Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:58, курсовая работа
В данной курсовой работе хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политик в государственной экономике и рассмотреть их цели, органы и инструменты. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера находятся пока в неустойчивой стадии развития, и от того, как будет осуществляться бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политики зависит судьба каждого человека живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом1.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 4
1.1. Основные понятия фискальной политики 4
1.2. Виды фискальной политики 5
1.3. Кривая Лаффера 8
1.4. Достоинства и недостатки фискальной политики 9
1.5. Органы фискальной политики 11
1.6. Инструменты фискальной политики 12
ГЛАВА II. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА 13
2.1. Основные понятия монетарной политики 13
2.2. Виды монетарной политики 14
2.3. Воздействие изменения предложения денег на экономику 14
2.4 Преимущества и недостатки монетарной политики 15
2.5. Органы монетарной политики 20
2.6. Инструменты монетарной политики 20
ГЛАВА III. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ И МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ 27
3.1. Динамика фискальной политики 27
3.2. Динамика монетарной политики 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ САЙТОВ 35
Основным органом монетарной политики является Национальный Банк Кыргызской Республики, который выполняет функции Центрального Банка. Он регулирует денежную массу, уровень учетной ставки, деятельность банков второго уровня (коммерческих банков), с помощью аукционов, государственных ценных бумаг (ГКВ, нот и др.) регулирует уровень доходности ценных бумаг и их объём.
Также на монетарную политику влияет Министерство финансов правительства, которое планирует республиканский и местные бюджеты, консолидируя которые, планируется государственный бюджет страны. Как правило, при планировании бюджета, расходная часть бюджета превосходит его доходную часть. Данная разница называется дефицитом бюджета, и покрывается за счёт:
Инструменты денежно-кредитной политики (ДКП)6 | Понятие и
основные характеристики |
1. Операции на открытом рынке | Операции на открытом
рынке – это инструмент, используемый
для регулирования ("стерилизации"/пополнения)
уровня ликвидности в банковской системе.
Таковыми операциями могут быть следующие: |
1.1. Аукционы по продаже нот НБКР | Ноты – это
государственные краткосрочные ценные
бумаги, выпускаются в обращение НБКР
на срок 7, 14 и 28 дней на еженедельных аукционах.
Доходность определяется в зависимости
от спроса и предложения со стороны коммерческих
банков. Целью проведения аукционов нот
является изъятие из банковской системы
ликвидности в национальной валюте.
Продавая ноты, Национальный банк, исполняющий функции Центрального Банка – изымает из обращения денежные средства банков на платной основе. По состоянию на апрель 2010 года доходность нот на аукционах составляла 0,2-0,7% годовых. Объем продаж по каждому виду нот составлял еженедельно 20-150 млн.сом. |
1.2. Операции на вторичном рынке ГЦБ | Вторичный рынок
государственных ценных бумаг в
КР слабо развит. Продать ранее
купленные ГКВ банки могут, как
друг другу, так и Национальному банку,
но только с существенным дисконтом, поэтому
данные операции – практически не развиты.
Экономически целесообразно при наличии
портфеля ГЦБ (ГКВ или нот) и необходимости
изыскания денежных средств – произвести
заимствования на межбанковском рынке
под залог данных ГКВ.
Таковые заимствования – достаточно развиты и, как правило, реализуются на условиях РЕПО, то операциях заимствования денежных средств по залог государственных ценных бумаг (ГКВ) на условиях с обязательством обратного выкупа. |
1.2.1. Операции репо НБКР | Операции репо
НБКР – это операции по покупке (прямое
репо)/продаже (обратное репо) государственных
ценных бумаг с обязательством их
обратной продажи/покупки в определенную
дату в будущем и по заранее
оговоренной цене. Стоимость межбанковских
займов в КР по состоянию на апрель 2010
года составляет 2-3% годовых.
Целью
проведения операций прямых репо является
временное предоставление банковской
системе ликвидности в |
1.2.2.
Покупка ГЦБ на условиях |
Покупка ГЦБ
на условиях аутрайт – это операции
по покупке Национальным банком ГЦБ
с установленным НБКР сроком до погашения
ГЦБ.
Целью проведения редисконтных операций является способствование развитию вторичного рынка ГЦБ и росту ликвидности приобретаемых ГЦБ, а также временное предоставление ликвидности банковской системе в национальной валюте. Операции проводятся по инициативе НБКР. Данные операции – практически не развиты в КР. |
2. Депозитные операции НБКР в национальной валюте | Депозитные операции НБКР в национальной валюте – это инструмент, используемый с целью изъятия избыточной ликвидности из банковской системы путем привлечения денежных средств в национальной валюте на срочные депозитные счета в НБКР на условиях возвратности, платности и срочности. НБКР объявляет максимальную процентную ставку при проведении депозитного аукциона. Также депозитные операции могут проводиться по фиксированной процентной ставке для всех участников. Депозитные операции проводятся по инициативе НБКР. Данные операции – практически не развиты в КР. |
3. Учетная ставка | Учетная ставка
– это инструмент, используемый
как основной ориентир при определении
стоимости денежных ресурсов в экономике.
Размер учетной ставки приравнен усредненному
значению доходности 28-дневных нот НБКР
за последние 4 аукциона по размещению
нот НБКР.
В большинстве стран Запада учетная ставка – это инструмент для регулирования степени деловой активности: понижая ставку, Центральные банки стран снижают и стоимость кредитов для заемщиков и активизируют все отрасли экономики (это делается в периоды кризисов), и наоборот, повышаю ставку ЦБ – снижают деловую активность (это делается для предотвращения перегрева экономики). Однако в Кыргызстане в течение 2009 года учетная ставка была снижена Нацбанком с 15% до 1% годовых, но стоимость кредитов для заемщиков – почти не снизилась, оставшись на уровне 20-30% годовых. Это указывает на то, что в КР комбанки (банки второго уровня) – не зависят по финансовым ресурсам от Национального (Центрального) банка. |
4.
Обязательные резервные |
Обязательные
резервные требования – это инструмент,
используемый в качестве регулятора объема
денежных агрегатов, банковского кредита
и спроса на ликвидность, а также как средство
снижения риска неплатежеспособности
банковской системы. В качестве резервных
активов используются средства коммерческого
банка на корреспондентском счете в НБКР.
Объем ОРТ рассчитывается еженедельно
и определяется в процентах от среднедневной
расчетной базы за предыдущую неделю.
Базовый (расчетный) период выполнения
ОРТ составляет 2 недели. Норма ОРТ, перечень
обязательств, входящих в расчетную базу
для определения ОРТ, ставка компенсации
за соблюдение обязательных резервов
и размер платы за несоблюдение ОРТ устанавливаются
Правлением НБКР. С 15 июня 2009г. норма ОРТ
составляет 9,5%. В расчетную базу для определения
обязательных резервов входят все депозиты
физических и юридических лиц, уменьшенные
на сумму средств, перечисленных коммерческим
банком на валютный депозитный счет в
Национальном банке. Ставка компенсации
за выполнение ОРТ равна нулю. В случае
несоблюдения ОРТ с коммерческого банка
взимается плата в трехкратном размере
от средней за базовый период учетной
ставки НБКР.
Норма обязательных резервов – это очень существенный инструмент, изменяя ее размер, например, с 9,5% до 11, 12-ти или даже 15% от объема депозитов, Национальный банк может обязать комбанки отвлекать на их корсчета в НБКР – большие или наоборот меньшие объемы своих ресурсов. Таким образом, Национальный банк может одновременно изменять объем денежных средств в обращении и объем свободных денежных средств у комбанков и регулировать, таким образом, деловую активность. Когда нормы обязательных резервов увеличивают, комбанки вынуждены изымать свои средства из кредитов, ценных бумаг, кассы и других активов и переводить их на корсчет в Нацбанке, что значительно ограничивает их возможности. |
5. Операции рефинансирования (кредитование) банков | Операции рефинансирования
(кредитование) банков – это инструмент
прямого воздействия на денежную
массу используемый для корректировки
уровня резервов в коммерческих банках
в случае возникновения дефицита финансовых
средств.
При возникновении проблем с ликвидностью Национальный банк может предоставлять кредиты отдельным комбанкам. Например, в случае, когда какому-либо комбанку потребуются средства, но он не может их заимствовать на межбанковском рынке у других банков второго уровня, он может обратиться в Национальный банк. Наиболее без проблем можно заимствовать межбанковские средства под залог ГКВ, но если их у банка нет, то Нацбанк может предоставить их под залог других активов, хотя это уже будет указывать на проблемы с ликвидностью. |
5.1. Внутридневной кредит | Внутридневной кредит предоставляется в национальной валюте на беспроцентной основе, в течение операционного дня на несколько часов, под залоговое обеспечение, для повышения эффективности работы платежной системы. В качестве залогового обеспечения принимаются государственные ценные бумаги Кыргызской Республики, размещаемые через НБКР, имеющие дату погашения до 12-ти месяцев со дня выдачи внутридневного кредита. Используется регулярно по инициативе коммерческого банка. |
5.2. Кредит "овернайт" | Кредит «овернайт» предоставляется в национальной валюте на один день, под залоговое обеспечение, для поддержания краткосрочной ликвидности банка. В качестве залогового обеспечения принимаются государственные ценные бумаги Кыргызской Республики, размещаемые через НБКР, имеющие дату погашения до 12-ти месяцев с дня выдачи кредита "овернайт". Процентная ставка устанавливается в размере 1,2 от учетной ставки НБКР. Используется регулярно по инициативе коммерческого банка. |
5.3. Кредит последней инстанции | Кредит последней инстанции предоставляется в исключительных случаях коммерческим банкам, испытывающим серьезные финансовые проблемы, на срок не более 6 месяцев. Процентная ставка устанавливается Правлением НБКР. Используется по инициативе коммерческого банка при условии наличия программы оздоровления банка. |
6. Операции на валютном рынке | Операции на валютном рынке – это операции с иностранной валютой на межбанковском валютном рынке |
6.1. Валютные интервенции | Валютные интервенции
– это операции по покупке/продаже
иностранной валюты. Проводятся с
целью предотвращения резких колебаний
обменного курса сома. Операции проводятся
по инициативе НБКР.
Банки второго уровня ежедневно проводят между собой операции конвертации, на их основе исчисляется учетный курс. Национальный банк, также принимает участие в данных операциях и проводит аукционы, как по продаже инвалюты, так и по покупке долларов США, стараясь сгладить колебания курсов. Так в течение 2009 года, учетный курс доллара США к сому плавно возрос с 39 до 44 сом/$. |
6.2. Аукционы прямых своп |
Аукционы прямых
своп (swop-обмен) – это аукционы по обмену
денежных средств в национальной валюте
на эквивалентную сумму в иностранной
валюте (доллар США и ЕВРО) с обязательством
обратного обмена основных сумм и начисленных
процентов по заранее оговоренным условиям.
Целью проведения аукционов прямых своп является обеспечение банковской системы краткосрочной ликвидностью в национальной валюте на срок до 7 дней. Аукционы проводятся по инициативе НБКР. |
6.3. Обратные своп операции | Обратные своп операции – это операции по обмену денежных средств в иностранной валюте (доллар США) на эквивалентную сумму в национальной валюте с обязательством обратного обмена основных сумм и начисленных процентов по заранее оговоренным условиям. Целью проведения обратных своп операций является изъятие из банковской системы избыточной ликвидности в национальной валюте. Операции проводятся по инициативе Национального банка. |
3.1.
Динамика фискальной
политики
За
2009 год Государственной налоговой
службой при Правительстве
Поступления в республиканский бюджет составили 14 480,2 млн. сом или 101,9% от плановых показателей, по сравнению с 2008 годом поступления увеличились на 1 855,9 млн. сом или на 14,7%, а в реальном выражении на 12,3%.
Поступления в местный бюджет составили 6 667,0 млн. сом или 108,7% от плановых показателей, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 940,5 млн. сом или на 16,4%, а реальный рост составил 114,0%.
Всеми подведомственными структурными подразделениями, обеспечено выполнение прогнозных показателей:
- Межрегиональное Управление ГКНС по Южному региону – 110,2%;
- Межрегиональное Управление ГКНС по Северному региону - 105,9%;
- Межрегиональное Управление ГКНС по Восточному региону – 105,5%;
- УГКНС по г.Ош – 108,3%;
- УГКНС по г.Бишкек - 104,0%;
- УГКНС
по контролю за крупными
Обеспечены параметры плановых показателей по сбору в разрезе основных источников: подоходный налог (108,2%), налог на доходы лиц - нерезидентов КР (101,7%), налог на прибыль (101,0%), поступление по единому налогу (122,5%), налог на основе обязательного патента (109,3%), налог на основе добровольного патента (105,4%), налог на специальные средства бюджетных организаций (109,3%), налог на движимое имущество (транспортные средства) (148,9%), земельный налог (106,7%), земельный налог за пользование приусадебными земельными участками (109,4%), земельный налог за пользование сельскохозяйственными угодьями (107,8%), земельный налог за использование земель несельскохозяйственного назначения (105,6%), НДС на товары и услуги, производимые на территории КР (100,6%), налог с продаж (100,7%), неналоговые поступления (104,6%).
Сумма налоговых поступлений по отраслевой структуре бюджета составила 15 838,8 млн. сом, которая по сравнению с прошлым годом увеличилась на 4 785,1 млн. сом или 43,3%.
Увеличение поступлений в отраслевой структуре наблюдается по предприятиям: сельского и водного хозяйства на 86,5% или на 74,8 млн. сом, угольной и нефтегазовой промышленности на 5,9% или на 14,0 млн. сом цветной металлургии на 5,1% или на 57,6 млн. сом, продукты пищевой, кроме алкогольной и табачной в 3,2 раза или на 205,1 млн. сом, по алкогольным напиткам на 1,3% или на 6,8 млн. сом, табачные изделия на 41,2% или на 77,9 млн. сом, текстилю, изготовлению одежды и обуви в 2,8 раза или на 61,9 млн. сом, в промышленности строительных материалов в 3,5 раза или на 322,2 млн. сом, прочие отрасли промышленности в 2,7 раза или на 660,7 млн. сом, электроэнергетике на 28,2% или на 123,2 млн. сом, строительства на 70,4% или на 396,1 млн. сом, торговли оптовой на 49,0% или на 590,4 млн. сом, торговли розничной в 2,5 раза или на 388,3 млн. сом, услуги общественного питания на 77,2% или на 8,2 млн. сом, воздушный транспорт на 90,2% или на 77,2 млн. сом, туристической деятельности на 43,2% или на 22,4 млн. сом, связи на 11,1% или на 236,8 млн. сом, страховые, банковские и финансовые услуги на 52,4% или на 357,5 млн. сом, услуги в области образования на 31,2% или на 105,9 млн. сом, услуги в области здравоохранения, соц.услуги на 40,1% или на 88,8 млн.сом, коммунальные и бытовые услуги на 28,4% или на 40,9 млн. сом, другие виды услуг на 24,3% или на 496,7 млн. сом.
Наиболее
существенные налоговые отчисления
произведены предприятиями
Фактические
налоговые поступления
Налоги. Фактические поступления подоходного налога с физических лиц - резидентов Кыргызской Республики составили 3 468,8 млн. сом или 108,2% от установленного плана, перевыполнение составило 263,7 млн. сом. По сравнению с прошлогодним показателем сборы увеличились на 95,2 млн. сом или на 2,8%. Доля данного налога к ВВП осталась на том же уровне и составила 1,8 процента.
Сборы подоходного налога, уплачиваемого налоговым агентом составили 3 446,9 млн. сом или 107,9% от планового уровня, перевыполнение составило 252,0 млн.сом, более 100,0 млн.сом перевыполнено за счет введения в новом НК КР нормы, предусматривающей в налоговой базе суммы минимального расчетного дохода в месяц. По сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 789,0 млн. сом или на 29,7%, что обусловлено увеличением реального уровня средней заработной платы на 7,5% (источник – данные НСК за январь-ноябрь месяцы 2009 года). Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,3 процентных пункта и составила 1,8 процента.
Подоходный налог по единой налоговой декларации составил 21,9 млн. сом или в 2,0 раза больше от прогнозных показателей. Поступления налога на прибыль составило 1 657,7 млн. сом или 101,0% от планового уровня, перевыполнено на 15,9 млн. сом, за счет авансовых платежей. Доля данного налога к ВВП сократилась на 0,5 процентных пункта и составила 0,9 процентов. Налоги на доходы лиц - нерезидентов КР составили 452,7 млн. сом или 101,7% при доведенном прогнозе 445,1 млн. сом, перевыполнено на 7,6 млн. сом.
Поступления по единому налогу составили 102,2 млн. сом или 122,5% при доведенном прогнозе 83,4 млн. сом, перевыполнено на 18,8 млн.сом больше, за счет перехода хозяйствующих субъектов с уплаты добровольного патента на данный режим налогообложения, по сравнению с 2008 годом сборы увеличились на 30,1 млн. сом или на 41,8%.
Налоги
на основе обязательного патента
составили 722,1 млн. сом или 109,3% от
планового уровня, перевыполнено
на 61,5 млн. сом. По сравнению с прошлым
годом поступления данного
Выдано
по видам экономической
Налоги на основе добровольного патента составили 966,5 млн. сом при прогнозе 917,3 млн. сом или выполнены на 105,4%. По сравнению с прошлогодним периодом поступления данного налога увеличились на 250,9 млн. сом или на 35,1%, на основе базовых ставок с начала 2009 года региональными Управлениями ГНС с учетом корректировочных коэффициентов были утверждены и пересмотрены ставки добровольных патентов по видам предпринимательской деятельности. За 2009 год выдано 650 198 патентов.
Налоги на специальные средства бюджетных организаций составили 870,8 млн. сом при прогнозе 797,0 млн. сом, перевыполнено на 9,3% или 73,8 млн. сом, за счет принятия совместного приказа с Министерством финансов Кыргызской Республики по улучшению администрирования посредством казначейства.
Поступления по налогу на имущество 4 группы (налог на движимое имущество) составили 455,2 млн. сом при прогнозе 314,5 млн. сом или выполнены на 144,8%, перевыполнение составило 140,7 млн. сом, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 226,5 млн. сом. Увеличение произошло за счет улучшения администрирования (полный учет налогоплательщиков, формирование базы данных всех плательщиков).
Фактический объем поступившего земельного налога составил 917,3 млн. сом или 106,7% от доведенного прогноза, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 251,7 млн. сом или на 37,8%.
Выполнены прогнозные показатели по земельному налогу за пользование приусадебными и дачными земельными участками – 109,4%, земельному налогу за пользование сельскохозяйственными угодьями – 107,8%, земельному налогу за использование земель несельскохозяйственного назначения – 105,6%.
Поступления НДС на товары и услуги, производимые на территории Кыргызской Республики составили 4 588,3 млн. сом или 100,6% при прогнозе 4 560,4 млн. сом, перевыполнено на 27,9 млн. сом, за счет расширения налогооблагаемой базы, а также введения в новом НК КР нормы, предусматривающей снижение ставки на 0,8 процентных пункта и ужесточение администрирования, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 989,4 млн. сом или на 27,5%. Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,4 процентных пункта и составила 2,3 процента.
Возвращение и возврат суммы
превышения НДС, а также
Налоги с продаж составили 3 932,6 млн. сом при прогнозе 3 904,6 млн. сом или выполнены на 100,7%. Доля к ВВП составила 2,0 процентных пункта.
Одним из проблемных вопросов в работе ГНС является недопоступление акцизного налога на товары, производимые на территории Кыргызской Республики, которые составили 506,5 млн. сом или 92,1% при доведенном прогнозе 549,8 млн. сом, недопоступление составило 43,3 млн. сом, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 25,0 млн. сом или на 5,2%.
Объем производства водки и ликероводочных изделий за 2009 год (по данным ГП «Алкопром») составил 1 503,6 тыс. дал, индикативный план производства выполнен на 100,2%, по сравнению с прошлым годом производство продукции увеличилось на 1,4 тыс. дал. Объем реализации составил 1415,0 тыс. дал, по сравнению с прошлым годом объем реализации сократился 4,4 тыс. дал.
Поступления по водке и ликероводочным изделиям составили 257,7 млн. сом или 81,8% при доведенном прогнозе 315,0 млн. сом, недопоступление составило 57,3 млн. сом, по сравнению с прошлым годом поступления уменьшились на 20,1 млн. сом или на 7,2%.
Поступление за пользование недрами (роялти) составили 682,8 млн. сом при прогнозе 684,1 млн. сом или 99,8%. Удельный вес к ВВП остался на том же уровне и составил 0,4 процентных пункта.
Информация о работе Фискальная и монетарная политики и их воздействие на экономику КР