Формирование рынка земли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:28, реферат

Описание работы

Целью написания этой работы является попытка анализа земельного рынка в современной России, его проблем и перспектив развития на примере аграрного
сектора.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, функции, особенности рынка земли. 5
2. Формирование рынка земли в России. Его особенности. 7
3. Аграрный сектор в современной России. 15
4. Современные воззрения на рынок земли в России. 19
Заключение 26
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО_СЕЛЬСКОГО_ХОЗЯЙСТВА2[1].docx

— 63.00 Кб (Скачать)

       Земельный кодекс.

     Проблема  совершенствования правового регулирования  земельных отношений в России в последнее время стала одной  из наиболее актуальных и широко обсуждаемых  не только среди юристов, законодателей  и политиков, но и в обществе в  целом. Как известно Государственная  дума преодолела вето Президента на Земельный  кодекс России. Главным спорным вопросом между президентом и парламентом  являлся вопрос о сельскохозяйственных землях, которые, по мнению главы государства, должны продаваться и покупаться. В течение последних пяти лет, пока продолжается работа над Земельным  кодексом, парламент занимал жесткую  позицию, исключающую возможность  купли-продажи сельскохозяйственных земель.

     Для России важно не столько признание  целесообразности земельного рынка, сколько  выбор подходящих путей и методов  его формирования. Многих пугает вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного  назначения. Называются несколько опасностей. Насколько они реальны, и можно ли от них уберечься? За ответом уместно обратиться к мировому опыту.

  • Опасность первая - состоятельные покупатели приобретут большие участки сельхозугодий, что приведет к образованию "латифундий" латиноамериканского типа с наемными работниками. Но исторически латифундии в Латинской Америке возникали не через рынок, а были подарены колониальными властями: в Бразилии - от лица португальской короны, в других странах - от испанской короны. В Европе до земельных реформ крупные феодальные владения возникали как королевский дар дворянству. Городские купцы от случая к случаю скупали землю задолжавших знатных персон, но практически никогда большие поместья не образовывались при скупке мелких участков. В России на латифундии более всего похожи бывшие колхозы - участки в 5000 га, с сотнями работников и производительностью втрое меньшей, чем на небольших (в несколько десятков га) частных фермах Западной Европы.

     Можно законодательно запретить иностранцам  приобретать сельхозугодья, как это сделано в США (в штатах Айова и Миссури), Канаде (в провинциях Альберта и Манитоба), в Ирландии и Новой Зеландии, за исключением покупки земли по предварительному разрешению государства. Можно также ограничить размер участка, который приобретается одной семьей, как в Дании, Новой Зеландии и других странах.

  • Опасность вторая - банки завладеют большими участками при переходе заложенной земли в собственность залогодержателя и станут крупными собственниками. Чтобы ограничить приобретение банками земель, целесообразно обязать их продавать в течение двух лет (как в США) землю должника, полученную вследствие просрочки платежа или залоговых торгов.
  • Опасность третья - городские спекулянты скупят землю и быстро перепродадут за большие деньги. Однако спекуляция процветает как раз при отсутствии открытого рынка и рыночной цены земли, порождая криминальные способы ее получения даром или почти даром. Опыт США свидетельствует, что спекуляция земельными участками достигла наибольших размеров в периоды двойного уровня цен. Ныне спекулятивные сделки на земельном рынке США не превышают 10% всех актов купли-продажи участков.

     Во  многих странах с рыночной экономикой, где работает механизм получения  прибыли от быстрого рыночного оборота  земли, применяется принцип более  высокого налогообложения на краткосрочное  владение и, наоборот, введены низкие налоги на доходы при долгосрочном владении. Например, в 1930 г. в США на доходы от продажи земли, находившейся во владении до одного года, был введен налог в 100%, до двух лет - 80, до пяти лет - 60, до десяти лет - 40, свыше десяти лет - 30%.

  • Опасность четвертая - будет изменено целевое назначение сельхозугодий.

     Существует  богатый опыт законодательного ограничения. Так, в Дании значительная часть  сельхозугодий защищена благодаря  разделению страны на зоны - городские, дачные и сельскохозяйственные земли. Перевод из одной категории в  другую возможен только с разрешения властей. Вводится и более строгий  мораторий на срок, к примеру, 10 лет. В целом опасность здесь невелика. Большинство сельхозугодий в  России используется сегодня неэффективно. К примеру, небольшие частные  финские фермы имеют показатели по зерновым, вдвое превышающие российские. Если бы хотя бы две трети российских земель использовались с финской  эффективностью, Россия превратилась бы в крупного экспортера зерна, а  миллионы гектаров сельхозугодий стали  бы ненужными сельскому хозяйству.

  • Опасность пятая - крестьяне неосмотрительно станут продавать права на землю по низким ценам. Опыт других стран и самой России снимает это опасение. Например, в Чехии новые собственники в редких случаях продают земли сельскохозяйственного назначения, большинство сдает в аренду. Арендная плата становится показателем стоимости земли в условиях развивающегося рынка. И в России не так уж активно шла торговля дачными и подобными небольшими участками. Из 41 млн. таких земельных участков в 1994 г. продано 100 тыс., в 1995 г. - 300 тыс., в 1996 г. - 1 млн. Годовой оборот земли составляет в среднем 2,5%, что соответствует нижней границе нормального годового оборота в странах с развитой рыночной экономикой.

     Провозглашая  право свободного владения земельной  собственностью, Конституция в статье 36 части 3 устанавливает, что конкретные вопросы правоотношений земельной собственности должны регулироваться Федеральным законом. Роль такого закона и призван сыграть Земельный кодекс.

     Земельный кодекс в нынешнем варианте решает вопрос получения гражданами России земельных участков для организации  крестьянского хозяйства, для ведения  личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, и животноводства, индивидуального жилищного, дачного  строительства и т.д. Но в нем  содержатся жесткие ограничения  правомочий по распоряжению земельными участками и долями, по существу отрицается ипотека. Следовало бы признать за собственником право распоряжения земельными участками, в том числе  и сдачу их в залог под выполнение кредитных или иных обязательств. Без залога земли товаропроизводителю  сегодня не решить своих финансовых проблем. Разрешите регулируемый земельный  оборот, поставить преграды латифундизму, спекуляции – вот о чем сегодня говорят сами крестьяне, не понаслышке знающие истинные проблемы села8.

     Министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил, что законопроект будет внесен в Госдуму в период весенней сессии. Предполагается, что земли промышленного назначения, земли городов, охраняемые территории, лесной фонд будут равноправными с точки зрения формы собственности на них. «Мы придерживаемся принципа равенства всех категорий земель», - подчеркивает министр.

     При этом также было сказано, что «мы  не будем ломать сложившуюся систему  земельных отношений в России после планируемого вступления в  силу Земельного кодекса». По его словам, с началом действия земельного кодекса  правительством предусмотрен переходный период для приведения в порядок  земельных отношений. Его введение обусловлено необходимостью преодоления  некоторой дестабилизации, которая  неизбежно возникает после законодательного закрепления правовых норм регулирования  земельного оборота.

     Правительственная концепция земельного кодекса не включает в себя принципы правового  регулирования оборота сельскохозяйственных земель. Отдельный закон об обороте  сельскохозяйственных угодий последует  сразу же за принятием земельного кодекса. Этот специальный нормативный  акт будет разработан до конца года. Правда, как отметил Греф, принят он будет лишь в начале 2002 года9. (убрать)

 

Заключение

     Россия  располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство  страны используется крайне не эффективно. Перед Россией стоит сложная  задача завершения реформирования земельных  отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить  свободу владения землей, ее эффективное  использование и социальную справедливость при распределении земли.

       Начатая в 1991 году земельная  реформа не доведена до конца,  не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей, ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов.

     Размеры и механизм начисления земельных  платежей несовершенны, а их доля в  бюджетах всех уровней мала. Десятки  миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация, и снижение плодородия почв, при этом финансирование мероприятий  в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения  крайне политизированы.

     В наше время страна переживает опять острый кризис. Права субъектов земельных отношений и их реализация требуют решения проблем аграрно-правовой защищенности и безопасности крестьянства России, упрочения его конституционного статуса и принятия органами государственной власти совместно с крестьянством ответственности за рациональное землепользование и принципиально новую организацию местного самоуправления в сельских поселениях.

     Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений  государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию реформы в Российской Федерации.

 

Список  литературы

 
  1. Л.И. Абалкин. Российская школа экономической  мысли: поиск самоопределения. М. 2000. С.19-31.
  2. Справочник «Социально-экономические проблемы России». Гл. 7. Аграрная реформа.
  3. Е. Власова. «Земельный кодекс появится грядущей весной?». Независимая газета 10.02.2001.
  4. М. Газалиев. Совершенствование земельных отношений как предпосылка оптимизации структуры сельского хозяйства. // АПК: экономика, управление. – 2008. - № 2. – с. 30-32.
  5. Г.Х. Попов. О Столыпинской реформе. М. Экономика 1997. С. 45-47.
  6. В.П. Денисов. «Уроки аграрной реформы». Труды вольного экономического общества. М. 2001. С.98-100.
  7. «Земля - Россия».Труды вольного экономического общества. М. 2002. С. 114-123
  8. Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999г. № 694
  9. М. Трудолюбов. «Под паром». Журнал «Итоги», 15.12.1997г.
  10. В.Я. Иохин. Учебник Экономическая теория. М. Юрист. 2000г.
  11. А.А. Мурашева, А.В. Вдовенко. Экономические механизмы регулирования земельных отношений. // Аграрная наука. – 2008. - № 2. – с. 5-7.
  12. К.И. Панкова. К вопросу рыночного оборота земли. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2005. - № 1. – с. 29-
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

цель работы – изучить рынок земли РФ, его  особенности и проблемы регулирования 
 
Целью написания этой работы является попытка анализа земельного рынка в 
современной России, его проблем и перспектив развития на примере аграрного 
сектора. 
 
Целью диссертационного исследования являются изучение теоретических основ формирования рынка земли в республике и разработка научно - практических рекомендаций по его дальнейшими развитию, обеспечивающему эффективное использование и охрану земель сельскохозяйственного назначения. 
 
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности рынка земли. 
Задачи курсовой работы:  
1) изучить и проанализировать экономическую литературу;  
2) рассмотреть особенности земли как фактора производства;  
3) изучить предложение земли;  
4) рассмотреть вопросы землевладения и землепользования;  
5) изучить вопрос «цена земли». 
 
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является изучение и раскрытие сущности и определение научно-методологических основ становления и развития рынка земель сельскохозяйственного назначения с учетом специфических особенностей обозначенных процессов. 
Достижение поставленной цели в диссертационной работе предполагает решение следующих задач:  
1. рассмотреть и обобщить взгляды ученых-экономистов на проблему  
земельной собственности;  
2.исследовать земельные отношения в аграрном секторе в их исторической  
трансформации;  
3.раскрыть экономическое содержание оценки земли и ее методов;  
4.выявить особенности формирования и функционирования земельного  
рынка, рассмотреть его механизм;  
5.аргументировать объективную необходимость развития залога земель  
сельскохозяйственного назначения, как инструмента привлечения  
инвестиционных ресурсов;  
6. обосновать значение государства в становлении и развитии земельных  
отношений в условиях рыночной экономики.  
Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе становления и развития рынка земель сельскохозяйственного назначения между его субъектами.  
Объектом исследования, проводимого в работе, является рынок земель сельскохозяйственного назначения. 
 
Цель данной работы – рассмотреть становление, основы формирования и тенденции развития рынка земли в России. Исходя из поставленной цели, определим задачи курсовой работы: 
? Рассмотреть рынок земли;  
? Изучить историю развития российского рынка земли;  
? Рассмотреть современное состояние российского рынка земли;  
? Проанализировать проблемы и перспективы развития земельного рынка в России.  
При написании работы был проанализирован весь комплекс как действующего, так и ранее действующего земельного законодательства РФ. В целях выявления проблематики автор обращался к комментариям к действующему законодательству, специальным научным статьям и материалам.  
 
 
Таким образом, цель работы – изучить рынок земли РФ, его особенности и проблемы регулирования. 
   В данной работе необходимо будет выполнить следующие задачи: 
   - рассмотреть понятие рынка земли в целом; 
   - изучить процессы формирования спроса и предложения на рынке земли: 
   - изучить понятие ренты, виды ренты, выявить отличие ренты от арендной платы; 
   - определить, что является ценой земли и как она рассчитывается. 
   - рассмотреть основные документы земельного законодательства РФ; 
   - используя статистические данные, данные кадастровых учетов показать структуру земельного фонда РФ; 
   - проследить динамику развития российского земельного рынка на основе найденных данных; 
   - выявить проблемы развития российского земельного рынка, а также проблемы регулирования рынка, причины проблем; 
   - выявить перспективы развития рынка земли РФ.

Информация о работе Формирование рынка земли в России