Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 05:30, дипломная работа
Конкурентоспособность является одной из основных экономических категорий в рыночных отношениях, которая формируется на уровнях товара, предприятия, отрасли, региона, страны и в общем виде выражает способность выдерживать соперничество с другими аналогами.
С.С.Артоболевский утверждает, что «государственный протекционизм в форме перераспределения средств между регионами следует рассматривать как составную часть региональной политики. В соответствии с ней помощь государства должна оказываться тем регионам, которые находятся в наихудшем (кризисном) положении и в этой связи абсолютно не конкурентоспособны» Нельзя не согласиться с автором в том, что «предоставление государством без достаточных экономических обоснований исключительных преимуществ отдельным регионам не только не достигает предполагаемой цели, но и приводит к напряжению межрегиональных отношений, и создает в условиях становления рыночных отношений неблагоприятный фон на конкурентном поле». (Артоболевский С.С. Региональная политика России: обзор современного положения//Регион: экономика и социология.-1993.-№3.-С.17)
Поэтому государственный протекционизм не только не должен исключаться из условий формирования конкурентоспособности региона, как предлагает А.В.Дьяченко, а должен рассматриваться в качестве такого условия.
Существует множество трактовок понятия «конкурентоспособность». Как отмечает В.В .Окрепилов (138, с.315 Савельева ) «до сих пор термин «конкурентоспособность» не стандартизирован, хотя приняты на международном уровне стандартизированные термины и определения в области метрологии, управления качеством, подтверждения соответствия и др.». Вместе с тем можно привести ряд определений, которые трактуют данное понятие в достаточной степени абстрактно.
Конкурентоспособность – это часть конкуренции, означающая свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами (42, стр.297 из Савельева взять). С этой точки зрения конкурентоспособность можно рассматривать в качестве свойства объекта, которое на практике может быть реализовано, а может быть и нет.
В.А.Андреев
предложил определение
Если следовать его логике, то основными факторами, определяющими конкурентоспособность региона выступают:
-
факторы регионального
-
наличие, распределение и
-
уровень жизни населения
-
социально-политические
Сачук
Т.В. в книге «Территориальный маркетинг»
рассматривает возможность
-
объект применения человеком
своего интеллектуального,
-
место удовлетворения
- место ведения некоммерческой деятельности и др.
Как отмечает Т.В.Сачук, «высокая мобильность индивидуумов и финансовых ресурсов… ведут к тому, что человек начинает искать наиболее привлекательный вариант применения своих ресурсов. Он сравнивает территории, и в результате побеждает лучшая территория…». Она же дает следующее определение конкурентоспособности - «это соперничество территорий друг с другом с целью привлечения к себе внимания потребителей территориального продукта, что выражается в притоке на территорию человеческих, финансовых, материальных, инновационных и других ресурсов» (154, с.153).
Наиболее полным будет определение конкурентоспособности региона Парахиной В.Н., которое включает три основополагающих аспекта:
Поэтому под конкурентоспособностью региона следует понимать его способность обеспечить высокий уровень жизни населения и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе экономический потенциал при производстве товаров и услуг [10, с.88].
По мнению О. С. Пчелинцева конкурентоспособность региона следует определять возможностью реализовать воспроизводственный цикл на базе имеющихся ресурсов при условии соответствия получаемых результатов главной цели регионального развития - повышению уровня жизни и обеспечению условия для его дальнейшего роста
Сравнительный анализ понятий конкурентоспособности региона позволяет выявить общие критерии, лежащие в основе рассматриваемой категории, как способность:
- достижения высокого уровня жизни населения региона;
- достижения более высокого валового регионального продукта на душу населения;
- реализации экономического потенциала региона;
- создания инвестиционной привлекательности региона;
- производить товары и услуги, конкурентоспособные на рынках.
Как бы подводя итоги изложенным взглядам известных экономистов на подход к определению понятия «конкурентоспособность региона» Чайникова предлагает следующую трактовку: конкурентоспособность региона - это способность обеспечить высокий уровень и качество жизни его населения, соответствующий национальным и мировым стандартам, на основе инновационного подхода к использованию имеющихся к формированию и развитию с опережающей конкурентов скоростью нового ресурсного потенциала, адекватного современной экономике и его эффективной реализации с помощью современных рыночных механизмов для создания устойчивых долгосрочных конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности.
Возможность успешно конкурировать на рынке определяется наличием или отсутствием у регионального субъекта конкурентных преимуществ по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Конкурентные преимущества региона и определяют уровень развития всей региональной социально-экономической системы. Наиболее известными теориями конкурентных преимуществ объекта в настоящее время являются теории М.Портера, Р.А. Фатхутдинова, А.В, Андреева. Так, рассматривая конкурентные преимущества региона, А.В. Андреев отмечает, что - это специфические черты и особенности региона, важные для его целевых рынков и отличающие его от других регионов. Региональные конкурентные преимущества обеспечиваются за счет конкурентных ресурсов, к которым в современных условиях необходимо отнести не только и не столько традиционные экономические ресурсы, сколько материальные и нематериальные элементы региона, обладающие рыночной ценностью или способствующие повышению спроса на другие элементы региона. Например, наличие в регионе мощного научного образовательного комплекса, самобытных ремесел, развитой транспортной сети.
Иванова Е.А. считает, что конкурентные преимущества - это те факторы, которые уже обеспечивают преимущества анализируемого объекта (субъекта) перед конкурентами или будут обеспечивать в будущем при реализации запланированных мероприятий.
Т.В. Сачук считает, что конкурентоспособность территории в большей степени определяется не наличием объективно существующих факторов и предпосылок, а качеством управленческой деятельности и высоким организационным потенциалом, позволяющим на их основе создать вторичные факторы и предпосылки для развития территории. Именно их использование позволяет создать устойчивые конкурентные преимущества.
Конкурентные преимущества региона - это есть интегральный показатель, образующийся из преимуществ предприятий и организаций, производящих конкурентоспособные товары и услуги.
Регион
как социально-экономическая
Конкурентное преимущество получают регионы, в пределах которых:
- созданы условия для согласования интересов бизнеса и органов власти, создания частно - государственных партнерств;
- созданы условия для накопления специализированных ресурсов и навыков для расширенного воспроизводства капитала;
- существует независимая и достоверная информация о рыночной среде;
- осуществляются постоянные инвестиции в поддержание инфраструктурных сетей, систем жизнеобеспечения.
Современная российская экономика существенно регионализирована. Каждый регион – субъект РФ располагает особым набором и сочетанием ресурсов и потенциала. В силу этого условием эффективной экономической политики становится ее региональная проекция. Дифференцированная политика строится на приоритетах развития самих регионов, дифференциации инструментов создания и удержания конкурентных преимуществ.
Региональные конкурентные стратегии должны базироваться на региональных особенностях и предпосылках развития. Их уникальное сочетание создает конкурентные преимущества, позволяя сформировать уникальный региональный бренд. Одно из правил создания конкурентного преимущества – стать непохожим на других, создать ценности на основе уникального сочетания ресурсов и факторов. Такой подход позволяет создать различия в цепочках создания стоимости в регионе, являющихся источником конкурентных преимуществ. Необходимо выделение региональных особенностей, на основе которых возможно создание конкурентных преимуществ. В Дальневосточном федеральном округе к ним относится:
- уникальность географического положения (приграничное положение и общая граница со странами АТ региона, островное положение субъектов, морские ресурсы);
- наличие разнообразного природно-ресурсного потенциала,
- национально-культурная самобытность территории, поддерживаемая исторически обоснованными традиционными секторами хозяйства.
Эти особенности закладываются в основу естественных конкурентных преимуществ региона по сравнению с другими регионами. Как правило, естественные конкурентные преимущества являются базой для специализации экономики на традиционных и базовых секторах. Закладывая в основу региональной стратегии только естественные конкурентные преимущества, регион изначально ориентируется на участие во внешних цепочках создания стоимости, которые, как правило, контролируются инорегиональными субъектами. В большинстве случаев это участие ограничивается добычей и первичной переработкой ресурсов. Основная же добавленная стоимость создается за пределами региона. В этом случае существенного повышения конкурентоспособности региона на внешних рынках ожидать не стоит. Более того, рычаги управления экономикой региона оказываются за его пределами в руках собственников инвестированного капитала.
Информация о работе Формирование конкурентоспособности региона