Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:30, реферат
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
1. Понятие фискальной политики стр. 2
2. Налоги стр. 3-15
3. Государственные расходы стр. 15-35
Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.
Изменение
налоговых ставок, с этой точки
зрения, является более эффект тинным
инструментом в стремлении стабилизировать
экономику. Так, снижение ставок подоходного
налога в условиях кратковременного спада
мoжет удержать доходы от сокращения, предотвращая
тем самым нарастание кризисов, увеличивая
потребительские расходы. Но есть здесь
и недостаток. Временное снижение налогов
не всегда приемлемо для борьбы со спадом,
так как в демократическом обществе,
как правило, сложнее повысить налоги
после преодоления спада, гораздо проще
бывает организовать политические настроения
на борьбу с безработицей, чем на борьбу
с инфляционным разрывом и чрезмерной
занятостью.
Эффективная дискреционная
Запаздывание
действия необходимых рычагов
Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
Отмеченные
запаздывания, временные лаги между
периодом возникновения потребности в
новых направлениях фискальной политики
и получением ожидаемого положительного
эффекта от их применения накладываются
друг на друга. Это, безусловно, ухудшает
возможности дискреционной фискальной
политики быстро настраиваться на происходящие
изменения в экономике и эффективно их
корректировать.
Встроенные
стабилизаторы. Ограниченные возможности
дискреционной фискальной политики адаптироваться
к потребностям, вызванным новыми хозяйственными
пропорциями, делает необходимым дополнить
ее иным видом фискальной политики, способной
непрерывно корректировать налоговые
поступления. Это осуществляется автоматически
с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.
Их суть заключается в увязке ставок налогов
с величиной получаемого дохода. Почти
все налоги построены таким образом, что
позволяют обеспечить рост налоговых
поступлений с увеличением чистого национального
продукта. Это касается подоходного налога
на физических лиц, который имеет прогрессивный
характер; налога на прибыль; на добавленную
стоимость; налога с продаж, акцизов.
Рис. Встроенные стабилизаторы:
где G — государственные расходы; Т— налоговые поступления
На
графике размеры
В этот период налоговые
График
отображает и падение налоговых
поступлений в период, когда ЧНП
уменьшается, т. е. падает производство,
что ведет к образованию
Налоговая
система должна совершенствоваться
по следующим важнейшим направлениям:
•
требуется уменьшение налогового бремени.
Оно является чрезмерным поскольку
налоговые изъятия при составлении бюджета
государства до сих
пор планировались в размере около половины
ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки,
отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают,
что тот уровень, с которого начинается
массовое бегство от налогов, обусловливает
низкий уровень собираемости налогов.
Кроме того, в результате кризиса неплатежей
предприятий подрываются условия непрерывного
производства;
• необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующнх отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;
•
назрела необходимость
Сочетание денежной и фискальной политики. Сочетание денежной политики и фискальной используется тогда, когда предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральный банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывает с их помощью свои бюджетный дефицит. Когда происходит такое приспособление, то кривые IS и LM сдвигаются вправо.
Рис. Денежное приспособление фискальной политики
Фискальная экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта.
Итак, при растущем предложении
денег наблюдается сдвиг
Важно рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса. В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной политикой. Денежная политика оказывает воздействие при стимулировании процентно зависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому — быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство.
Фискальная политика, напротив, оказывает воздействие через покупку государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).
Рассмотрим влияние составляющих фискальной политики на ключевые переменные. Один из интересных случаев — инвестиционные субсидии, когда государство субсидирует инвестиции, таким образом как бы оплачивая часть расходов каждой фирмы на инвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы теперь планируют больше инвестиций (рис. а).
Кривая IS (рис. б) сдвигается на величину роста инвестиций (рис. а) (еще действует мультипликатор времени а). Новое равновесие достигается в точке Е'. Ставка процента растет, но это не отменяет влияния инвестиционных субсидий.
На
рисунке показана экономика, первоначально
находившаяся в точке Е. с неполной
занятостью, а затем достигающая уровня
выпуска продукта у*
при полной занятости. Для достижения
этого уровня продукта можно использовать
фискальную политику (экспансию) с продвижением
к точке Е1 (с более высокой
ставкой процента). Можно выбрать денежную
экспансию, ведущую к состоянию полной
занятости с более низкой ставкой процента
(Е2).
Можно также подобрать сочетание фискальной
и денежной политики приводящее к какому-либо
промежуточному состоянию. (Денежная экспансия
сдвигает LM вправо вниз, фискальная политика
сдвигает кривую IS вправо вверх). Снижение
ставки процента в случае денежной экспансии
означает, что инвестиции увеличатся от
E2 до Е1. Обе
финансовые политики увеличивают продукт,
но их влияние на различные отрасли экономики
различно. Необходимо решить, что даст
наибольшую выгоду.
а) б)
Рис. Влияние инвестиции на ВНП
Консерваторы
доказывают необходимость снижения
налогов. Они поддерживают стабилизирующую
политику, при которой налоги снижаются
в период регрессии и госрасходы сокращаются
в период бума. Другие считают, что необходимо
расширить поле деятельности государства
в сфере образования, охраны окружающей
среды, подготовки кадров и т. д. и следовательно,
поддержать экспансионистскую политику
в форме роста госрасходов Доказано, что
необходимо действовать через снижение
ставки процента поддерживая рост инвестиционных
расходов, т. е. государственные деятели
могут выбирать такую политику, которая
будет не только приводить экономику к
состоянию полной занятости, но и окажет
содействие в решении других проблем.
Рис.
Выбор между денежной и фискальной
политикой
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют | важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.
Еще
больше проблем возникает при
проведении дискреционной фискальной
политики. К ним можно отнести:
Список
использованной литературы.