Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:30, реферат
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
1. Понятие фискальной политики стр. 2
2. Налоги стр. 3-15
3. Государственные расходы стр. 15-35
Современное налогообложение
доходов опирается на использование
прогрессивных ставок. Ставки возрастают
по мере увеличения доходов. Прогрессивное
налогообложение учитывает разные
возможности социальных слоев населения
в финансировании государственных расходов.
Принцип равенства. Равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их развития. В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенные в налогах условия для эффективного хозяйствования.
В командно-административной
системе, которая не учитывала законы
рынка, налоговые привилегии всегда сопровождали
государственное и коллективное хозяйствование.
Частное хозяйство, по существу, было «задушено»
налогами.
Среди принципов
налогообложения обычно называют
гибкость и адаптивность
его к меняющимся общественно-политическим
потребностям. Однако в этой гибкости
следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость
действующего налогообложения. Если ставки
налогов постоянно меняются, как в современной
России, да еще и задним числом, бизнес
теряет ориентиры, необходимые для выработки
долгосрочной стратегии. Инвестиционная
деятельность обрастает дополнительными
рисками, что укрепляет стремление бизнеса
ограничиваться исключительно спекулятивными
операциями.
Уровень
налоговой ставки должен устанавливаться
с учетом возможностей налогоплательщика,
величины получаемых им доходов. Нарушение
этого принципа подрывает действия рынка,
уменьшает количество налогоплательщиков,
уменьшает предложение товаров. У потребителей
чрезмерная тяжесть налогообложения уменьшает
спрос, что ведет к сокращению емкости
рынка и тем самым угнетающе действует
на стимулы производства.
Очень сложен для
выполнения принцип исключения двойного
и многократного налогообложения. Необходимость
соблюдения этого принципа осознается
всеми государствами, но редко кому удается
полностью ему следовать. Например, налогообложение
акционерных компаний обычно строится
на двойном налогообложении. Налогом облагаются
нераспределенная прибыль компании и
дивиденды ее членов. Такая система действует
в странах Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии,
России. Решением исключения многократного
налогообложения используемого сырья
является введения налога на добавленную
стоимость. При использовании этого налога
надбавка к цене сырья, возникающая при
прохождении продукта по производственной
цепочке, облагается налогом всего один
раз. Налоге облагаются только те результаты
деятельности, которые добавляются к полученному
из вне полуфабрикату.
В налогообложении
важно соблюсти принцип,
исключающий возможность
переложения налогового
бремени. В странах с развитой рыночной
экономикой налог на прибыль считается
не самым лучшим налогом, так как предприниматель
обычно пытается включить этот налог в
цену в целях компенсации удорожания издержек.
В результате налоговое бремя перекладывается
на покупателя. Именно он оплачивает налог,
а предприниматель выступает, по существу,
собирателем этого налога.
Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, удобными и понятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынка основным налогом является личный подоходный налог или налог на физических лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе федеральных налогов всего лишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается к его половине. В России же доля подоходного налога с физических лиц составляет чуть более 3 % в общем объеме всех платежей. Такая структура налогообложения в России объясняется ее корнями, которые десятилетиями питали общество государственного социализма, организованного на принципах хозяйствования, противоречащих рынку. В результате налоговая система в России становится источником хозяйственных деформаций. Это проявляется по следующим направлениям:
В
дальнейшем по мере роста доходов
населения Россия должна сместить акценты
налогообложения, увеличив налоги на доходы
физических лиц, смягчая налогообложение
бизнеса.
Тяжесть
налогообложения. Кривая
Лаффера.
Тяжесть налогового бремени измеряется
величиной налоговых изъятий, отнесённых
к валовому внутреннему продукту.
На
неё оказывают влияние
Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы налогообложения.
История
XX в. четко прослеживает тенденцию
роста налоговых изъятий в странах
рыночной экономики. Так, до первой мировой
войны налоговые отчисления составляли
в среднем 10 % ВВП. В середине века эта планка
поднялась до 20 %. В 90-х гг. в развитых государствах
с уровнем ВВП на душу населения в 15-28 тыс.
дол. доля налоговых изъятий и тяжесть
налогового бремени колеблется от 30 до
50 % ВВП. В России этот уровень превышается,
в то время как в странах с уровнем развития,
соответствующим российскому (ВВП на душу
населения около 5 тыс. дол.), тяжесть налогового
бремени не превышает 30%.
Традиции
экономической политики оказывают
существенное влияние на уровень
налогового бремени. В странах социально
ориентированной экономики (шведская
модель) этот уровень составляет около
50% ВВП. В странах, развивающихся на монетарных
принципах, - около 30 % ВВП. Более высокий
уровень налогов стал платой за социальную
стабильность общества. Поскольку налоги
перекладываются на покупателя (включаются
в отпускные цены), то в этих странах отмечается
и более высокий уровень цен.
Тяжесть
налогообложения зависит от циклических
колебаний. Она может быть ниже во время
кризиса и выше при более благоприятной
конъюнктуре.
Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки была описана А. Лаффером. Графическое изображение указанной зависимости получило название кривой А. Лаффера.
Согласно кривой А. Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Оно ведет к уходу многих производителен с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.
Россия
сегодня по налоговым поступлениям
явно находится не в оптимальной
позиции, превышающей точку М. В результате
запланированная величина налоговых поступлении,
превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.
Фактически государство не может получить
и 30-35% ВВП, что повлечет за собой задержку
выплаты заработной платы работникам
бюджетных организаций, усилению напряженности
с ростом неплатежей предприятий друг
другу.
Кривая
Лаффера показывает, что при определенных
условиях снижение налоговых ставок может
создать стимулы для бизнеса, способствовать
образованию дополнительных сбережении
и тем самым содействовать инвестиционному
процессу. Уменьшение банкротств должно
способствовать расширению налогооблагаемой
базы, так как количество налогоплательщиков
при этом должно возрасти.
Однако
не следует думать, что снижение
ставки налогов должно сразу же дать
эффект роста валового национального
продукта. Последний происходит только
при расширении инвестиционного процесса,
особенно, когда появляется спрос на основной
капитал. Спрос же на него варьируется
в течение цикла, а в стадии депрессии
может вовсе исчезнуть. Это значит, что
результаты снижения ставок налогов в
депрессивной ситуации могут проявиться
лишь через годы.
II.
Государственные расходы.
Наряду
с налогами важнейшим инструментом
воздействия государства на развитие
экономики являются государственные расходы.
Через систему расходов происходит перераспределение
значительной части национального дохода,
осуществляется реализация экономической
и социальной политики государства. Все
расходы можно подразделить на следующие
группы:
— военные;
— экономические;
— на социальные цели;
Государственные
расходы и совокупный
спрос.
Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, нужно остановиться на ряде ограничении.
Во-первых, нужно брать в расчет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.
Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные расходы не оказывают воздействия на потребление и инвестиции.
В-третьих, налоги рассмотрим как налоги на доход населения.
Исходя из данных ограничений влияния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, что налоги paвны нулю. По оси Х отложим величину ВНП, по оси Y - совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ - будет предъявлен спрос населе-
Рис. Влияние государственных
расходов совокупный спрос
ния и
предприятий. Введение государственных
расходов, которые оказывают воздействие,
подобное потребительским расходам и
инвестициям, вызовет перемещение точки
макроэкономического равновесия вверх
по линии 45°. Государственные расходы
увеличивают величину совокупных расходов
на рынке и стимулируют рост совокупного
спроса, а, следовательно, стимулируют
производство ВНП. В результате государственных
закупок спрос увеличивается на величину
государственных расходов под эти закупки.
Теперь совокупные расходы будут равны
потреблению населения, инвестициям предприятий
и государственным расходам и будут представлены
графически в виде прямой C+I+G. Расстояние
между C+I+G и С+I показывает величину
государственных расходов на товары и
услуги. Таким образом, государственные
расходы оказывают точно такое же влияние
на совокупный спрос, что и потребительские
расходы и инвестиции. Точка Е показывает
равновесный уровень ВНП, при котором
общие расходы paвны объему производства.
Исходя из данных рассуждении можно записать,
что BHП=C+1+G, где С - потребительский
расход населения, I - инвестиции предприятия,
G - государственные расходы на закупку
товаров и услуг. Фискальная политика
воздействует, прежде всего, на совокупный
спрос. Рост правительственных расходов
повышает совокупный спрос, стимулирует
выпуск продукции. Но более высокий уровень
ВНП увеличивает процентную ставку на
фондовых рынках, которая, снижая действенность
фискальной политики, снижает уровень
инвестиционных расходов. Фискальная
политика, таким образом, воздействует
на товарные рынки, сдвигая кривую IS,
которая демонстрирует равновесие на
товарных рынках. При неизменной ставке
процента более высокий уровень государственных
расходов будет увеличивать уровень совокупного
спроса. Покрывая рост спроса, выпуск продукта
должен увеличиваться. Это отражается
сдвигом IS в положении IS'. Экспансионистская
фискаль
ная политика сдвигает кривую
IS вверх вправо, она увеличивает равновесный
доход, но растет и равновесная ставка
процента.
Рис.
Воздействие фискальной политики на уровень
ВНП
Если
экономика первоначально