Германская модель социальной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 13:57, реферат

Описание работы

Особую роль социальные аспекты играют в экономическом порядке, называемом социальным рыночным хозяйством или социальной рыночной экономикой. Социальная рыночная экономика рассматривается как среднее между необузданным, лишенным целенаправленно сформированного порядка, рыночным капитализмом и тоталитарной административно командной экономикой.

Содержание

План реферата.
2. 2 Введение. Концепция социальной рыночной экономики.
3 4 Предпосылки возникновения в Германии.
4 7 Современная Германская экономика.
4.1 7 Правовые основы. Право собственности.
4.2 9 Денежные отношения. Валюта.
4.3 12 Финансовое законодательство.
4.4 14 Регулирование конкуренции.
4.4.1 14 Роль конкуренции в социальном хозяйстве.
4.4.2 18 Законы, регулирующие конкуренцию.
4.5 20 Труд и социальные отношения.
5 21 Заключение.
6 22 Список литературы.

Работа содержит 1 файл

GermEkon.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

       Дальше  была дана свобода  внешней торговле и конкуренции, что  было необходимо для  свободного ценообразования  и формирования платежеспособного  спроса. Был установлен эффективный контроль за монополиями и их ценообразованием, чтобы воспрепятствовать злоупотреблению экономическим могуществом.

       Все это создало важную законодательную  базу для построения в ФРГ социальной рыночной экономики, но нельзя забывать и о предпосылках политических, а именно о политике неолибералов, на которой основывалось социальное рыночно хозяйство, основной задачей которых было осознанное формирование, основанного на свободе, однако одновременно социально ориентированного общественного, экономического и социального порядка, обеспечиваемого сильным государством. Считалось что государство, за которым хоть и признается задача контроля над монополиями, все же должно обеспечивать свободу скорее за счет политического регулирования в области экономического порядка, формирование порядка в экономике и обществе представляет собой законотворческую задачу, перед государством стоит цель постоянно работать над тем, чтобы рыночный порядок сохранялся и улучшался.

       На  основе этих идей была разработана концепция  социального рыночного хозяйства, основными авторами которой являются профессора Альфред Мюллер-Армак, Александр Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. А заслуга воплощения данной концепции в Германии принадлежит Людвигу Эрхарду, но и нельзя умалять важность работы проделанной парламентом, федеральным правительством, Немецким федеральным банком, населением, стремившимся к воссозданию страны. 

       4. Современная германская  экономика. 

       За  годы развития экономика  Германии во многом изменилась, пройдя путь от восстановления рыночного хозяйства ФРГ до развитой рыночной экономики современной объединенной Германии. Ее современное состояние можно охарактеризовать, используя основные элементы социально-экономического порядка: действующие в наше время правовые основы, главные экономико- и социально-политические цели и важнейшие инструменты, применяемые для их достижения. 

       4.1. Правовые основы. Право собственности. 

       Обязательной  правовой основой  жизни любой страны является ее конституция. Этой конституцией для  Германии является Основной закон, который содержит ряд норм, которым экономический порядок должен соответствовать. Этот закон определяет следующие основные рамки для формирования экономики:

    • Гарантирует право на свободное развитие личности и обеспечивает свободу потребления, свободу предпринимательства, свободу производства и торговли, свободу конкуренции;
    • Защищает от дискриминации по половым, расовым, религиозным и другим признакам;
    • Гарантирует свободу образования профсоюзов и объединений работодателей;
    • Гарантирует свободу перемещения личности, и не только на территории своей страны, но и гарантирует право на свободную эмиграцию;
    • Гарантирует свободу выбора профессии и рабочего места, а так же личную свободу передвижения;
    • Гарантирует частную собственность, в том числе и на средства производства, но так же и обязывает собственника к социальному пользованию собственностью;
    • Делает возможной в определенных условиях передачу земельной собственности, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность;
    • Распределяет финансово-политические полномочия между федерациями, землями и общинами;
    • Представляет собой основу глобального управления, предусматриваемого законом о содействии стабильности и росту в экономике.

       Таким образом, Основной закон  содержит большое  количество фундаментальных прав и правовых норм, которые гарантируют основные экономические права. Он определяет сочетание гарантий свободы на пользование индивидуальными правами с ограничением свобод в рамках компенсирующей системы, регулируемой социальным государством. Тем самым Основной закон исключает как неуправляемое, с социальной точки зрения, рыночное хозяйство, так и всякую разновидность экономики, управляемой государством.

       Основной  закон определяет основные права и  свободы, но помимо него существует большое  количество других законодательных актов, служащих правовой основой экономического и социального порядка Германии. Основными из них являются закон против ограничения конкуренции, закон о Немецком федеральном банке, закон о кредитной системе, закон о тарифных договорах, закон о внешней торговле, законы о социальном страховании, сельскохозяйственные законы о рыночном порядке.

       Одним из основополагающих принципов рыночной экономики  является возможность владеть  частной собственностью. Собственность представляет собой право свободно, т.е. в соответствии с самостоятельным решением, распоряжаться экономическими благами и пользоваться экономическими правами. Собственность лежит в основе всей экономической системы и определяет цель производства, характер распределения, обмена и размер потребления. В рыночной экономике к частной собственности относятся не только владение домашним хозяйством и жильем, но также и земельной собственностью, владение деньгами во всех формах, владение средствами производства.

       Частная собственность имеет  функции повышения благосостояния, обеспеченности, свободы и независимости, повышает экономическую защищенность, дает возможность распоряжаться имуществом, увеличивает свободу действий владельца. Стимулирует повышение производительности, так как заинтересованность собственников в том чтобы сохранить и приумножить собственность побуждает их к тому, чтобы бережно относится к ней, рационально ее использовать, таким образом, способствуя сохранению и приумножению экономических ценностей, обеспечивает конкуренцию и прогресс.

       Право на владение собственностью гарантируется в  Германии Основным законом, согласно которому как частные лица, так и юридические лица имеют право приобретать и использовать собственность по своему усмотрению в соответствии с законодательством. Однако одновременно закон фиксирует и «социальные обязательства», связанные с собственностью, а именно: «Собственность влечет за собой обязательства. Пользование ею должно служить благу всего общества». Это означает, что право распоряжаться собственностью по личному усмотрению ограничивается в интересах общего блага. Законодательно определены и границы собственности, чтобы ее использование не нарушало прав третьих лиц. Существует целый ряд правовых положений по обеспечению социальной функции собственности, например положение о длительности рабочего дня, положение о защите от необоснованного увольнения или выселения и т.д.

       Наиболее  важной особенностью политики, проводимой в Германии в области  собственности, является противо-действие необоснованной концентрации ее в руках государства, фирм и частных лиц путем наращивания общего количества собственников. 

       4.2. Денежные отношения.  Валюта. 

       В экономике любой  развитой страны работоспособность  и стабильность общественного  и политического  порядка во многом зависит от работоспособности и стабильности денежного порядка. Устройство денежного обращения имеет огромное значение для экономического и социального порядка страны в силу определенных причин.

       Первая  причина заключается  в том, что деньги в экономике, в  которой не происходит распределения благ между хозяйственными субъектами административными методами, обеспечивают их владельцу право покупать те товары и услуги, которые он сочтет нужным. Таким образом, владелец денег является носителем экономической власти, т.е. он может добиться осуществления своих пожеланий, если они зависят от его способности располагать экономическими благами. В связи с наличием потенциала власти, связанного с владением деньгами, возможность создания денег и выпуска их в обращение должна контролироваться, поэтому центральные эмиссионные банки, как учреждения, обеспечивающие создание денег, находятся в подчинении у правительства, но подчиняются только закону, тем самым, доказывая отказ государства от того, чтобы использовать деньги как источник экономической власти.

       Второй  причиной является то, что в основывающемся на разделении труда меновом хозяйстве деньги участвуют во всех операциях с товарами, услугами и имуществом в своей функции расчетной единицы, эквивалента стоимости и обменного средства. Использование денег в качестве средства обмена предполагает, что хозяйственные единицы готовы принимать предусмотренные законом платежные средства в обмен на товары и услуги. Как показывает опыт любой инфляции, это происходит тем в меньшей степени, чем ниже покупательная способность денег.

       Стабильность  денежной системы  является также предпосылкой для работоспособной  кредитной системы. Если между моментом получения кредита  и моментом его  возврата имела место  инфляция, то кредитор получает обратно средства, обладающие меньшей покупательной способностью, чем в момент предоставления кредита, что имеет своим последствием снижение готовности к кредитованию. В то же время заемщик выигрывает в отношении покупательной способности. И наоборот в случае повышения стоимости денег выигрывает кредитор, а заемщик терпит убытки. Таким образом, денежный порядок имеет и социальное значение, а именно: кредиторы, заемщики и владельцы денег получают прибыли и несут убытки в зависимости от изменения денежной стоимости. Социальные трудности связаны в первую очередь с уменьшением денежной стоимости. Лица, получающие денежные доходы оказываются в проигрыше, если их доходы растут медленнее, чем уровень цен. Поэтому денежный порядок в конечном итоге оказывает влияние и на социальную обстановку.

       Все это указывает  на то, что создание и регулирование  покупательной способности  могут быть доверены лишь учреждению, которое  не может извлечь  для себя выгоды из денежной и кредитной  политики, и не может  понести от нее  убытков, т.е. это  учреждение не должно зависеть от правительства, но и не должно относиться к сфере частного банковского или кредитного дела. Поэтому самое важное учреждение для денежного порядка Германии – это Немецкий федеральный банк, а самый важный для денежного обращения закон – это закон о Немецком федеральном банке. Согласно этому закону «Немецкий федеральный банк обладает исключительным правом выпуска банкнот для области, которой касается действие этого закона… Они являются единственным неограниченным законным средством платежа». Границы денежной и кредитной политики, которую может проводить сам федеральный банк так же определены законом, где говорится, что Немецкий федеральный банк регулирует «на основе валютно-политических полномочий, предоставляемых ему, согласно данного закона, циркуляцию денег и кредитование экономики и обеспечивает через банки платежи внутри страны и за границей».

       Несмотря  на независимость  Немецкого федерального банка, существует его  тесная взаимосвязь  с правительством Германии. Необходимость  этого также описана в законе: «Немецкий федеральный банк должен консультировать правительство по вопросам, имеющим большое значение для валютной политики, и должен предоставлять ему информацию по его просьбе. Члены федерального правительства имеют право принимать участие в заседаниях совета центрального банка… Федеральное правительство должно привлекать президента Немецкого федерального банка к работе по обсуждению вопросов, имеющих значение для валютной политики». Валютную и кредитную политику банка определяет совет центрального банка. В настоящее время совет центрального банка состоит из 16 президентов центральных банков земель. Президент, вице-президент и члены директората назначаются федеральным президентом по предложению федерального правительства, причем правительство должно учесть мнение совета центрального банка. Обобщая вышесказанное можно назвать федеральный банк важнейшей политической инстанцией Германии наряду с парламентом и правительством. Ему поручено заботится о снабжении немецкой экономики деньгами и ее кредитовании. Тем самым он оказывает влияние на рынки, важнейшие для развития экономики – денежный рынок и рынок ссудного капитала.

       В экономической системе, основанной на принци-пиальной свободе экономики, также невозможно отказаться от законодательного регулирования кредитного дела в связи с  важностью сферы  кредитования и теми опасностями, которые угрожают народному хозяйству при недостаточном надзоре за кредитованием. Эту функцию выполняет закон о кредитной системе. Он ограничивает свободу предпринимательства для кредитных институтов путем установления общих условий, за соблюдение которых несет ответственность федеральное ведомство надзора за кредитной системой, находящееся в Берлине. Ведомство выполняет следующие функции:

    • Выдача и отмена разрешений на занятие банковским бизнесом;
    • Контроль за предоставлением кредитов;
    • Контроль над оснащенностью кредитных институтов основным капиталом и ликвидными средствами, а также разработка основных принципов определения оснащенности собственным капиталом и ликвидными средствами;
    • Устранение в кредитной системе недостатков, «ставящих под угрозу сохранность имущественных ценностей, доверенных кредитным институтам, затрудняющих нормальное проведение банковских операций или способных вызвать серьезные негативные последствия для экономики в целом».

Информация о работе Германская модель социальной рыночной экономики