Фирма в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Рассмотреть возможности фирмы в условиях совершенной конкуренции
Задачи работы:
Узнать экономическую природу фирмы.
Рассмотреть модели рынка.
Рассмотреть особенности спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Изучить равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
изучить равновесие фирмы в долгосрочном периоде
Рассмотреть особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава1. Экономка фирмы………………………………………………………………….4-5
Экономическая природа фирмы .……………………………………………………5-
Модели рынка: характерные признаки, достоинства и недостатки (сравнительный анализ).…………………………………………………………………..
Особенности спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.. ……………………………………………………………..
Выводы по главе 1…………………………………………………………………………
Глава2.Равновесие (оптимум) фирмы на рынке………………………………………..
2.1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде: максимизация прибыли и минимизация убытков …………………………………………………………………………………..
2.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде………………………………………
2.3 Особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками…………………………………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………….........22
Библиографический список………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач (Восстановлен).doc

— 387.00 Кб (Скачать)

     

     Рис.4.  Издержки и прибыль фирмы в краткосрочном периоде. 

       Производство следует продолжать до точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (МС = Р). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их ценой. Если МС < Р, то производство можно увеличивать, если МС > Р, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить. На рис. 4.3 общий доход (TR = P*Q) равен площади прямоугольника OMKN. Общие издержки (ТС=АТС*Q) равны площади ORSN, максимум общей прибыли (πmаx = TR — ТС) представляет площадь прямоугольника MRSK.

       При ухудшении рыночной конъюнктуры цена может понизиться. В этом случае валовой доход станет меньше валовых издержек, и фирма будет терпеть убытки (см. рис. 4.4).

     В соответствии с правилом MR = МС фирма выпускает  объем продукции, обеспечивающий минимизацию убытков. Фирме следует продолжать производство, если доход позволяет возместить все переменные издержки и часть постоянных затрат.

     В случае дальнейшего понижения цены может наступить момент, когда  доход не позволит возместить даже переменные издержки. В этой ситуации фирма должна временно прекратить производство. При благоприятном изменении рыночной конъюнктуры производство может быть возобновлено.

     Проведенный анализ показывает, что в условиях заданной рынком неизменной цены (совершенно эластичной кривой спроса) количество продукции, которое фирма готова поставить на рынок, зависит от предельных издержек. Следовательно, кривая предложения конкурентной фирмы будет совпадать с восходящим отрезком кривой МС, расположенным выше средних переменных издержек AVC (рис. 5). Сумма индивидуальных предложений всех фирм в отрасли образует отраслевое рыночное предложение.

     

     Рис. 5  Предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции. 

     Функция спроса совпадает с функцией предельного  дохода. Следовательно, в условиях совершенной  конкуренции, равновесие фирмы в краткосрочном периоде достигается, когда:

     P = MR = MC

     В условиях краткосрочного равновесия можно  выделить четыре типа фирм (см. рис. 4.5.).

     

     Рис. 4.5.  Типы фирм в краткосрочном  периоде. 

     Та  фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = Р), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть "на плаву" лишь недолгое время (краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки), но и все издержки (средние общие издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС = Р).

     В случае снижения цен она перестает  быть конкурентоспособной, так как не может покрывать даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где AVC > Р). Если цена больше средних общих издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль. 

2.2. Равновесие фирмы  в долгосрочном периоде.

      Для долгосрочного периода характерно то, что находящиеся в составе отрасли фирмы располагают достаточным временем для расширения или сокращения своих производственных мощностей и, что более важно, отрасль может пополниться новыми фирмами или, наоборот, их число может сократиться, что зависит от уровня цен и прибыльности производства. Если изначально цена находится на уровне, превышающем средние валовые издержки, это приведет к появлению в отрасли новых фирм. Однако вскоре это обусловит увеличение выпуска продукции, причем в такой степени, что цена снизится до уровня средних валовых издержек. И тогда опасность понести убытки обусловит отток фирм из отрасли. Затем произойдет обратная тенденция в движении цен и объемов производства.

Причиной  притока или оттока фирм из отрасли  является то, что в тот момент, когда в данной отрасли цена падает и число фирм сокращается, в других отраслях владельцы фирм получают нормальную или сверхнормальную прибыль. В эту сферу переливаются свободные капиталы, что ведет к организации новых фирм. Увеличение или сокращение числа фирм сопровождается расширением или ограничением масштабов отрасли, что связано с изменениями в соотношении спроса и предложения на производимую в отрасли продукцию.

Считается, что долгосрочное равновесие достигнуто, когда выполняются три условия:

-фирма  не имеет стимулов для изменения  объема производства, т.е. соблюдается  краткосрочное равновесие MR = МС;

-фирма  удовлетворена масштабами производства, так как любое их изменение  вызовет рост средних общих  издержек, т.е. минимальные краткосрочные издержки равны минимальным долгосрочным издержкам;

-не  существует мотивов, побуждающих  фирмы покинуть отрасль или  вступить в нее. Данное условие  выполняется лишь при получении  фирмами нормальной прибыли, т.е.  при равенстве цены долгосрочным  минимальным средним общим издержкам.

Обобщив все три условия, получим уравнение  долгосрочного равновесия конкурентной фирмы:

Р = MR = MC =minATC

Графическая иллюстрация долгосрочного равновесия представлена на рис. 4.6. 
 

             P,MC,ATS

             LMC

      LATS

                                                    E

  P MR 

 Q 

Рис 4.6.  Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. 

На графике  видно, что в точке Е соблюдаются все три условия долгосрочного равновесия. Если цена превысит минимальные средние общие издержки, фирмы в отрасли будут получать экономическую прибыль, что привлечет на рынок конкурентов. В результате предложение повысится, а цена понизится до уровня равновесной. И наоборот, при падении цены ниже равновесной, фирмы будут получать прибыль меньше нормальной, что вызовет их отток из отрасли. Предложение понизится, а цена возрастет до уровня равновесной.

Следовательно, можно сделать вывод, что в  условиях совершенной конкуренции  экономическая прибыль является временным явлением.

Экономисты считают  рынки с совершенной конкуренцией высокоэффективными, так как, во-первых, здесь достигается производственная эффективность при цене, равной минимальным средним общим издержкам, что означает изготовление товара наименее дорогостоящим способом (лучшая технология, минимум ресурсов, низкие цены); во-вторых, имеет место эффективное распределение ресурсов, т.е. создание необходимых потребителям товаров при Р = МС; а в-третьих, вследствие свободного перелива ресурсов конкурентные рынки обладают способностью быстро восстанавливать эффективность использования ресурсов при возможных нарушениях равновесия.

В то же время  существуют некоторые ограничения  эффективности совершенной конкуренции:

1) не решаются  проблемы распределения доходов,  общественных благ, отрицательных внешних эффектов;

2) не всегда  используется наиболее эффективная  техника, так как нововведения  быстро дублируются конкурентами, а небольшой размер конкурентной фирмы ограничивает возможности автоматизации и финансирования;

3) стандартизированный  товар ограничивает диапазон  потребитель-ского выбора. 

2.3. Особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками.

         На практике различают три типа отраслей:

с постоянными  издержками;

с возрастающими  издержками;

с убывающими издержками.

ОТРАСЛИ С ПОСТОЯННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ.

Рыночная  цена вырастет до Р2. Оптимальный объем  производства отдельной фирмы будет  равняться Q2. В этих условиях все  фирмы смогут заработать экономическую  прибыль, побудив другие компании войти в отрасль. Отраслевая кривая предложения краткосрочного периода перемещается вправо с S1 до S2. Вход новых фирм в отрасль и расширение отраслевого выпуска не повлияет на цены ресурсов. Причина этого может заключаться в изобилии ресурсов, так что новые фирмы не смогут повлиять на цены ресурсов и повысить издержки действующих фирм. В результате кривая LATC типичной фирмы останется прежней.

Восстановление  равновесия достигается по следующей  схеме: вход новых фирм в отрасль  вызывает падение цены до Р1; прибыли постепенно сокращаются до уровня нормальной прибыли. Таким образом, отраслевая выработка увеличивается (или уменьшается) вслед за изменением рыночного спроса, но цена предложения в долгосрочном периоде остается неизменной.

Это означает, что отрасль с постоянными издержками имеет вид горизонтальной линии.

ОТРАСЛИ С ВОЗРАСТАЮЩИМИ ИЗДЕРЖКАМИ.

Если  увеличение отраслевого объема вызывает повышение цен на ресурсы, то мы имеем  дело со вторым типом отраслей. Долгосрочное равновесие такой отрасли представлено на рис. 4.9 б.

Более высокая цена позволяет фирмам получать экономическую прибыль, что привлекает в отрасль новые фирмы. Расширение совокупного производства вызывает необходимость все более широкого использования ресурсов. В результате конкуренции между фирмами цены на ресурсы возрастают, и как следствие, увеличиваются издержки всех фирм (как уже действующих, так и новых) отрасли. Графически это означает смещение вверх кривых предельных и средних издержек типичной фирмы от SMC1 до SMC2, от SATC1 до SATC2. Кривая предложения фирмы краткосрочного периода также смещается вправо. Процесс приспособления будет продолжаться, пока не иссякнет экономическая прибыль. На рис. 4.9 новой точкой равновесия будет цена Р2 на пересечении кривых спроса D2 и предложения S2. При такой цене типичная фирма выбирает объем производства, при котором

Р2=MR2=SATC2=SMC2=LATC2.

Долгосрочная  кривая предложения получается путем соединения краткосрочных точек равновесия и имеет положительный наклон.

ОТРАСЛИ С УБЫВАЮЩИМИ ИЗДЕРЖКАМИ.

Анализ  долгосрочного равновесия отраслей с убывающими издержками проводится по аналогичной схеме. Кривые D1,S1 —  первоначальные кривые рыночного спроса и предложения в краткосрочном периоде. Р1 — первоначальная равновесная цена. Как и раньше, каждая фирма достигает равновесия в точке q1, где кривая спроса — AR-MR касается min SATC и min LATC. В долгосрочном периоде рыночный спрос возрастает, т.е. кривая спроса смещается вправо с D1 до D2. Рыночная цена увеличивается до уровня, позволяющего фирмам получать экономическую прибыль. В отрасль начинают притекать новые компании, а кривая рыночного предложения смещается вправо. Расширение объемов производства ведет к снижению цен на ресурсы.

Это достаточно редкая на практике ситуация. Примером может служить молодая отрасль, возникающая в сравнительно неразвитом районе, где рынок ресурсов плохо  организован, маркетинг находится  на примитивном уровне, а транспортная система плохо функционирует. Увеличение количества фирм может повысить общую эффективность производства, стимулировать развитие транспорта и системы маркетинга, понизить общие издержки фирм.

Внешняя экономия

В силу того, что отдельная фирма не может контролировать подобные процессы, такого рода снижение издержек называют внешней экономией (англ. external economies). Она вызывается исключительно ростом отрасли и силами, неподконтрольными отдельной фирме. Внешнюю экономию следует отличать от уже известной внутренней экономии от масштаба производства, достигаемую за счет увеличения масштаба деятельности фирмы и полностью ей подконтрольную.

С учетом фактора внешней экономии, функцию  общих издержек отдельной фирмы  можно записать следующим образом:

TCi=f(qi,Q),

где qi- объем выпуска отдельной фирмы;

Q —  объем выпуска всей отрасли.

В отраслях с постоянными издержками внешняя  экономия отсутствует, кривые издержек отдельных фирм не зависят от объема выпуска отрасли. В отраслях с  возрастающими издержками имеет место отрицательная внешняя экономия (англ. external diseconomies), кривые издержек отдельных фирм с ростом выпуска смещаются вверх. И, наконец, в отраслях с убывающими издержками наблюдается положительная внешняя экономия, которая перекрывает внутреннюю неэкономичность, обусловленную убывающей отдачей от масштаба, так что кривые издержек отдельных фирм с ростом объема производства смещаются вниз.

Информация о работе Фирма в условиях совершенной конкуренции