Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правильное и четкое понимание принципов фискальной политики является главным инструментом в процессе стабилизации экономического развития страны.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности бюджетно-налоговой системы, ее функций и роли в макроэкономическом регулировании.

Содержание

Введение
Понятие и теоретические основы фискальной политики государства.
Цели и инструменты фискальной политики государства, и их применение в современный период в России и за рубежом.
Проблемы эффективности фискальной политики в России и перспективы ее дальнейшего функционирования.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 41.28 Кб (Скачать)

В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство принимает  решение о фискальных мерах, и  временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов в 6-18 месяцев.     

Из-за проблем подобного рода дискреционная  фискальная политика все в большей  степени ориентируется на изменение  налогов.

3.4.Политические проблемы.

 

        Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.     

Как известно, экономическая стабильность – это не единственная цель государственной  политики в области расходов и  налогообложения. Правительство занимается и такими вопросами как обеспечение населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне.     

В политических интересах  бюджетный дефицит порой преподносится  как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что  в обществе в какой-то момент может  возникнуть политическая предрасположенность  к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие  к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно  в политическом плане, так же как  и наращивание государственных  расходов, особенно если избирательные  округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов  обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных  расходов довольно рискованная мера для политиков.     

Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель – это вовсе не защита интересов национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существовании политического делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной  поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов. Это возможное извращение фискальной политики явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.   

 Даже  при тех обстоятельствах, что  в реальной экономике существуют  некоторые моменты снижающие  эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в  той или иной мере сгладить  колебания экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты – асы своего дела. 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, подытоживая  все вышесказанное, можно сделать  следующие общие выводы.

В экономической литературе фискальная политика рассматривается  с различных сторон. Некоторые  источники утверждают, что это  налоговая политика, которая занимается формированием доходной части государственного бюджета. Другие называют фискальную политику бюджетно-налоговой или налогово-бюджетной  и трактуют, как систему государственных  заказов, налогообложения и трансфертных платежей. По своей экономической  сущности, фискальная политика является мерами, которые предпринимает правительство  по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, трансфертных платежей, субсидий с  целью регулирования деловой  активности, поддержания высокого уровня занятости и недопущения роста  цен. Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные  расходы.

Бюджетно-налоговая политики может быть дискреционной, когда  правительство сознательно изменяет размеры налогов и государственных  расходов и недискреционной, когда  происходит автоматическое изменение  в налоговых отчислениях и  размерах социальных выплат.

Также бюджетно-налоговая  политика может быть сдерживающей и  стимулирующей. Стимулирующая фискальная политика приводит к возникновению  дефицита бюджета, а сдерживающая -- к бюджетному излишку, или профициту. Поэтому особенно остро вопрос о  выборе типа фискальной политики стоит в условиях глобального финансово-экономического кризиса, когда главными требованиями к ней являются достаточная гибкость, оперативность и адекватность экономическим реалиям государства.

В суверенной Республике Беларусь становление бюджетных отношений  проходило в достаточно сложных  условиях. Особенно ярко нестабильность проявлялась в первый послереформенные годы (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой  системы молодого государства. В  последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства.

На современном этапе, как и на более ранних, бюджет играет значительную роль в регулировании  социально-экономических процессов. Последние несколько лет он исполняется  со значительным профицитом, что в  полной мере позволяло выполнять  различные государственные программы, оказывать значительную поддержку  в производственной и социальной сфере, оптимизировать структуру доходной и расходной частей. Однако такое  превышение доходов над расходами  во многом достигалось довольно значительным налоговым бременем, что определенно  служило сдерживающим фактором для  развития национальной экономики. Исполнение бюджета в 2009 году с профицитом было достигнуто во многом за счет сокращения государственных расходов, что не могло не отразиться на доходах как  предприятий, так и населения.

В 2010 году бюджетно-налоговая  политика должна быть ориентирована  на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышение  благосостояния граждан, сохранить  стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетов всех уровней.

 

Список использованных источников

1 Агапова, Т.А., Серегина  С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 4-е  изд., перераб. и доп./ под общей  ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело  и сервис, 2001. - 416 с.

2 Кобяков А.С. Задачи  сложные, но реальные // Финансы,  учет, аудит -2010. - № 3. - с. 6-7

3 Кодекс Республики Беларусь  от 16.07.2008 № 412-3 (с изм. от 29.12.2009). Бюджетный кодекс Республики  Беларусь

4 Кодекс Республики Беларусь  от 19.12.2002 № 166-3 (ред. от 20.12.2009). Налоговый  кодекс Республики Беларусь. Общая  часть.

5 Макконнелл К.Р., Брю С.Л.  Экономикс: Учебник. - 16-е изд./ пер.  с англ. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 940 с.

6 Макроэкономика: Учеб. пособие/Т.С.  Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П.  Зенькова [и др.]; под ред. Л.П.  Зеньковой. - Мн.: Новое знание, 2002. - 244с.

7 Макроэкономика: Учеб. пособие  / А.В. Бондарь, В.А. Воробьв,  Л.Н. Новикова [и др.]; Мн.: БГЭУ, 2007. - 415 с.

8 Национальная экономика  Беларуси: Учебник / В.Н. Шимов  [и др.]; под. ред. В.Н. Шимова - 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009 - 751 с.

9 Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая  политика: пособие / Д.А. Неверов. - Минск:БГЭУ, 2009. - 179 с.

10 Об итогах исполнения  бюджета за 2008 год и задачах  на 2009 год (доклад министра финансов  Республики Беларусь А.М. Харковца) // Финансы, учет, аудит. - 2009 - №2 - С. 3-17

11 Об уточнении отдельных  показателей республиканского бюджета  на 2009 год: Указ президента Республики  Беларусь от 28 мая 2009 г. №264 // Нац.  реестр правовых актов Республики  Беларусь - 2009 г. - № 1/10732

12 О республиканском бюджете  на 2009 год: Закон Республики Беларусь  от 13 ноября 2008 г. № 450 -3 // Нац. реестр  правовых актов Республики Беларусь - 2008 г. - №2/1546

13 Официальный сайт Министерства  Финансов Республики Беларусь [Электронный  ресурс]: Сведения об исполнении  республиканского бюджета за  январь-сентябрь 2009 г. - http://minfin.gov.by/rmenu/execution/month-info/yansent09/ - 25.02.2010

14 Рыбинская, О.И. Влияние  налогов на финансово-хозяйственную  деятельность предприятий. Белорусская  экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2004. - №6. - с.29.

15 Сакс, Дж.Д., Ларрен Ф.Б.  Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - 848 с.

16 Сорокина, Т.В. Государственный  бюджет: Учебное пособие/ Т.В. Сорокина. - Мн. : БГЭУ, 2003 - 289 с.

17 Харковец, А.М. Основные  подходы к формированию нового  бюджета // Финансы, учет, аудит. - 2008 - № 6 - С. 7-9

18 Шинкевич, Н.Н. Анализ  влияния налоговой нагрузки на  экономический рост Республики  Беларусь // Белорусская экономика:  анализ, прогноз, регулирование. - 2007. - №4. - с.74.

 


Информация о работе Фискальная политика