Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правильное и четкое понимание принципов фискальной политики является главным инструментом в процессе стабилизации экономического развития страны.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности бюджетно-налоговой системы, ее функций и роли в макроэкономическом регулировании.

Содержание

Введение
Понятие и теоретические основы фискальной политики государства.
Цели и инструменты фискальной политики государства, и их применение в современный период в России и за рубежом.
Проблемы эффективности фискальной политики в России и перспективы ее дальнейшего функционирования.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 41.28 Кб (Скачать)

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

1) налоговые доходы;

2) взносы на государственное  социальное страхование;

3) неналоговые доходы;

4) безвозмездные поступления [3, с 49].

Основной частью бюджетных доходов  являются налоги (? 75 %).

Перед тем как далее оперировать  этим понятием, необходимо дать ему  определение.

Налог - это принудительно изымаемые  государством или местными органами власти средства с физических и юридических  лиц, необходимые для осуществления  государством своих функций [8, c 604].

Налоги - это платежи, которые в  обязательном порядке уплачивают в  доход государства юридические  и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты  не только обязательны, но безвозмездны и принудительны [6, c 137].

В налоговом кодексе Республики Беларусь приводится следующее понятие  налога.

Налогом признается обязательный индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский  и (или) местные бюджеты [4, с 6].

Налоговая политика - это одна из важнейших  инструментов макроэкономического  регулирования. Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Сама по себе налоговая  система представляет собой механизм перераспределения доходов субъектов  хозяйствования и граждан и централизации  в рамках бюджета средств, расходуемых  на обеспечение безопасности стран  и ее граждан, реализации политических, социальных и других государственных  функций.

Экономическое значение налогов, воздействие  налогов на хозяйственную систему  определяются их функциями. В экономической  теории выделяют следующие функции  налогов: фискальная, которая выражается в накоплении в государственном  бюджете средств, необходимых для  производства социальных благ; перераспределения  богатства и доходов; стимулирующая; контрольная [18, c 57].

Налоги могут быть подразделены на три большие категории: налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность, включая самые  разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли  под постройки, а также на наследство [15, c 222].

Выделение тех или иных видов  налогов и дальнейший анализ структуры  налоговой системы позволяют  судить о состоянии экономических  отношений в стране, о характере  и направленности государственного воздействия на экономику. Наибольшее распространение получило деление  налогов на прямые, которые взимаются  непосредственно с доходов и  имущества плательщиков, и косвенные, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу и взимаются  в процессе потребления товаров  и услуг. Главный недостаток последних  в том, что они ложатся в  конечном итоге на покупателей без  учета уровня их платежеспособности. К тому же их уплата сокращает оборотные  средства субъектов хозяйствования [14, c 29].

В Республике Беларусь устанавливаются  республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми  актами (решениями) местных Советов  депутатов в соответствии с Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих  территориях [4, с 6].

Налоги и государственные расходы  являются основными инструментами  бюджетно-налоговой политики.

Рассмотрим, каким образом при  помощи изменения налогов можно  воздействовать на совокупный спрос. Например, при снижении личного подоходного  налога увеличиваются находящиеся  в распоряжении населения доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса (однако на меньшую величину, чем возросший доход, пропорциональную предельной склонности к потреблению), стимулируя более полное использование; производственных мощностей и, при  определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Если уменьшается  налог на прибыль корпораций (или  имеют место сопоставимые инвестиционные и амортизационные льготы), то предприниматели  часть прироста дохода используют для  расширения инвестиций. Это вызывает приращение совокупного спроса, а  следовательно, и рост реального  ВВП (предполагается, что следствием увеличения спроса станет не только рост уровня цен).

Осуществление дополнительных капиталовложений означает покупку предпринимателями  капитальных благ (включая сырье  и полуфабрикаты), наем большего числа  рабочих. В результате происходит вторичное  прирастание спроса на предметы потребления и средства производства, стимулирующее рост экономики.

Аналогичное влияние на состояние  потребительского и инвестиционного  спроса могут оказывать государственные  расходы.

Увеличение расходной части  бюджета может происходить через  рост закупок товаров и услуг  государственными учреждениями, выплату  жалованья государственным служащим, осуществление трансфертных платежей. Несмотря на определенные различия между  этими видами бюджетных расходов, все они до определенного предела  ведут к расширению как инвестиционного, так и потребительского компонентов  спроса.

Таким образом, в зависимости от воздействия на совокупный спрос  в экономике, фискальную политику можно  подразделить на стимулирующую и  сдерживающую [7, c 91].

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) в краткосрочной  перспективе имеет своей целью  преодоление циклического спада  экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т  или комбинирование этих мер. В более  долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей  связано с проведением комплексной  налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и  оптимизацией структуры государственных  расходов [1, c 111].

Используя модель «совокупный спрос -- совокупное предложение», можно продемонстрировать смещение кривой совокупного спроса вправо (рисунок 1.1). Совокупный спрос  может переместиться из состояния ADв АDпутем увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер [7, c 92].

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) имеет  своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов  Т или комбинирование этих мер. В  краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более  долгом периоде растущий налоговый  клин может послужить основой  для спада совокупного предложения  и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям  бюджета и не создается приоритетов  в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру, рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает  предпосылки для разрушения экономического потенциала [1, c 111].

Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая -- к бюджетному излишку, или профициту [7, c 92].

Подводя итог, следует сказать, что  в экономической литературе фискальная политика рассматривается с различных  сторон. Некоторые источники утверждают, что это налоговая политика, которая  занимается формированием доходной части государственного бюджета. Другие называют фискальную политику бюджетно-налоговой  или налогово-бюджетной и трактуют, как систему государственных  заказов, налогообложения и трансфертных платежей. По своей экономической  сущности, фискальная политика является мерами, которые предпринимает правительство  по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, трансфертных платежей, субсидий с  целью регулирования деловой  активности, поддержания высокого уровня занятости и недопущения роста  цен. Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные  расходы.

Бюджетно-налоговая политика может  быть сдерживающей и стимулирующей. Стимулирующая фискальная политика приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая -- к бюджетному излишку, или профициту. Поэтому  особенно остро вопрос о выборе типа фискальной политики стоит в условиях глобального финансово-экономического кризиса, когда главными требованиями к ней являются достаточная гибкость, оперативность и адекватность экономическим  реалиям государства.

  1. Проблемы эффективности фискальной политики

 

       3.1. Бюджет при полной занятости.

 

  
      

Избыток или дефицит текущего, или фактического, бюджета в любом конкретном году не свидетельствует о той или  иной направленности фискальной политики правительства.        

T,G                                                          T  
         

             E            A                                   G                     

 

 

                        D               B              Структурный дефицит                       

C                             Циклический дефицит                      

 

 

                     Yр                 Yе

рис.2 Структурный и  циклический дефицит.        

Для доказательства этого утверждения  допустим, что экономика находится  на уровне полной занятости при Yе, а фактический бюджетный дефицит представлен вертикальным отрезком АВ. Теперь предположим, что инвестиционные расходы сократились (экзогенно), вызвав спад производства до уровня Yр. Допустим, что правительство не предпринимает никаких фискальных мер. По мере того как объем производства сокращается, налоговые поступления сокращаются и при неизменных государственных расходах дефицит возрастает до величины ЕС, т.е. на величину DС, как это видно на рисунке 9. DC – это циклический дефицит, который назван так потому что он связан с экономическим циклом и не является результатом определенных фискальных мер правительства.      

Дефицит или избыток фактического бюджета  указывает не только на возможные  дискреционные фискальные решения  о расходах и налогах, но также  и на уровень национального производства, т.е. фиксирует текущее положение  экономики. Т.к. объем налоговых поступлений изменяется в зависимости от уровня национального производства, то трудность сравнения дефицитов и профицитов за любые два года состоит в том, что объемы национального производства в эти годы могут быть разными. На рисунке 9 фактический дефицит госбюджета в году 2 отличается от дефицита в году 1 только потому, что объем производства в году 2 ниже, чем в году 1.     

Решение данной проблемы экономисты нашли, введя  понятие бюджета при полной занятости.  Бюджет при полной занятости позволяет  оценить, каким был бы дефицит или профицит госбюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости. На рисунке 9 структурный дефицит одинаков в году 1 и в году 2 (АВ=ЕD).     

Исходя  из этого, делается вывод о том, что дискреционная фискальная политика целенаправленно изменяет только дефицит при полной занятости, а не циклический дефицит. Поскольку фактический дефицит состоит из структурного и циклического дефицитов, по нему нельзя судить о направленности фискальной политики правительства.

3.2. Эффект вытеснения.

 

  
       

 «Эффектом вытеснения»,  а более полно – эффект вытеснения  государством частных инвестиций, возникает в случае долгового  финансирования дефицита государственного  бюджета.  
  
 

AS, AS

AE                                                     AE 
                                                                    

  AE3                        

iI                                        AE1           

 

 

        DG  
                        

 

 

                      

Y1                                   Y3                               Y2                                           Y

Рис.3 Эффект вытеснения      

Его суть состоит в том, что когда  правительство выходит на денежный рынок с целью финансирования своих расходов (DG), то оно начинает конкурировать с частным бизнесом за получение денежных средств, источником которых являются сбережения домохозяйств и фирм. Повышенный спрос на денежные средства вызывает увеличение процентной ставки, что приводит к сокращению частных инвестиций и смещению кривой совокупных расходов в положение АЕ3. В результате, намерения правительства – увеличить уровень национального производства до уровня Yне осуществятся, и увеличение национального производства произойдет только до уровня Y3.

3.3.Временные проблемы применения.

 

     Эффективность фискальной политики во многом зависит  от скорости реакции правительства  на изменения в экономике.

В данной связи  существует несколько препятствий, которые снижают степень эффективности  применяемой фискальной политики. Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть»  их. Порой проходит несколько месяцев прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.     

Во-вторых, существует так называемый «административный  разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.      

Информация о работе Фискальная политика