Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:19, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблему формирования доходов населения:
характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России;
проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
Задачами данной работы являются:
Определить источники и структуру доходов населения России.
Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России.
Охарактеризовать механизмы государственного регулирования доходов населения.
Введение
1 Формирование доходов населения
1.1 Виды доходов населения
1.2 Показатели доходов населения
1.3 Безденежные доходы населения
1.3.1 Общественные фонды потребления
1.3.2 Натуральные доходы
1.4 Денежные доходы населения
1.4.1 Заработная плата
1.4.1.1 Определение заработной платы
1.4.1.2 Функции заработной платы
1.4.1.3 Минимальная заработная плата
1.4.1.4 Заработная плата в РФ
1.4.2 Доход, получаемый от иных факторов производства
1.4.2.1 Рента
1.4.2.2 Процент
1.4.2.3 Прибыль
1.4.3 Трансфертные платежи
1.4.4 Доходы неформального сектора экономики
2 Дифференциация доходов
2.1 Причины дифференциации доходов
2.2 Плюсы и минусы неравенства доходов населения
2.3 Дифференциация доходов населения РФ
3 Государственная политика доходов
3.1 Государственное регулирование доходов
3.2 Государственная политика доходов (антикризисные меры)
Заключение
Список используемой литературы
Из данных таблицы 1 видна тенденция уменьшения общей численности и доли беднейших слоёв населения с доходами ниже прожиточного минимума. [11]
По данным обследования, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения, в начале 2004 года материальное положение семьи оценили как «очень плохое и плохое» 34% всех опрошенных, когда как в 2005 году их было 25%.
По величине разрыва в уровне доходов Россия попала в зону повышенного риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% - с дифференциацией доходов за счёт предпринимательской деятельности, собственности и прочих источников. Основную часть населения России составляют низкодоходные группы, поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной степени сводится к сокращению численности бедных слоёв населения.
Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в низкодоходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 1998 году средняя заработная плата работников системы кредитования, финансов, страхования достигла 178, 5% от среднего общероссийского уровня, органов управления – 134, 9%, тогда как заработная плата сельскохозяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования – 54, 3%, культуры – 56, 6%, здравоохранения – 66,8%, науки и научного обслуживания – 90,1%. [8, c.149]
Неравенство
доходов – это та цена, которую
обществу приходится платить за ускорение
повышения его благосостояния.
Россия не достигла того уровня, при котором
происходит сглаживание социальных различий,
нормальное для многих европейских стран.
3.1 Государственное
регулирование доходов
Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.
Теоретически государственная политика доходов шире, чем государственное регулирование доходов, так как политика может быть основана на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма). Этот принцип имел место в России в первые годы реформ. Но сейчас эти понятия стали идентичными.
В современных условиях
В
настоящее время
Основными объектами государственного регулирования доходов являются сферы, ситуации, условия, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически или можно решить только в далёкой перспективе. Снятие таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей силы, поддержания стабильной ситуации.
Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов.
Политика личных доходов, вместе с остальными аспектами макроэкономической политики, призвана обеспечить в будущем восстановление того, что было утрачено в период перехода к рыночным отношениям – дореформенного уровня реальных доходов населения. Если исходить из ситуации 1999 года, то развитие общественного производства должно было обеспечить увеличение в два раза дохода населения и пенсии, в три раза – заработной платы, чтобы вернуться к дореформенному уровню.
Россия потеряла в реальном исчислении за первые годы реформ половину заработной платы, тогда как в Румынии, например, заработная плата уменьшилась на треть, в Польше потеряна только десятая часть, в Чехии – трехпроцентный прирост.
Таблица 2
Года | Денежные доходы - всего | В том числе | ||||
доходы от предпринимательской деятельности | оплата труда | социальные выплаты | доходы от собственности | другие доходы | ||
1970 | 100 | 2,5 | 83,3 | 12,6 | 0,6 | 1,0 |
1980 | 100 | 2,2 | 79,8 | 15,1 | 1,3 | 1,6 |
1990 | 100 | 3,7 | 76,4 | 14,7 | 2,5 | 2,7 |
1995 | 100 | 16,4 | 62,8 | 13,1 | 6,5 | 1,2 |
2000 | 100 | 15,4 | 62,8 | 13,8 | 6,8 | 1,2 |
2001 | 100 | 12,6 | 64,6 | 15,2 | 5,7 | 1,9 |
2002 | 100 | 11,9 | 65,8 | 15,2 | 5,2 | 1,9 |
2003 | 100 | 12,0 | 63,9 | 14,1 | 7,8 | 2,2 |
2004 | 100 | 11,7 | 65,0 | 12,8 | 8,3 | 2,2 |
2005 | 100 | 11,6 | 63,4 | 12,8 | 10,3 | 1,9 |
Среди мер, необходимых для увеличения личных доходов населения, можно отметить следующие:
Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.
Антикризисная политика доходов должна обеспечить решение задач физического выживания нации. Именно социальная область, доходы населения - это та область, в которой необходимо мобилизовать все силы, возможности, сосредоточить на решении её приоритетных проблем имеющиеся у государства ресурсы. Эти приоритеты были сформулированы правительством:
Очерёдность решения проблем основана на их остроте. Наибольшее недовольство и возмущение в обществе вызывают задержки по выплатам заработной платы и пенсий. Необходим государственный механизм списание средств с банковского счёта предприятия с учётом одинаковой очерёдности выплаты налогов государству и оплаты труда работникам. Одним из вариантов можно назвать резервирование заработной платы, страхование задержки выплат на предприятиях с льготными условиями налогообложения.
Очень важно с учётом инфляции индексировать доходы наименее обеспеченных групп населения: работников бюджетной сферы, пенсионеров. Выполнение этой задачи полностью зависит от состояния государственного бюджета и Пенсионного фонда, от темпов инфляции.
Наиболее радикальная мера воздействия на доходы – увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, таможенный протекционизм стимулирования отечественного производства, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ. Можно также добавить содействие таким формам занятости, как кооперативные и ремесленные объединения, работа на дому, поощрение мелких инвестиций самого населения в рабочие места, например, в потребительскую, промысловую, бытовую, кредитную кооперацию.
Возможности расширения оплачиваемой занятости требуют приоритетного подхода. Те немногие вложения, которые сможет мобилизовать государство, налоговые скидки, кадровые перестановки, необходимо использовать в каждом регионе в структурообразующих отраслях, деятельность которых может способствовать оживлению, и в таких сферах, как жилищное строительство, дороги, пищевая промышленность, оптовая торговля, туризм и т. д.
Кризисное состояние вызывает необходимость оценить значение социальной ответственности государства, для чего требуется ревизовать социальные гарантии, льготы и выплаты, заменить некоторые системой временной социальной помощи, предоставляемой в заявительной и адресной форме для конкретной семьи. Однако в России ситуация с адресной социальной помощью в настоящий момент выглядит неоднозначно. Государство не обладает необходимыми средствами, поэтому адресная помощь превращается в гроши и имеет скорее идеологическое значение «сохранения лица» в условиях кризисной экономики.
Заключение
Итак, доходы, т.е. сумма денежных
средств и материальных благ,
которые получают или
Заниженный уровень заработной платы, пенсий и пособий, низкие по объему затраты государства на здравоохранение и образование подрывают сам процесс воспроизводства населения, переводят его в суженный формат, вызывают необходимость прибегать ко второй, а то и к третьей форме трудовой занятости, ослабляя и без того низкие показатели здоровья.