Формирование конкурентоспособности региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 05:30, дипломная работа

Описание работы

Конкурентоспособность является одной из основных экономических категорий в рыночных отношениях, которая формируется на уровнях товара, предприятия, отрасли, региона, страны и в общем виде выражает способность выдерживать соперничество с другими аналогами.

Работа содержит 1 файл

Диплом оригинал.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

      С.С.Артоболевский  утверждает, что «государственный протекционизм  в форме перераспределения средств между регионами следует рассматривать как составную часть региональной политики. В соответствии с ней помощь государства должна оказываться тем регионам, которые находятся в наихудшем (кризисном)  положении и в этой связи абсолютно не конкурентоспособны» Нельзя не согласиться с автором в том, что «предоставление государством без достаточных экономических обоснований исключительных преимуществ отдельным регионам не только не достигает предполагаемой цели, но и приводит к напряжению межрегиональных отношений, и создает в условиях становления рыночных отношений неблагоприятный фон на конкурентном поле». (Артоболевский С.С. Региональная политика  России: обзор современного положения//Регион: экономика и социология.-1993.-№3.-С.17)

      Поэтому государственный протекционизм  не только не должен исключаться из условий формирования конкурентоспособности  региона, как предлагает А.В.Дьяченко, а должен рассматриваться  в качестве такого условия.

      Существует  множество трактовок понятия  «конкурентоспособность». Как отмечает  В.В .Окрепилов  (138, с.315 Савельева ) «до сих пор термин «конкурентоспособность» не стандартизирован, хотя приняты на международном уровне стандартизированные термины и определения в области метрологии, управления качеством, подтверждения соответствия и др.». Вместе с тем можно привести ряд определений, которые трактуют данное понятие в достаточной степени абстрактно.  

      Конкурентоспособность – это часть конкуренции, означающая свойство объекта, характеризующее  степень  удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими  аналогичными объектами (42, стр.297 из Савельева взять). С этой точки зрения конкурентоспособность можно рассматривать в качестве свойства объекта, которое на практике может быть реализовано, а может быть и нет.

      В.А.Андреев  предложил определение конкурентоспособности  региона, включающее два основополагающих момента: необходимость достижения высокого уровня  жизни населения и эффективность функционирования хозяйственного механизма региона. Под конкурентоспособностью региона он предложил понимать его роль и место в экономическом пространстве РФ, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.) (Андреев В.Е. Конкурентоспособность региона и методика ее оценки// стр.173 Панкрухина)

      Если  следовать его логике, то основными факторами, определяющими конкурентоспособность региона выступают:

      - факторы регионального ценообразования  ( уровень цен по товарным группам,  механизм их установления, зависимость  от внешних рынков, удаление региона  от источников сырья и основных рынков сбыта),

      - наличие, распределение и функциональная  направленность основных факторов  производства в регионе (трудовые  ресурсы, полезные ископаемые, отраслевая  структура капитала),

      - уровень жизни населения региона  (доходы, их структура и дифференциация, покупательная способность, степень занятости и др.),

      - социально-политические факторы,  характеризующие взаимодействие  основных субъектов регионального  рынка- администрации, населения,  предпринимательства, взаимоотношения  с федеральным центром.

      Сачук Т.В. в книге «Территориальный маркетинг» рассматривает возможность использования  потенциала региона для удовлетворения  максимально полного спектра  потребностей человека (154, с.150 Савельева). Регион получает ощутимые конкурентные преимущества не только в плане развития материального производства, но начинает позиционировать себя как:

      - объект применения человеком  своего интеллектуального, финансового  и инновационного потенциала,

      - место удовлетворения потребностей  человека в общественных благах, в отдыхе, развлечении,

      - место  ведения некоммерческой  деятельности и др.

      Как отмечает Т.В.Сачук, «высокая мобильность  индивидуумов  и финансовых ресурсов…  ведут к тому, что человек начинает искать наиболее привлекательный вариант  применения своих ресурсов. Он сравнивает территории, и в результате побеждает лучшая территория…». Она же дает следующее определение конкурентоспособности - «это соперничество территорий друг с другом с целью привлечения к себе внимания потребителей территориального продукта, что выражается в притоке на территорию человеческих, финансовых, материальных, инновационных и других ресурсов» (154, с.153).

      Наиболее полным будет определение конкурентоспособности региона Парахиной В.Н., которое включает три основополагающих аспекта:

  1. Необходимость достижения высокого уровня жизни населения (конкурентоспособность на рынке труда или конкурентоспособность, обеспечиваемая населением).
  2. Эффективность функционирования хозяйственного механизма региона (конкурентоспособность на рынке товаров или конкурентоспособность, обеспечиваемая производством).
  3. Инвестиционная привлекательность (конкурентоспособность на рынке капитала или конкурентоспособность финансов).

      Поэтому под конкурентоспособностью региона  следует понимать его способность  обеспечить высокий уровень жизни населения и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе экономический потенциал при производстве товаров и услуг [10, с.88].

        По мнению О. С. Пчелинцева конкурентоспособность региона следует определять возможностью реализовать воспроизводственный цикл на базе имеющихся ресурсов при условии соответствия получаемых результатов главной цели регионального развития - повышению уровня жизни и обеспечению  условия для его дальнейшего роста

      Сравнительный анализ понятий конкурентоспособности региона позволяет выявить общие критерии, лежащие в основе рассматриваемой категории, как способность:

                 -  достижения высокого уровня жизни населения региона;

               - достижения более высокого валового регионального продукта на душу населения;

              -   реализации экономического потенциала региона;

              -   создания инвестиционной привлекательности региона;

           -   производить товары и услуги, конкурентоспособные на рынках.

      Как бы подводя итоги  изложенным взглядам известных экономистов на подход к определению понятия «конкурентоспособность региона»   Чайникова предлагает следующую трактовку: конкурентоспособность региона - это способность обеспечить высокий уровень и качество жизни его населения, соответствующий национальным и мировым стандартам, на основе инновационного подхода к использованию имеющихся к формированию и развитию с опережающей конкурентов скоростью нового ресурсного потенциала, адекватного современной экономике и его эффективной реализации с помощью современных рыночных механизмов для создания устойчивых долгосрочных конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности.

      Возможность успешно  конкурировать на рынке определяется наличием или отсутствием у регионального субъекта конкурентных преимуществ по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Конкурентные преимущества региона и определяют уровень развития всей региональной социально-экономической системы. Наиболее известными теориями конкурентных преимуществ объекта в настоящее время являются теории М.Портера, Р.А. Фатхутдинова, А.В, Андреева. Так, рассматривая конкурентные преимущества региона, А.В. Андреев отмечает, что -  это специфические черты и особенности региона, важные для его целевых рынков и отличающие его от других регионов. Региональные конкурентные преимущества обеспечиваются за счет конкурентных ресурсов, к которым в современных условиях необходимо отнести не только и не столько традиционные экономические ресурсы, сколько материальные и нематериальные элементы региона, обладающие рыночной ценностью или способствующие повышению спроса на другие элементы региона. Например, наличие в регионе мощного научного образовательного комплекса, самобытных ремесел, развитой транспортной сети.

      Иванова Е.А. считает, что конкурентные преимущества - это те факторы, которые уже обеспечивают преимущества анализируемого объекта (субъекта) перед конкурентами или будут обеспечивать в будущем при реализации запланированных мероприятий.

      Т.В. Сачук считает, что конкурентоспособность  территории в большей степени определяется не наличием объективно существующих факторов и предпосылок, а качеством управленческой деятельности и высоким организационным потенциалом, позволяющим на их основе создать вторичные факторы и предпосылки для развития территории. Именно их использование позволяет создать устойчивые конкурентные преимущества.

      Конкурентные  преимущества региона - это есть интегральный показатель, образующийся из преимуществ  предприятий и организаций, производящих конкурентоспособные товары и услуги.

      Регион  как социально-экономическая система  сам должен содействовать формированию конкурентных преимуществ предприятий  и фирм, находящихся на его территории, путем создания конкурентной среды  и развития соответствующей инфраструктуры.

      Конкурентное преимущество получают регионы, в пределах которых:

      - созданы условия для согласования интересов бизнеса и органов власти, создания частно - государственных партнерств;

      - созданы условия для накопления специализированных ресурсов и навыков для расширенного воспроизводства капитала;

      -  существует независимая и достоверная информация о рыночной среде;

      - осуществляются постоянные инвестиции в поддержание инфраструктурных сетей, систем жизнеобеспечения.

      Современная российская экономика существенно регионализирована. Каждый регион – субъект РФ располагает особым набором и сочетанием ресурсов и потенциала. В силу этого условием эффективной экономической политики становится ее региональная проекция. Дифференцированная политика строится на приоритетах развития самих регионов, дифференциации инструментов создания и удержания конкурентных преимуществ.

      Региональные  конкурентные стратегии должны базироваться на региональных особенностях и предпосылках развития. Их уникальное сочетание  создает конкурентные преимущества, позволяя сформировать уникальный региональный бренд. Одно из правил создания конкурентного преимущества – стать непохожим на других, создать ценности на основе уникального сочетания ресурсов и факторов. Такой подход позволяет создать различия в цепочках создания стоимости в регионе, являющихся источником конкурентных преимуществ. Необходимо выделение региональных особенностей, на основе которых возможно создание конкурентных преимуществ. В Дальневосточном федеральном округе к ним относится:

      - уникальность географического положения (приграничное положение и общая граница со странами АТ региона, островное положение субъектов, морские ресурсы);

      - наличие разнообразного природно-ресурсного потенциала,

      - национально-культурная самобытность территории, поддерживаемая исторически обоснованными традиционными секторами хозяйства.

      Эти особенности закладываются в  основу естественных конкурентных преимуществ региона по сравнению с другими регионами. Как правило, естественные конкурентные преимущества являются базой для специализации экономики на традиционных и базовых секторах. Закладывая в основу региональной стратегии только естественные конкурентные преимущества, регион изначально ориентируется на участие во внешних цепочках создания стоимости, которые, как правило, контролируются инорегиональными субъектами. В большинстве случаев это участие ограничивается добычей и первичной переработкой ресурсов. Основная же добавленная стоимость создается за пределами региона. В этом случае существенного повышения конкурентоспособности региона на внешних рынках ожидать не стоит. Более того, рычаги управления экономикой региона оказываются за его пределами в руках собственников инвестированного капитала.

Информация о работе Формирование конкурентоспособности региона