Фондовый рынок России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике потребовал не только изменения существующего рынка, но и создания новых рынков, не присущих системе плановой экономике. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и бирж - товарных, фондовых, валютных. Этот процесс начался в нашей стране в 1990-1991 гг. и продолжается, уже в новом своем качестве, до сих пор.

Работа содержит 1 файл

Фондовый рынок России.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     Понижательное давление на цену нефтяных фьючерсов  оказали и сугубо финансово-спекулятивные  обстоятельства. Нефтяные компании всё  в больших объемах стали хеджировать свои будущие поставки (особенно в середине лета, когда цены находились на рекордных уровнях). Усугубляли ситуацию и многочисленные спекулятивно настроенные инвесторы, открывавшие «короткие» позиции в течение осени по нефтяным инструментам.

     В условиях низких цен на нефть государственные  бюджеты стран-экспортеров окажутся под серьезным ударом. Так, уже  в 2009 году можно ожидать дефицитного  бюджета в Российской Федерации. Под серьёзным давлением оказались  и нефтяные компании, чьё экспортное производство с начала осени 2008 года стало нерентабельным. В итоге нефтяные корпорации вынуждены сворачивать свои капиталоемкие инвестиционные программы.

     Как уже было отмечено, главной фундаментальной  причиной снижения стоимости «черного золота» на сегодняшний день является продолжающееся глобальное сокращение спроса на углеводороды. И эта тенденция в 2009 году, по нашим прогнозам, продолжится. Потребление нефти не может расти в условиях спада мировой экономики, снижения промышленного производства и сокращений объемов продаж со стороны крупнейших мировых автопроизводителей. А значит, не могут расти и цены на данный вид сырья.

     Прогнозируемый  целевой диапазон движения стоимости  нефти марки Brent в 2009 году составляет 10-30 долларов за баррель.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Проблемы фондового  рынка на фоне  и вне мирового  финансового кризиса 

     В России на данный момент - институциональный  подход к фондовому рынку. Фондовый рынок воспринимается в российским обществе как обособленная часть  экономики, интересы и деятельность которой несвязанны с функционированием отраслей занятых производством товаров и услуг. Это не позволяет использовать возможности рынка ценных бумаг для целей повышения эффективности функционирования экономики. Фондовый рынок не обеспечивает привлечения и перераспределения инвестиционных ресурсов, дефицит которых, по некоторым оценкам, составляет 90-95% от потребности. Одновременно с этим, фактический отрыв инвестиционных институтов от реального сектора экономики делает фондовый рынок крайне нестабильным. Так за девять месяцев 1998 года, при спаде ВВП в сопоставимых ценах на 3% и промышленного производства на 3,1%, сводный фондовый индекс акций, включенных в листинг РТС, упал за этот же период времени на 92,5%. Однако констатации этих фактов недостаточно для выработки подходов к изменению имеющейся практики. Необходимо ответить на вопрос почему все произошло именно подобным образом. Основные причины, как представляется, могут быть выделены в две группы:

     Институциональное несоответствие рынка ценных бумаг  структуре собственности, источникам финансирования и модели поведения предприятий реального сектора российской экономики;

     Противоречия  имеющиеся внутри фондового рынка, обусловленные условиями его  возникновения и историей развития.

     Анализ  этих причин должен предварять рассмотрение возможных мер направленных на реформирование рынка ценных бумаг и способствовать пониманию возможных границ его развития, определению места фондового рынка в российской экономике.

     Итак, в чем же проявляется институциональное  несоответствие рынка ценных бумаг структуре собственности?

     Источники привлечения капитала, механизм контроля за менеджерами и различные приоритеты в деятельности определяют три модели поведения предприятий реального  сектора: англо-американскую; континентально-европейскую; японскую. В первой из них во главу угла поставлены интересы собственников, которые защищаются четко определенными законодательными нормами и возможностью быстрой продажи акций на вторичном фондовом рынке, что является основными инструментами контроля акционеров за менеджерами предприятий. Главным каналом мобилизации капитала для инвестиций в реальном секторе в англо-американской модели является ликвидный рынок ценных бумаг, который обеспечивает быстрое перетекание капитала в наиболее эффективно развивающиеся отрасли и предприятия. Однако в основе критериев эффективности лежат показатели поквартальной прибыли на акцию, как наиболее доступные для понимания, что приводит к смещению интересов в сторону роста стоимости компании в ущерб задачам долгосрочного повышения экономической эффективности и увеличения доли предприятия на рынке. Этому способствуют ограничения на взаимное участие в собственности, возможности в манипулировании отчетностью и частая ротация менеджеров, ориентированных на быстрое достижение видимых результатов и карьерный рост. В итоге, предприятия пытаются получить прибыль и нарастить стоимость акций без инвестирования в производство, а вся экономическая система начинает базироваться на краткосрочной основе. Другой полюс представляет японская модель, основанная на учете широкого спектра интересов: акционеров, работников, поставщиков и потребителей, групп аффилированных предприятий, государства. Механизмы финансирования и контроля в японской модели основаны на совмещении банковского кредитования и взаимного участия в акционерном капитале в рамках финансово-промышленных групп. Этим создаются жесткие долгосрочные связи финансовых и нефинансовых институтов, дополненные связями на основе взаимной торговли в рамках маркетинговых каналов. В результате управленческий состав получает значительную независимость от краткосрочных интересов собственников, что полностью освобождает японских менеджеров, в отличие от американских управленцев, от целой системы рыночных аналитиков, трейдеров, менеджеров фондов. Это делает роль фондового рынка как механизма финансирования, регулирования и контроля весьма незначительной. Промежуточное положение занимает континентально-европейская (германская) модель, в которой главную цель представляет кооперация и достижение консенсуса между группами интересов. Подобно японской модели, предприятия реального сектора пользуются банковским кредитом и используют перекрестное инвестирование. Преобладание банков и других долгосрочных инвесторов в капитале предприятий, а также отсутствие обязанности публиковать квартальную и полугодовую финансовую отчетность понижает роль фондового рынка не только как механизма привлечения капитала, но и как механизма саморегулирования немецкой экономики. Таким образом можно утверждать, что в мире существуют полностью противоположные подходы к поведению компаний, основанные на разных механизмах привлечения капитала, контроля за менеджерами, определения приоритетов деятельности. Соответственным образом развивается и рынок ценных бумаг. Однако, сопоставляя российские предприятия реального сектора и рынок ценных бумаг, нетрудно обнаружить, что модель поведения российских предприятий более напоминает континентально-европейскую или японскую, тогда как рынок ценных бумаг стремиться развиваться в рамках англо-американской модели. Это означает неадекватность институционального построение существующего фондового рынка, с точки зрения реального сектора, задачам развития промышленного производства. В результате фондовый рынок, как механизм привлечения капитала, регулирования экономики и контроля управления, оказывается не востребован со стороны реального сектора. Разумеется, приведенная аргументация является достаточно общей и не отражает всех подробностей реально существующей в России ситуации. Тем не менее, это позволяет сделать качественно верный вывод - сохранение институционального построения российского фондового рынка после кризиса в августе 1998 года в прежнем виде, обособленном от реального сектора экономики, вряд ли возможно.

     Данная  статья была написана еще в середине 1999 года, но заметим, как много из нее можно взять при анализе современного фондового рынка. Проблемы - те же самые, но никто не собирается их решать, а потом мы упорно спотыкаемся на том же самом месте. Рынок действительно оторван от реальной экономики, но, наоборот, крах на рынке фондовом сказывается на всей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Государственное  регулирование фондового  рынка 

3.1 Существующие планы  по работе РЦБ 

     Безусловно, в нашей стране, где фондовый рынок  столько лет (в советский ериод) просто отсутствовал на данном этапе необходим контроль со стороны государства, особенно в сложный период мирового финансового кризиса.

     Уже сейчас наблюдается повышение роли государства на РЦБ. Но что же нужно? Вот некоторые меры, которые уже предпринимаются, но и которые необходимо еще включить в общий список задач государственного масштаба:

- необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих этот рынок;

- усиление роли комиссии по ЦБ и фондовым биржам, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора для создания рынка ЦБ (программа “запуска” рынка по сложности и объему адекватна программе приватизации);

- ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и правовой базы как способа ограничить риски инвесторов (прежде всего требования к достаточности капитала, качеству активов и ликвидности небанковских инвестиционных институтов, ограничения их собственных операций по рискам, правила этичного ведения операций и требование полного раскрытия информации клиентам);

- создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка;

- гармонизация российских и международных стандартов, используемых на РЦБ;

- создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

- государственная поддержка в области РЦБ;

- приоритетное выделение государством финансовых и материальных ресурсов для активизации фондового рынка;

- срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов от потерь (специализированный фонд);

- обеспечение преемственности с практикой РЦБ, сложившейся в 1991-1993 гг. 

     В пример приведем план работы Комитета ПАРТАД по аналитике и управлению рисками инфраструктуры рынка ценных бумаг на 2009 год.

     Основными направлениями деятельности Комитета в 2009 году являются:

1. Разработка  проектов федеральных законов,  направленных на создание системы  компенсационных механизмов, обеспечивающих  защиту прав инвесторов на российском рынке ценных бумаг (совместно с Комитетом по организационно-правовому обеспечению деятельности учетных институтов).

2. Реализация  и развитие Программы разработки  и внедрения системы мер снижения  рисков, связанных с профессиональной  деятельностью организаций - членов ПАРТАД, в том числе:

- подготовка предложений по минимизации рисков, связанных с деятельностью специализированного депозитария (совместно с Комитетом по контролю за коллективными инвестициями);

- обобщение практики урегулирования вопросов, связанных с выплатой страхового возмещения по договорам страхования деятельности учетных институтов.

3. Разработка  стандартов управления рисками  профессиональной деятельности  организаций - членов ПАРТАД, в  том числе:

- систематизация материалов по управлению рисками, содержащихся в документах и стандартах профессиональной деятельности ПАРТАД, других саморегулируемых организаций;

- разработка понятийной базы, основных терминов и определений, используемых в стандартах управления рисками профессиональной деятельности организаций - членов ПАРТАД;

- утверждение структуры стандартов управления рисками профессиональной деятельности организаций - членов ПАРТАД.

4. Аналитика  и мониторинг деятельности учетных  институтов, в том числе:

- подготовка предложений по оценке рисков профессиональной деятельности учетных институтов и критериев достаточности собственных средств учетных институтов и сформированных ими компенсационных инструментов;

- подготовка предложений по модернизации анкет участников информационных баз данных ПАРТАД в целях проведения аналитических и рейтинговых исследований учетных институтов;

- подготовка предложений по совершенствованию методик расчета рейтингов учетных институтов. 

     Участие в проводимых ПАРТАД семинарах и  конференциях по вопросам, связанным с деятельностью Комитета.

     Итак, как мы видим, огромная проблема российского  рынка заключается в том, что  нет над ним необходимого контроля, что и позволяет участникам рынкам на форумах высмеивать высказывания некоторых глав правительства, говорящих, что в России сейчас самый стабильный рынок: как можно об этом говорить, если даже мониторинга необходимого за фондовым рынком не осуществляется!

     В условиях обострения финансового кризиса, наличие крайне высоких политических рисков размещения акций российских компаний на иностранных площадках выводит вопрос о необходимости государственных гарантий развития отечественного фондового рынка в число приоритетных.

     Что касается мировой практики, то, в  целом, в мире достаточно широко распространены факты государственного участи и государственной поддержки фондового рынка.

     Так, в США роль государства в биржевой торговле и биржевой инфраструктуре на первый взгляд выражена не так явно. Но это лишь на первый взгляд. На самом  деле биржа в США -- это один из символов национальной культуры, основы американского государства. На бирже формируется капитализация американских компаний -- нынешней основы мировой экономики.

     Государственные кредитно-финансовые институты сыграли  значительную роль в модернизации промышленной структуры в Японии.

     Можно вспомнить и о позитивной роли государства в реструктуризации экономики Южной Кореи.

     Важное  направление стимулирования государством инвестиционного процесса в странах  Юго-Восточной Азии -- регулирование  уровня процентных ставок.

     Государство активно участвует в развитии финансовых и товарных рынках в странах  Ближнего Востока. Так, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) рассчитывают на звание крупного финансового центра.

     В октябре 2005 года в эмирате Дубай  начала работать международная фондовая биржа (Dubai International Financial Exchange -- DIFX). Оператором биржи является компания Dubai International Financial Centre (DIFC).

     Компания DIFC была создана несколько лет  назад правительством Дубая. Правительство  Дубая разрабатывает планы по превращению дубайской биржи в одну из крупнейших в мире. Чтобы добиться этого относительно быстро, потребуются сделки по слияниям с уже существующими площадками. Так, в 2006 году DIFC приобрела 3,5% акций Euronext, а также небольшие пакеты в банках HSBC и Deutsche Bank. В настоящее время биржа активно конкурирует с американской NASDAQ за право владения контрольным пакетом акций скандинавской биржи OMX -- одной из группы бирж. Кроме того, на товарной бирже Dubai Mercantile Exchange с 1 июня 2007 года начались торги по фьючерсам на поставку сырой нефти из Омана. Таким образом, в Дубае появится альтернатива контрактам на нефть марки WTI в Нью-Йорке и Brent в Лондоне, ведущим фьючерсам, по которым рассчитываются цены на все мировые сорта нефти. Этот проект осуществлен при непосредственном участии и поддержке правительства страны. При этом правительство эмирата уже объявило, что прекратит использовать действующий механизм цен при продаже сырой нефти и будет пользоваться фьючерсами с Dubai Mercantile Exchange.

Информация о работе Фондовый рынок России