Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:30, реферат
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
1. Понятие фискальной политики стр. 2
2. Налоги стр. 3-15
3. Государственные расходы стр. 15-35
Содержание.
I. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Экономическая наука выделяет следующие типы фискальной политики:
инструменты
Общественные работы | Изменение трансфертных платежей | Манипулирование налоговыми ставками |
II.
Налоги.
Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.
Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.
Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.
Экономическая
функция означает, что налоги как
активный участник перераспределительных
отношений оказывают серьезное влияние
на воспроизводство, стимулируя или сдерживая
его темпы, усиливая или ослабляя накопление
капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный
спрос населения. Расширение налогового
метода в мобилизации для государства
национального дохода вызывает постоянное
соприкосновение государства с участниками
производства, что обеспечивает ему реальные
возможности влиять на экономику, на все
стадии воспроизводственного процесса.
Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.
Косвенные
налоги — это налоги на товары и услуги,
оплачиваемые в цене товара или включенные
в тариф. Владелец товара или услуг при
их реализации получает налоговые суммы,
которые перечисляет государству. В данном
случае связь между плательщиком и государством
опосредована через объект обложения.
В
современных условиях в связи
с расширением социальных функций
государства широкое
В
зависимости от органа, который взимает
налог и распоряжается его
суммой, различают государственные
и местные налоги. Государственные
налоги взимаются центральным
Налоги
по их использованию подразделяются
на общие, они поступают в единую
кассу государства, и
специальные (целевые) (например,
налог на продажу бензина, топлива, смазочных
масел в США направляется в дорожный фонд).
В
зависимости от характера взимания
налоговых ставок налоги подразделяются
на: пропорциональные,
прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональный
налог это налог, ставка которого
одинакова для всех облагаемых сумм.
Налог, средняя ставка которого повышается
по мере роста суммы, называется прогрессивным.
Регрессивный налог предполагает уменьшение
процента изъятия из суммы по мере ее роста.
К последнему виду налогов относятся,
как правило, косвенные
налоги.
Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В ХIХ -начале XX веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.
Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
Взносы в фонд социального страхования | |||
Реальные налоги | Личные налоги | Акцизы |
Фискальные монопольные налоги | Таможенные пошлины |
|
|
|
и т. д.
Однократный, многократный
|
|
фискальные, протекционные, сверхпротекционные, антидемпинговые, преференциальные
специфические, адвалерные, смешанные |
В
России крайнее направление первого подхода
к налогообложению было характерно для
эпохи Петра I, когда налоговая политика
была направлена исключительно для финансирования
военных действий. Налоги как из худого
решета, посыпались на головы русских
плательщиков, приведя к оскудению крестьянских
хозяйств, сокращению населения страны
и уменьшению собираемости налогов.
Экономика требовала
более мудрой налоговой политики,
которая бы не подрывала условий
воспроизводства. Примером ориентации
на такие минимальные требования
можно назвать налоговую политику советского
периода, начиная с 30-х гг. Тогда действующим
предприятиям оставлялись доходы, обеспечивающие
лишь простое воспроизводство, оставшаяся
часть доходов уходила государству. С
середины 60-х гг. стали предприниматься
робкие попытки оставить предприятиям
часть дохода для обеспечения расширенного
воспроизводства за счет собственных
источников.
В развитых странах
это направление налоговой
Следующая ступень
развития концепции налогообложения
связана с пониманием того, что
манипуляция налоговыми ставками, увязка
налогов с использованием ресурсов превращает
их в мощный регулятор хозяйственных пропорций.
Например, введение платы за ресурсы (землю,
чистую воду и др.) способствует экономии
ресурсов в хозяйственной деятельности.
Плата за землю обычно ведет к увеличению
высоты производственных зданий. Снижение
налоговых ставок или введение режима
ускоренной амортизации стимулирует рост
производства. Ужесточение же налоговых
ставок его тормозит.
Во второй половине
XX в. налоги активно используются как
регулятор общего равновесия рыночного
хозяйства. В частности, такое использование
налогов предусматривается в многочисленных
антициклических программах. Эти программы
отводят различную роль налогам как регуляторам
экономики, что зависит от концепции, которой
руководствуется правительство.
По
Keйнcy, no время спада налоги снижаются для
стимулирования производства. Во время
подъема, наоборот, - налоги возрастают,
что позволяет затормозить рост инвестиций,
предупредив перегрев экономики нарастающими
диспропорциями. Рост налоговых поступлении
во время подъема позволит выплатить,
государственную задолженность, которая
образовалась в депрессивный период для
финансирования государственных расходов.
По
теории монетаристов и концепции
экономики предложение о снижении налогов
становится значительным стимулом эффективного
производства. М. Фридмен - идеолог монетарной
школы - рекомендует снижать налоговое
бремя, когда экономический кризис пройдет
свою низшую точку и оставит на рынке только
эффективных производителей, разорив
остальных. В этом случае более низкие
ставки налогов для сильных производителей
предоставят им большие возможности для
инвестирования и позволят стране перейти
на более высокую ступень эффективности
производства.
Теория
предложения рекомендует поддерживать
режим конкуренции, облегчая налоговое
бремя, вплоть до применения налоговых
каникул для милого бизнеса, или для тех,
кто осуществляет выпуск товаров, в наибольшей
степени отвечающих интересам общества.
Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов.
Таких принципов достаточно много:
Принцип
выгоды предполагает увязку налога
с используемым ресурсом. Например, тот,
кто использует чистую питьевую воду в
технических целях, должен платит налог
за нее.
Принцип
пожертвования исходит из того, что
за использование благ, предоставляемых
государством отдельным гражданам или
предприятиям, платят все, в том числе
те, кому эти блага не достаются. Таковым
является налог на фонд заработной платы,
отчисляемый в пенсионный фонд.