Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правильное и четкое понимание принципов фискальной политики является главным инструментом в процессе стабилизации экономического развития страны.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности бюджетно-налоговой системы, ее функций и роли в макроэкономическом регулировании.

Содержание

Введение
Понятие и теоретические основы фискальной политики государства.
Цели и инструменты фискальной политики государства, и их применение в современный период в России и за рубежом.
Проблемы эффективности фискальной политики в России и перспективы ее дальнейшего функционирования.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 41.28 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВПО ДВФУ

 

Кафедра Экономической  теории

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине Экономическая теория

 

ТЕМА: «Фискальная  политика»

 

 

 

 

 

                                                                                                   Студентка: Шилова Е.В

                                                                              Руководитель: Романов В.В

                                                                              Курсовая работа допущена к защите

                                                                              _______________________________

  подпись  руководителя

                                                                              «____»____________________2011г.

 

 

 

 

 

Владивосток – 2011

Содержание

Введение

  1. Понятие и теоретические основы фискальной политики государства.
  2. Цели и инструменты фискальной политики государства, и их применение в современный период в России и за рубежом.
  3. Проблемы эффективности фискальной политики в России и перспективы ее дальнейшего функционирования.

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время наблюдается  значительное усиление роли бюджетно-налоговой  политики в экономическом регулировании  страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В  особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень  влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление  государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных  инструментов государственного регулирования  национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного  спроса, а значит и делового цикла  и способна помочь стране избежать экономических шоков.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или  нет. Реальный вопрос в том, будет  ли эта политика конструктивной или  она будет неосознанной и непоследовательной.

Тема фискальной политики на сегодняшний  день весьма актуальна, так как экономика  республики переживает далеко не самые  лучшие дни, и от того, как правительство  будет осуществлять бюджетно-налоговую  политику зависит судьба каждого  человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правильное и четкое понимание принципов  фискальной политики является главным  инструментом в процессе стабилизации экономического развития страны.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности бюджетно-налоговой  системы, ее функций и роли в макроэкономическом регулировании.

Для достижения поставленной цели, на наш взгляд, необходимо выполнить  ряд задач. Во-первых, охарактеризовать сущность фискальной политики с различных  точек зрения, дать развернутое определение  данному понятию, а также выявить  ее функции в современных экономических  системах. Во-вторых, определить роль фискальной политики в государственном регулировании  экономики и его влияние на различные социально-экономические  процессы. В-третьих, показать, каким  образом происходило становление  бюджетных отношений и налоговой  системы в суверенной Республике Беларусь с начала рыночных преобразований, и каким образом при таких  сложных условиях различные теоретические  положения реализовывались на практике.

Таким образом, предметом исследования в данной работе является фискальная политика, а объектом исследования является фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования

 

Фискальная (от лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию, правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Главным инструментом правительственной политики в экономической сфере является государственный бюджет. Сбалансированный бюджет означает, что государственные  доходы, состоящие из налогов, сборов и других поступлений, равны государственным  расходам. К сожалению, баланс расходов и доходов в большинстве стран  мира достигается редко. "Нормальным" и наиболее распространенным явлением можно считать бюджет, где расходы  превышают доходы в течение одного года. Более редким является бюджет, имеющий излишек, т.е. превышение доходов  над расходами. Управление госбюджетом  и есть фискальная политика.

Государственный бюджет - главный инструмент фискальной политики. Его влияние на экономику  огромно, потому что госбюджет - политическая переменная. Это значит, что политики могут произвольно менять эту  переменную, ставя перед собой  очень крупные макроэкономические задачи. При помощи фискальной политики совокупные расходы и совокупный спрос можно стимулировать, а  можно и ограничивать. Бюджетный  дефицит может возникнуть из-за двух главных причин. Во-первых, его могут  вызвать сознательные действия правительства, которое в силу необходимости  решило тратить больше, чем имеется  доход. Возникающий по этой причине  дефицит называют активным бюджетным  дефицитом. Во-вторых, бюджетный дефицит  может образоваться вследствие рецессии, снижения реального национального  дохода, из-за чего сократятся доходы бюджета. Такой дефицит называют пассивным  бюджетным дефицитом. В течение  длительного времени среди экономистов  преобладала точка зрения о том, что госбюджет должен быть всегда сбалансированным. Однако кейнсианцы уже в 30-годы придерживались иного мнения. Даже относительно небольшого объема автономных расходов, которые могут быть добавлены из какого-то источника, окажется достаточно для кратного увеличения совокупного спроса. А правительство должно расходовать много на образование, медицину, пенсии, строительство дорог и т.д. Кроме того, правительство может манипулировать налогами, что, в конечном счете, ведет к изменениям в располагаемом доходе.

Дж. Кейнс  обнаружил, что главным виновником экономической нестабильности являются колебания совокупного спроса. Поэтому  он считал стабилизацию спроса и его  поддержание на уровне, обеспечивающем полную занятость, важнейшей задачей. В соответствии с рекомендациями Дж. Кейнса после Великой депрессии  все западные станы начали осуществлять стабилизационную фискальную политику, которая затем разделилась на несколько типов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и теоретические основы фискальной политики государства

1.1 Фискальная политика: понятие

В экономической литературе для  определения бюджетно-налоговой  политики часто используется несколько  понятий: «фискальная политика», «бюджетно-налоговая  политика», «налогово-бюджетная политика»  и др.

Очевидно, что многообразие терминов объясняется отсутствием в русском  языке прямого синонима слова  «fiscal» (фискальный, финансовый). В I в. до н.э. доходы от личного состояния  римского императора Августа поступали  в особую казну -- фиск (от лат. fiscus -- корзина). С IV в. фиском назывался единый общегосударственный центр Римской  империи или казна, куда стекались  все виды доходов и сборов и  откуда шли указания о чеканке  монет, порядке сбора налогов, производились  выплаты.

Впервые термин «фискальная политика»  применил Дж. М. Кейнс. Аргументация, на которую опиралась его концепция  регулирующего потенциала бюджетного механизма, может быть кратко охарактеризована следующим образом.

В экономической системе, которой  присущи высокая степень неопределенности, неравномерное распределение богатства, несовпадение условий сбережений и  инвестирования, а также жесткость  цен, достижение автоматического равновесия является затруднительным. В таких  условиях координация данного процесса может быть возложена на центральную  власть. Государство способно воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму  процента. Если оставить в стороне  вопросы, связанные с размерностью единицы заработной платы и количеством  денег, то окажется, что способность  государства влиять на уровень совокупного  дохода и занятость выражается в  осуществлении контроля, с одной  стороны, за потребительским спросом, являющимся функцией дохода, а с  другой -- за спросом инвестиционного  характера, который зависит от предельной эффективности капитала и нормы  процента. Поскольку совокупное предложение  рассматривается Кейнсом в краткосрочном  периоде как определенное заданным уровнем спроса, то возможность государства  влиять на уровни совокупного дохода и занятости вытекает из регулирования  совокупного спроса. Простейшая кейнсианская модель предполагает жесткость цен  и избыточность ресурсов, так что  выпуск в экономике определяется изменением совокупного спроса [7, c 87-88].

В современной экономической теории существуют различные понятия фискальной политики.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению  государственных расходов, налогообложения  и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса  и экономического роста при производстве неинфляционного ВНП [1, c 110].

Фискальная политика - это целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями  для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста [5, c 252].

Наиболее полным является следующее  определение.

Фискальная политика - это меры, предпринимаемые правительственными органами, по изменению государственных  расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой  активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста  уровня цен.

Фискальная политика может как  благотворно, так и негативно  воздействовать на стабильность национальной экономики. В случае, если правительство  применяет инструменты фискальной политики для сглаживания колебаний  выпуска продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и  стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей в  данном случае является приближение  объема совокупного дохода к его  потенциальному уровню. Увеличение фактических  объемов совокупного дохода служит целью политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного  дохода по сравнению с его потенциальным  уровнем -- целью политики ограничения  деловой активности [7, c 89].

Центральное место в понятии  фискальной политики занимает понятие  бюджета.

Существуют различные определения  бюджета. В учебной литературе оно  звучит следующим образом.

Бюджет - это система специфических  финансовых отношений, связанных с  формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения  функций государства на определенных этапах общественного развития [16, c 18].

Бюджет - это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций  государственных органов, экономического и социального развития страны или  соответствующих административно-территориальных  единиц [8, c 592].

В бюджетном кодексе Республики Беларусь это понятие трактуется так:

Бюджет - план формирования и использования  денежных средств для обеспечения  реализации задач и функций государства [2, с 2].

Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью  бюджета государство способно вмешиваться  в рыночные механизмы.

Бюджет является способом аккумуляции  денежных средств для решения  глобальных экономических проблем. Наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.) [6, c 137-150].

Бюджет имеет доходную и расходную  части, которые в планируемой  перспективе должны быть сбалансированы.

Формирование расходов бюджета  Республики Беларусь основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных  организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики  на текущее функционирование, а также  включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и  материальных запасов.

Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые  организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением  стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении  которых создается или увеличивается  имущество, находящееся в республиканской  и коммунальной собственности.

Капитальные расходы бюджета также  включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и  имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности [3, с 47].

Государственные расходы также  могут быть разделены на четыре категории.

1. Потребление в государственном  секторе, которое включает зарплату  работникам госсектора, а также  его платежи за товары, закупаемые  для текущего потребления.

2. Государственные инвестиции включают  разнообразные капитальные расходы,  такие, как затраты на дорожное  строительство или строительство  портов.

3. Трансферты частному сектору  включают пенсии за выслугу  лет, страхование по безработице,  льготы ветеранам и другие  платежи.

4. Проценты по государственным  долгам [15, c 222].

В расходной части бюджета Республики Беларусь предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, в расходной части местных  бюджетов - создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Информация о работе Фискальная политика