Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:58, курсовая работа
В данной курсовой работе хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политик в государственной экономике и рассмотреть их цели, органы и инструменты. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера находятся пока в неустойчивой стадии развития, и от того, как будет осуществляться бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политики зависит судьба каждого человека живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом1.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 4
1.1. Основные понятия фискальной политики 4
1.2. Виды фискальной политики 5
1.3. Кривая Лаффера 8
1.4. Достоинства и недостатки фискальной политики 9
1.5. Органы фискальной политики 11
1.6. Инструменты фискальной политики 12
ГЛАВА II. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА 13
2.1. Основные понятия монетарной политики 13
2.2. Виды монетарной политики 14
2.3. Воздействие изменения предложения денег на экономику 14
2.4 Преимущества и недостатки монетарной политики 15
2.5. Органы монетарной политики 20
2.6. Инструменты монетарной политики 20
ГЛАВА III. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ И МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ 27
3.1. Динамика фискальной политики 27
3.2. Динамика монетарной политики 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ САЙТОВ 35
Одним из направлений деятельности налоговой службы является контроль за поступлением неналоговых платежей, которые составили 1 171,9 млн. сом с ростом 4,6% от планового показателя, перевыполнение составило 51,2 млн.сом, за счет увеличения поступлений от оплаты за пользование природных ресурсов в сумме 20,0 млн.сом и платы за аренду земель в сумме 22,9 млн.сом. Доля доходов к ВВП осталась на прежнем уровне и составила 0,6%. Номинальный темп роста составил 107,2%.
Реальный ВВП (по данным НСК) в январе-декабре 2009 года увеличился на 2,3 процента по отношению к январю-декабрю 2008 года. Общий уровень цен за январь-декабрь 2009 года снизился на 0,03 процента (по итогам 2008 года инфляция составила 20,0 процента)8.
Учетный курс доллара США к сому с начала 2009 года повысился на 11,86 процента и на конец декабря 2009 года составил 44,0917 (в январе-декабре 2008 года учетный курс повысился на 11,04 процента).
Денежная база за январь-декабрь 2009 года увеличилась на 18,3 процента, составив на 1 января 2010 года 41 587,7 млн. сомов, (в 2008 году увеличение составило 11,3 процента). Структура денежной базы на 1 января 2010 года выглядит следующим образом:
Объем денег в обращении на 1 января 2010 года составил 35 738,7 млн. сомов, увеличившись с начала года на 16,0 процента (за аналогичный период прошлого года произошло увеличение на 11,8 процента), резервы коммерческих банков увеличились на 34,5 процента и составили 5 849,0 млн. сомов (в 2008 году резервы увеличились на 8,3 процента).
На изменение денежной базы (+6 436,9 млн. сомов) оказали влияние операции НБКР (-4 401,6 млн. сомов) и операции Правительства (+10 838,5 млн. сомов). Изменение денежной базы в январе-декабре 2009 года произошло за счет сокращения чистых внутренних активов (ЧВА) (-8 236,3 млн. сомов) и увеличения долгосрочных внешних обязательств (-191,3 млн. сомов) при росте чистых иностранных активов (ЧИА) (+14 864,5 млн. сомов).
Валовые международные резервы на 1 января 2010 года составили 1 588,2 млн. долл. США (1 224,6 млн. долл. США – на 1 января 2009 года). Увеличение за 2009 год составило 363,6 млн. долларов США по балансу НБКР по учетному курсу.
Денежный агрегат М2, состоящий из суммы наличных денег вне банков и депозитов в национальной валюте, за январь-декабрь 2009 года увеличился на 13,8 процента, составив на отчетную дату 43 490,0 млн. сомов (в 2008 году увеличение М2 составило 9,9 процента).
Денежная масса М2Х с учетом депозитов в иностранной валюте по текущему обменному курсу за январь-декабрь 2009 года увеличилась на 8 673,2 млн. сомов (на 17,9 процента), и на 01.01.10 года ее объем составил 57 126,4 млн. сомов (за аналогичный период 2008 года денежная масса М2Х увеличилась на 12,6 процента).
Увеличение
широких денег произошло за счет увеличения
денег вне банков на 15,3 процента и общего
объема депозитов (на 4 176,0 млн. сомов или
на 21,9 процента), с учетом депозитов в иностранной
валюте по текущему обменному курсу.
Структура денежной массы М2Х выглядит следующим образом:
Увеличение денежной массы М2Х было обусловлено увеличением чистых иностранных активов (ЧИА) при сокращении чистых внутренних активов (ЧВА). В 2009 году ЧИА банковской системы увеличились на 22 599,2 млн. сомов (+56,8 процента) и на конец 2009 года составили 62 407,1 млн. сомов. При этом основное влияние на изменение ЧИА оказало увеличение "Чистых международных резервов" на 28 366,2 млн. сомов (+71,3 процента) и обязательств банковской системы в виде СДР, полученных в порядке распределения на 5863,2 млн. сомов
Увеличение ЧМР банковской системы в 2009 году связано с увеличением чистых международных резервов НБКР на 20 631,5 млн. сомов и коммерческих банков на 7 734,7 млн. сомов. ЧВА банковской системы на конец декабря 2009 года составили 2 990,0 млн. сомов, сократившись за 2009 год на 13 734,7 млн. сомов (-127,8 процента). Снижение ЧВА произошло за счет сокращения "Счета операций с капиталом" на 10 241,5 млн. сомов при увеличении обязательств перед органами государственного управления на 4452,2 млн. сомов.
Учетная ставка НБКР за январь-декабрь 2009 года снизилась до 0,9 с 15,2 процента на конец 2008 года. Доходность по 3-х месячным ГКВ на конец декабря 2009 года составила 1,87 процента, по 6-ти месячным ГКВ – 4,76 процента, по 12-месячным ГКВ – 9,55 процента.
Мультипликатор широких денег М2Х, характеризующий степень финансового посредничества, на 01.01.10 года составил 1,374 (на 01.01.10 данный показатель составил 1,378). На конец декабря 2009 года деньги вне банков в 1,5 раза превышали общий объём депозитов.
Среднедневной уровень избыточных резервов банков в национальной валюте в январе-декабре 2009 года составил 1352,7 млн. сомов, что ниже показателя за аналогичный период 2008 года – 1449,6 млн. сомов.
Скорость
обращения широких денег М2Х, включающих
депозиты в инвалюте, на 1 января 2010 года
составила 4,2 (на 1 января 2009 года – 4,1).
Соответственно, коэффициент монетизации
экономики, рассчитанный по денежному
агрегату М2Х, составил 24,0 процента (на
1 декабря 2008 года – 24,5 процента).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В указанной работе мы попытались раскрыть сущность фискальной и монетарной политик, показать их особенности и общность целей, направленных на динамичное сбалансированное развитие экономики с обеспечением наименьшего влияния на нее потрясений экономического характера9.
Большинство экономистов считают фискальную и монетарную политики действенными инструментами стабилизации. Однако существует группа экономистов – называемых монетаристами, - которые полагают, что изменение денежного предложения – ключевой фактор в определении уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна. Воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платежеспособный спрос и, тем самым, позволяют стимулировать экономический рост, с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса. Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.
Подобно фискальной политике, кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами Национального банка выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.
Тремя
основными инструментами
Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: а) политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; б) изменения резервов воздействуют на предложение денег; в) изменение денежного предложения меняет процентную ставку; г) изменение процентной ставки воздействует на инвестиции, равновесный ЧНП и уровень цен.
Хотя мы рассматривали фискальную и монетарную политики отдельно, в действительности они взаимосвязаны и должны координироваться. Преимущества кредитно-денежной политики состоят в её гибкости и политической приемлемости.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова
Т.А., Серегина С.Ф. «Макроэкономика»
2. Гальперин и др. «Макроэкономика», СПб. 1997г.
3. Долан Э.Д., Линдсей Д. «Макроэкономика» пер. с англ., СПб. 1994г.
4. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю «Экономикс. Принципы, проблемы и политика». Бишкек, изд. «Шам», 1996.
5. Менкью М.Г. «Макроэкономика» пер. с англ., М, 1994г.
6. Сакс Дж., Ларрен Ф.В. «Макроэкономика: глобальный подход.» пер. с англ. М, 1996г.
7. Самуэльсон П. «Экономика», 1992г.
8. Фишер С., Дорнбуш Р. «Макроэкономика» МГУ, «Инфра», М, 1997г.
9. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учеб. – М.: Издательство «ДИС», 1997. – 320 с.
10. Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр., доп. – М.:Дело, 2002. – 472 с.
11. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. – М.: Юристъ, 2000. – 861 с.
12. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: «ВЛАДОС», 1997. – 384 с.
13. . Луссе А. Макроэкономика: Краткий курс/Учеб.пособие. – СПб: Изд-во «Питер», 1999. – 240 с.
14. Налоговый
кодекс Кыргызской Республики.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ САЙТОВ
www.stat.kg – сайт статистики КР
www.nbkr.kg – сайт НацБанка КР
www.minfin.kg – сайт Министерства Финансов КР
www.sti.gov.kg – сайт ГКНС КР
www.ru.wikipedia.org – сайт интернет
энциклопедии
Информация о работе Фискальная и монетарная политики и их воздействие на экономику КР