Формирование конкурентоспособности региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 05:30, дипломная работа

Описание работы

Конкурентоспособность является одной из основных экономических категорий в рыночных отношениях, которая формируется на уровнях товара, предприятия, отрасли, региона, страны и в общем виде выражает способность выдерживать соперничество с другими аналогами.

Работа содержит 1 файл

Диплом оригинал.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

      Глава 1. Формирование конкурентоспособности  региона 

      1.1 Подходы к определениям конкурентоспособность  региона и конкурентные преимущества  региона 

      Конкурентоспособность является одной из основных экономических  категорий в рыночных отношениях, которая формируется на уровнях товара, предприятия, отрасли, региона, страны и в общем виде выражает способность выдерживать соперничество с другими аналогами.

        Регионы, как части территории РФ, обладающие общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий,  являются самостоятельными субъектами рыночных отношений, где непосредственно реализуются поставленные цели и задачи удовлетворения социально-экономических потребностей населения, в достижении которых существенное значение имеет их конкурентоспособность.

      Термин  «конкурентоспособность» применительно к региону часто используется как синоним интегральной оценки социально-экономического положения региона при сопоставлении с другими регионами, без связи с конкуренцией. В то же время понятие конкурентоспособности имеет собственный определенный смысл, и самое простое определение конкурентоспособности состоит в способности достигать успеха в экономическом соперничестве.

        Конкурентоспособность представляет  собой сложное  многоуровневое  понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем. Главный уровень обеспечения конкурентоспособности территории – макроэкономический уровень страны, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, где формируются перспективы развития региона, отрасли или разветвленной корпорации, охватывающей большую группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую  форму в виде соотношения цены и качества конкретного товара, произведенного в конкретном локальном месте, конкретной фирмой.

      Конкурируют ли между собой, и если да, то по поводу чего конкурируют регионы? Региональный рынок находится в эпицентре, в основе хозяйственного механизма региона – при определенной законодательством регулирующей роли федеральных и местных органов власти. На рынках конкурируют между собой товары и предприятия из разных регионов. Представители региональной власти ведут борьбу на федеральном  уровне за предоставление региону более благоприятных экономических условий по сравнению с другими, за трансферты, дотации и федеральные заказы региону, лоббируют интересы крупных структурообразующих предприятий региона, ищут возможность  для самостоятельного налаживания международных связей, пытаются административными мерами защитить местного производителя. Проявление территориальной конкуренции становится серьезным и значительным настолько, что региональные и местные власти  должны «понять и овладеть искусством конкурентной борьбы», - отмечает М.Портер. (Портер. Со стр.172 Панкрухина)

      Конкурентоспособность региона, по А.З.Селезневу, это обусловленное  экономическими, социальными, политическими  и другими факторами положение региона  и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), характеризующие такое состояние и его динамику. Коллектив исследователей санкт-петербургского института «Евроград» под руководством Б.М. Гринчеля определяет конкуренцию территорий в целом и между регионами и городами в частности как «соревнование в стремлении завоевать различные целевые группы потребителей» местных ресурсов и условий жизнедеятельности. (Важнейшие факторы повышения КСП регионов. Науч.рук. Б.М.Гринчель. СПб,:Евроград, 2003). 

      В формирующемся рыночном пространстве участвуют все субъекты Российской Федерации, интересы которых тесно переплетаются, образуя конкурентную среду, где побеждает регион, имеющий наиболее надёжные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятельности всех хозяйствующих субъектов. Под конкурентной позицией региона понимается совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторами и условиями,  создающими региону благоприятное положение на соответствующем конкурентном поле (рынок товаров и услуг, капиталов, инвестиций). Поэтому в настоящее время надёжные конкурентные позиции регионов и повышение уровня их конкурентоспособности становятся важными условиями устойчивого развития региональной экономики. При этом повышение конкурентоспособности региона рассматривается не только как инструмент развития его экономики, но и как главный фактор повышения уровня и качества жизни его населения.

      Конкурентоспособность региона как экономический процесс является совокупностью сложных и противоречивых действий, на которые влияет множество различных условий: факторные условия производства (обеспеченность региона сырьевыми ресурсами, квалифицированным персоналом, развитой материальной и рыночной инфраструктурой); общие условия хозяйствования  (развитость отраслей материального производства,  экономическая безопасность, степень изношенности основных фондов и др.); факторы спроса на продукцию базовых отраслей региона; социальные; социокультурные; организационно-правовые; политические факторные условия и др. В связи с новыми экономическими тенденциями XXI века конкурентоспособность регионов стала рассматриваться как самостоятельная теоретическая и практическая проблема регионального развития. Однако, как отмечают ученые-экономисты, такие как  М.В. Степанова, Андреев, А.В., И.П. Данилов, в настоящее время отсутствует общепринятая теория межрегиональной конкуренции и конкурентоспособности, что служит одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях

      В отечественной литературе, посвященной  проблемам региональной экономики, к настоящему времени еще недостаточно хорошо проработан вопрос о конкурентоспособности регионов как экономической категории. Научное осмысление проблемы конкурентоспособности региона осуществляется  в отечественной экономической науке в условиях сложнейших трансформационных процессов, когда происходят слом старых отношений, преобразование некоторой их части  в иные отношения путем приобретения нового содержания и возникновения совершенно новых экономических отношений, не существовавших в прежней экономике. Труды отечественных экономистов Фатхутдинова Р.А., Перцовского Н.И., Завьялова П.С., Поршнева А.Г., Кипермана Г.Я., Юданова А.Ю., Азоева Г.Л., Голубкова Е.П., Минакира П.А. и др. затрагивают общетеоретические проблемы конкуренции, содержат методические подходы к оценке уровня конкурентоспособности (стран, отраслей, предприятий, товаров), а также способы формирования конкурентных преимуществ.

        Особую роль в научном знании  играет именно категория «конкурентоспособность  региона», а не участие региона  в реальной конкуренции. Эта  проблема вторична, поскольку определяется конкурентоспособностью региона.

      Под конкурентоспособностью региона понимается прежде всего наличие и реализация конкурентного потенциала данного  региона. При этом конкурентный потенциал  является многоплановым  и формируется  как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях, как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения. Конкурентоспособность как экономическое явление  - это сложный, многоуровневый  и противоречивый процесс, содержащий как объективные, так и субъективные признаки общественных отношений. И. Шумпетер  определил конкурентоспособность как импульс экономического развития, придавая ему свойство мутации, которое «непрерывно революционизирует экономическую структуру, создавая новую». (Шумпетер И. Теория экономического развития.-М., 1982.-с.122). В этом смысле конкурентоспособность региональной системы превращается в динамический, никогда не прекращающийся процесс созидательного разрушения, постоянного изменения, обновления и создания нового в структурных характеристиках экономической системы, импульсируя одновременно ее эволюционное развитие, объективно обуславливает развитие производительных сил и производственных отношений, НТП, рост производительности труда, персонифицированное накопление финансового капитала, расширение  материальной и рыночной инфраструктуры. (Региональная экономика, с.95).

      Конкурентоспособность, как конкурентный потенциал, обладает рядом признаков, в частности  базовых и обеспечивающих. К базовым  признакам конкурентоспособности  относятся наличие у региона развитой системы производительных сил, включающей в себя природные богатства (разведанные, используемые), научный потенциал, уровень применения достижений технического прогресса на предприятиях региона, что создает общий уровень технико-технологического обеспечения хозяйствования в определенном регионе, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и др.

      Обеспечивающие  признаки конкурентоспособности региона - это система хозяйствования в  нем: эффективность управления экономикой, скорость и простота протекания экономических  процессов, в том числе финансовых, товарных и др., политическое оформление хозяйственного механизма и социальные характеристики. К обеспечивающим признакам конкурентоспособности относят и институциональную ее составляющую – наличие разного вида инфраструктур региона. Полная обеспеченность региона инфраструктурами означает, что потенциальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализоваться в конкурентных преимуществах данного региона перед другими регионами.

      Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспособности  постоянно взаимодействуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной действительности.

      Иначе говоря, конкурентоспособность региона  – это экономическая категория, выражающая отношения взаимодействия системы производительных сил определенной территории, хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, определяющихся как синергетический эффект такого взаимодействия (Региональная экономика, с.96)

      Многие  подходы к конкурентоспособности  отталкиваются от работ  М.Портера, в частности, от подходов, изложенных в его известной книге «Международная конкуренция»(1993), где регион рассматривается как важная среда формирования конкурентоспособности фирмы. Регион, как среда, обеспечивающая конкурентоспособность  фирм, представлен в знаменитом ромбе Портера совокупностью местных условий, среди которых главные: требовательные потребители, сильные конкуренты, сильные поставщики ресурсов и комплекс поддерживающих отраслей. Эта совокупность интегрируется в понятие «промышленный кластер», который дает синергию взаимодействия  и формирует конкурентоспособные  фирмы. Таким образом, конкурентная  среда региона влияет на конкурентоспособность предпринимательских ячеек региона. Конкурентоспособность региона, по  Портеру,  характеризуется степенью развитости технологии, овладения факторами производства и сбыта, глобализацией стратегий как опережения в действиях своих конкурентов. Все названные характеристики действительно определяют реализацию конкурентоспособности региона, но не дают характеристику содержания самой конкурентоспособности региона.

      Современные экономисты вводят в понятие конкурентоспособности  формирование  и удержание устойчивых конкурентных преимуществ. Гальвановский  М., Трофимова И., Жуковская В. пишут, что конкурентоспособность  - это «обладание свойствами, создающими преимущества для хозяйствующего субъекта одержать победу в экономическом соревновании. Эти свойства могут относиться к различным по своей природе объектам: видам продукции, предприятиям, организациям, осуществляющим коммерческую деятельность (микроуровень), их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения (мезоуровень), наконец, к отдельным странам (макроуровень) (Г.Ж,Т. Указ.соч.-с.1). В этом определении подчеркивается  конкурентный (состязательный) характер конкурентоспособности как экономического явления, активные действия хозяйствующих субъектов. Возможность успешного конкурирования на рынке определяется наличием или отсутствием у субъекта  конкурентных преимуществ по сравнению с другими субъектами. Таким образом, конкурентное преимущество составляет основу конкурентоспособности на любом уровне, включая региональный.

      По  мнению А.В.Дьяченко, конкурентоспособность  – «это  отношения по поводу товарного  производства и рыночного сравнения  полезностей, затрат и прибыльностей их (экономических систем) товаров и услуг среди аналогов, субститутов (заменителей) и суррогатов, реализованных на конкретном  рынке в условиях свободной конкуренции и отсутствия протекционизма» (Дъяченко А.В. стр.98 Региональная экономика). Приведенное определение региональной конкурентоспособности увязывается  с отношениями по поводу товарного производства; следовательно, ее можно и нужно рассматривать как основной результат хозяйственной деятельности региона; сравнение конкурирующих свойств товарного производства (полезностей, затрат, прибыльностей) позволяет выявить регионы, наиболее эффективно использующие ограниченные ресурсы,  и на этой основе определить положение соответствующего региона как лидирующее на конкретном рынке товаров и услуг. Вместе с тем постановка вопроса о свободной конкуренции без протекционизма имеет спорный характер.

      Г.Л.Азоев  исходит из позиции, согласно которой  категория «конкуренция»  является интегральным элементом, лежащим в  основе понятия категории «конкурентоспособность» любой экономической системы, включая региональную: свойства, присущие свободной конкуренции, присущи и  конкурентоспособности. Однако эти понятия, являясь сопряженными, не тождественны. Если конкуренция- это динамические действия хозяйствующих субъектов, то конкурентоспособность – это обладание свойствами, дающими ему возможность осуществлять эти действия. Если субъект лишен этих свойств, он неконкурентоспособен, то есть не способен вступить в конкурентные отношения, борьбу на соответствующем рынке. Из изложенного  видно, что создание условий конкурентоспособности региональных экономических систем в переходной экономике России без протекционизма  невозможно.

Информация о работе Формирование конкурентоспособности региона