Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:19, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблему формирования доходов населения:
характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России;
проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
Задачами данной работы являются:
Определить источники и структуру доходов населения России.
Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России.
Охарактеризовать механизмы государственного регулирования доходов населения.
Введение
1 Формирование доходов населения
1.1 Виды доходов населения
1.2 Показатели доходов населения
1.3 Безденежные доходы населения
1.3.1 Общественные фонды потребления
1.3.2 Натуральные доходы
1.4 Денежные доходы населения
1.4.1 Заработная плата
1.4.1.1 Определение заработной платы
1.4.1.2 Функции заработной платы
1.4.1.3 Минимальная заработная плата
1.4.1.4 Заработная плата в РФ
1.4.2 Доход, получаемый от иных факторов производства
1.4.2.1 Рента
1.4.2.2 Процент
1.4.2.3 Прибыль
1.4.3 Трансфертные платежи
1.4.4 Доходы неформального сектора экономики
2 Дифференциация доходов
2.1 Причины дифференциации доходов
2.2 Плюсы и минусы неравенства доходов населения
2.3 Дифференциация доходов населения РФ
3 Государственная политика доходов
3.1 Государственное регулирование доходов
3.2 Государственная политика доходов (антикризисные меры)
Заключение
Список используемой литературы
Минимальная заработная плата в 5 раз ниже прожиточного минимума и составляет всего 8 – 9 % средней зарплаты. Она стала выполнять роль норматива при определении размеров стипендии, пенсии, социальных пособий, применении налогов, штрафов. Своё же истинное назначение как показателя минимально допустимого уровня жизни для трудоспособного населения утратила и перестала выполнять свои основные функции: воспроизводственную и стимулирующую. [1, c.96]
Повышения минимальной заработной платы можно достичь путём постепенного приближения её значения к величине прожиточного минимума или путём снижения норматива потребления. Если повысить уровень минимума зарплаты без увеличения спроса на рынке труда, то это приведёт к снижению численности занятых, к массовым увольнениям, к резкому увеличению безработицы. Другой путь – это развитие производства, инвестирование, структурная перестройка экономики. Это повысит занятость, а, следовательно, и доходы.
Произошедшие в стране в 90-ые годы социально-экономические преобразования привели к существенным переменам в организации заработной платы, выявили ряд социальных проблем, главная из которых – низкий уровень заработной платы. Эта проблема привела к тому, что заработная плата перестала выполнять свои основные функции воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Это не могло не иметь негативных последствий. Организация производства лишилась одного из мощных рычагов повышения эффективности и полноправности выхода на мировой рынок.
Низкий уровень заработной платы и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения тормозят проведение реформ в социальной сфере, так как основная часть заработка (70-80%) расходуется на питание и покупку товаров первой необходимости, а оставшаяся часть недостаточна для оплаты жилья, медицинских услуг. Обесценивание рабочей силы имеет негативные последствия для экономики: снижение потребительского спроса, сокращение объёмов производимой продукции, снижение мотивации возможностей заработной платы, рост дифференциации доходов отдельных групп населения, торможение научно-технического прогресса, т. к. дешевизна рабочей силы делает её дополнительное привлечение более выгодным, чем совершенствование технологий. [4, c.40]
Важной проблемой, вызывающей социальную напряжённость в обществе, остаётся задолженность по заработной плате.
На
1 марта 2007г. по сведениям организаций
(без субъектов малого предпринимательства)
суммарная задолженность по заработной
плате по кругу наблюдаемых видов экономической
деятельности составила
4863 млн.рублей и увеличилась по сравнению
с 1 февраля с.г. на 60 млн.рублей (на 1,3%).
|
Рис.1 Динамика просроченной задолжности по заработной плате
Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств составила на 1 марта 2007г. 4446 млн.рублей, или 91,4% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 февраля она снизилась на 31 млн.рублей (0,7%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 417 млн.рублей и увеличилась по сравнению с 1 февраля на 91 млн.рублей (27,9%), в том числе из федерального бюджета составила 125 млн.рублей (увеличение на 45 млн.рублей, или на 55,6%), бюджетов субъектов Российской Федерации - 65 млн.рублей (снижение на 1 млн.рублей, или на 1,6%), местных бюджетов - 227 млн.рублей (увеличение на 47 млн.рублей, или на 26,4%).
В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 28% приходится на обрабатывающие производства и 22% - на сельское хозяйство. Объем просроченной задолженности по заработной плате на 1 марта 2007г. составлял менее 2% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - 0,2%. В сельском хозяйстве объем просроченной задолженности составил 10% месячного фонда заработной платы в целом по организациям данного вида экономической деятельности.. Задолженность по заработной плате за март месяц в общем объеме просроченной задолженности составила в среднем 28%: деятельности в области культуры - 61%, здравоохранении - 53%, строительстве - 39%, транспорте - 27%, образовании - 27%, сельском хозяйстве - 23%. [11]
Неплатежи
заработной платы резко повысили
значимость других источников доходов
для населения страны. 40% всего работающего
населения имеют другие источники доходов.
1.4.2 Доход, получаемый от иных факторов производства
1.4.2.1
Рента
Рента
– есть доход, полученный собственником
земли при сдачи ее в аренду.
Общее предложение земли в отличие от
других факторов производства относительно
фиксировано природой и не может быть
увеличено в ответ на более высокую цену
или уменьшено в случае низкой цены.
Рис.2 Определение величины ренты в условиях конкуренции
Рисунок 2 показывает, что кривая предложения на землю является фиксированной. Кривые спроса и предложения пересекаются в равновесной точке Е.. Рента имеет тенденцию колебаться вокруг этой точки. Если бы рента поднялась выше точки равновесия до точки М, то спрос на землю уменьшился до Q1 и часть земли осталась бы незанятой: Q-Q1. Некоторые земельные собственники были бы не в состоянии сдать ее в аренду, и вынуждены были бы предлагать земельные участки за более низкую плату. По таким же причинам рента не может оставаться долго ниже точки равновесия, например R2. Возросший спрос на земельные участки обусловил бы повышение ренты. Только в точке равновесия общее количество земли, на которую предъявляется спрос, равно ее предложению. В этом смысле предложение и спрос определяют цену земли.
Земельная рента существует в 2х основных формах: дифференциальной и абсолютной. В свою очередь, дифференциальная рента бывает дух видов.
Дифференциальная рента I связана с различным плодородием земельных участков и их эффективностью. При одинаковых затратах ресурсов результаты производства на них будут различны. Дифференциальная рента возникает также из-за не одинакового местоположения земельных участков. Транспортные расходы для фермеров будут большими ли меньшими. Близость к рынкам сбыта существенно влияет на структуру производства. В случае с дифференциальной рентой I издержки производства будут определяться предельными величинами наихудших по плодородию или местоположению участков. Добавочный доход, полученный на более плодородных и лучше расположенных землях, присваивается земельным собственником
Дифференциальная рента II предполагает различную производительность последовательных затрат капитала на одном и том же участке земли. Она создается в процессе интенсификации сельскохозяйственного производства. В этом случае издержки определяются предельной затратой капитала (наименее производительной). Выигрыш в издержках, полученный от более производительных затрат капитала, первоначально достается фермеру. Он присваивает его на протяжении действия арендного договора.
Абсолютная
рента – это плата за все участки
земли независимо от плодородия и местоположения
1.4.2.2
Процент
Следующий вид дохода – процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год). Заслуживают внимания два аспекта этого вида дохода.
Под экономической прибылью понимается разность между суммарной выручкой фирмы (TR) и всеми издержками (TC). В условиях совершенной конкуренции, когда отрасль находится в равновесии, издержки каждой фирмы совпадают с их выручкой, и экономическая прибыль всех фирм равна нулю. В равновесном состоянии все основные показатели, формирующие спрос и предложение на товарном рынке – предложение ресурсов, уровень технологии, вкусы потребителей, их доходы и т.д. остаются неизменными. Любые отклонения от равновесия, вызванные действиями одной фирмы, применившей, например, какие-то новации и получающей, поэтому экономическую прибыль, в долгосрочном периоде устраняется вследствие входа в отрасль новых фирм. Отрасль, находящаяся в равновесии, абсолютно статична, все поступки фирм предсказуемы, какой-либо риск отсутствует.
В этой связи существование чистой прибыли экономисты объясняют отдачей специфического ресурса – предпринимательских способностей. Под последним, как известно, понимаются способности предпринимателя:
Наконец, фирма будет получать экономическую прибыль, если ей удастся монополизировать рынок какого-то товара. Монопольная прибыль возникает потому, что монополист сокращает объем производства и повышает цену товара.
1.4.3 Трансфертные
платежи
Социальные трансферты, или трансфертные платежи, представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, которая заключается в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими организациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и т.п.) населению, главным образом на безвозмездной основе.
К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.
Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить на несколько групп:
Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.