Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 14:00, курсовая работа
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает
Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические основы ценообразования…………………………….
2. Модели ценообразования……………………………………………..
3. Особенности формирования цены на факторы производства………
4. Методы ценообразования………………………………………………
Заключение………………………………………………………………
Список использованных материалов………………………………….
Приложения………………………………………………………………..
А. Маршаллом
был сформулирован
При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства. Он считал, что цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения.3
Подводя итог, проблема цены товара – это проблема общественно необходимых затрат абстрактного труда и их общественной полезности. Цены в этом качестве обеспечивают эквивалентное обращение всей товарной массы на рынке. Это проверенное практикой качество цены служит отправным моментом практики совершенствования ценообразования и восстановления государственного контроля над ценами. В основу их динамики должно быть заложено изменение общественных затрат на производство.
Влияние
спроса и предложения
на цену.
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон
спроса: при прочих равных условиях,
как правило, чем меньше цена товара, тем
больше потребитель готов его купить,
и наоборот, чем больше цена товара, тем
меньше потребитель готов его купить.
Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Зависимость
между объемом и ценой
Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.
При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.
Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
Объем продаж
в этой точке называется
Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
Если сложившаяся
на рынке цена будет
Модели ценообразования.
Ценообразование на рынке свободной конкуренции
Совершенная (свободная) конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования.
В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой цене равновесие между спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции. Поскольку каждый продавец имеет возможность реализовать по текущей цене любой желаемый им объем продукции, у него нет причин снижать цену.
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, – ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь и большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой – «биржевой» – формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).
При
наличии конкуренции на рынке
производители с целью
Ценообразование на рынке монополии
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Фирма считается чистой (абсолютной) монополией тогда, когда она является единственным поставщиком однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. При этом кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста является рыночной кривой спроса на этот продукт.
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.
Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.
Следует подчеркнуть, что силу монопольной власти нельзя преувеличивать. Дело в том, что монополия возникает на базе рыночной экономики и действует по ее законам. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальными конкурентами и возможным появлением товаров-субститутов. Надо также иметь в виду то, что против монопольной власти в большинстве стран используются жесткие антимонопольные законы. Поэтому экономическая монополия, появляющаяся в конкурентной среде, не тождественна административной монополии, возникающей в нерыночном хозяйстве. Последняя, как свидетельствует опыт бывших социалистических стран, базируется на государственной собственности и действует в условиях дефицита, а также «закрытой экономики», что ограждает ее от иностранных конкурентов.
Особое место занимает феномен «естественной монополии». К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.
Стратегия ценообразования в коротком периоде
Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли, и фирма-монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации (рис.2).
Площадь Р1AQ1O – валовой доход от реализации Q1 объема продаж; P2BQ2O – валовой доход от реализации Q2 объема продаж.
С увеличением объема производства с Q1 до Q2 валовой доход возрастает на величину площади FBQ2Q1 и одновременно уменьшается на P1AFP2.
Таким образом, при определении, как установить объем выпуска, фирма - монополист должна иметь в виду, что по мере расширения своего производства она не только что-то приобретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции), но и что-то теряет (часть стоимости прежнего объема производства из-за снижения цены).
Фирма-монополист
самостоятельно устанавливает
объем выпуска продукции и цену ее
реализации. Поэтому, чтобы не допустить
превышения потерь от снижения цены над
приростом дохода от реализации
дополнительной продукции, она каждый
раз должна сравнивать при расширении
производства общий доход от реализации
«n» единиц продукции с общим доходом от
реализации «n+1» единиц продукции, т.е.
следовать за величиной предельного дохода
(MR). Для фирмы-монополиста MR меньше рыночной
цены продукции при каждой величине выпуска.
Графически это означает, что
кривая MR лежит ниже линии спроса D,
причем линия предельного дохода имеет
более крутой наклон, чем линия спроса.