Первым, главным фактором экономического
развития России начиная с 1970-х годов является
уровень цен на углеводороды. Если для
стран Запада падение цен на нефть – благо,
важный антикризисный фактор, то для России
– огромное бедствие. Однако при проведении
социально-экономической политики закономерности
протекания «голландской болезни» [5] не
учитывались и не учитываются, хотя о ней
все время говорят ученые и чиновники
[6]. Руководители финансово-экономических
ведомств совершают ошибку, полагая, что
высокие цены на нефть – это «всерьез
и надолго». Такую же ошибку совершили
советские руководители в конце 1970-х –
начале 1980-х годов. Невероятно, но факт:
когда летом 2008 г. «надувался» последний
«ценовой пузырь» – на рынке нефти, Минэкономразвития
повысил прогнозную цену на нефть в 2009
г. с 78 до 95 долл./барр. И это когда глобальный
финансовый кризис уже вовсю «разбушевался».
Можно сделать вывод: главная причина
ошибочности социально-экономической
политики – использование для пораженной
«голландской болезнью» экономики России
стандартных макроэкономических рецептов,
разработанных для стран с типом экономики,
«зеркально противоположным» российскому.
Поэтому напрашивается первый рецепт
(долгосрочной политики) – сделать диверсификацию
экономики главной целью политики государства.
Второй рецепт – проводить скоординированную
с ОПЕК политику сокращения экспорта нефти
с целью повышения мировых цен на углеводороды.
Второй фактор экономического развития
– это курсовая политика ЦБ.
Если не дефлятировать «долларовые» цены
нефти «Urals» по индексу цен в США, а дефлятировать
эти цены, пересчитанные в рубли (далее
– «рублевые» цены), по темпам инфляции
в России, получим весьма интересную картину
(она проиллюстрирована на рис. 7).