Фирма в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Рассмотреть возможности фирмы в условиях совершенной конкуренции
Задачи работы:
Узнать экономическую природу фирмы.
Рассмотреть модели рынка.
Рассмотреть особенности спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Изучить равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
изучить равновесие фирмы в долгосрочном периоде
Рассмотреть особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава1. Экономка фирмы………………………………………………………………….4-5
Экономическая природа фирмы .……………………………………………………5-
Модели рынка: характерные признаки, достоинства и недостатки (сравнительный анализ).…………………………………………………………………..
Особенности спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.. ……………………………………………………………..
Выводы по главе 1…………………………………………………………………………
Глава2.Равновесие (оптимум) фирмы на рынке………………………………………..
2.1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде: максимизация прибыли и минимизация убытков …………………………………………………………………………………..
2.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде………………………………………
2.3 Особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками…………………………………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………….........22
Библиографический список………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач (Восстановлен).doc

— 387.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановский государственный университет имени  В. И. Ленина» 
 
 

Кафедра общей экономической теории 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Фирма в условиях совершенной конкуренции. 
 
 
 

Выполнила: студентка гр.2-60

Круглова  А..Б.

Проверил:

докт. экон. наук,

проф. кафедры  ОЭТ

Борисов В.В. 
 

Иваново 2011. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава1. Экономка фирмы………………………………………………………………….4-5

    1. Экономическая природа фирмы .……………………………………………………5-
    2. Модели рынка: характерные признаки, достоинства и недостатки (сравнительный анализ).…………………………………………………………………..
    3. Особенности спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.. ……………………………………………………………..

Выводы по главе 1…………………………………………………………………………

Глава2.Равновесие (оптимум) фирмы на рынке………………………………………..

2.1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде: максимизация прибыли   и минимизация убытков …………………………………………………………………………………..

2.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде………………………………………

2.3 Особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками…………………………………………………………..

Выводы по главе 2…………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………….........22

Библиографический список………………………………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в следующем:

Особенностью  существования фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Это находит выражение прежде всего в рыночной конкуренции. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае.

Цель курсовой работы: Рассмотреть возможности фирмы в условиях совершенной конкуренции

Задачи работы:

  1. Узнать экономическую природу фирмы.
  2. Рассмотреть модели рынка.
  3. Рассмотреть особенности спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.
  4. Изучить равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
  5. изучить равновесие фирмы в долгосрочном периоде
  6. Рассмотреть особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками.

Структура работы: в работу входит введение, 2 главы, 6 параграфов, 2 рисунка, заключение, библиографический список из 11 источников, общий объём работы – 25 страницы. 

  
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА ФИРМЫ.

1.1. экономическая природа фирмы.

       1. «Экономическая природа фирмы» обусловлена тем, что экономика страны создается тысячами фирм. Некоторые из них – крупнейшие компании, в состав которых входят сотни тысяч работников и десятки тысяч владельцев акций, каждый из которых получает часть прибыли компании. В других фирмах, подобных парикмахерской или хлебному магазину, работают несколько человек, а принадлежат они одному человеку или семье. Уровень развития фирм во многом предопределяет и уровень развития национальной экономики, и ее конкурентоспособность. а общее равновесие – это идеальное состояние рыночной экономики, в котором рынок наилучшим образом выполняет свои функции.

     Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной  самостоятельностью (в принятии решений  о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур.

     В отличие от рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления, «Фирма, таким образом, – писал Р. Коуз, – есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя».

     Почему  существуют фирмы?

     Причины возникновения фирм объясняют по-разному.

     1 Фирмы – это итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К. Маркс).

     2 Фирмы – это   результат   минимизации   риска   и  неопределенности

     (Ф.  Найт).

     3. Появление фирм вызвано необходимостью уменьшения транзакционных издержек (Р.Коуз, О.Уильямсон).

     Транзакционные издержки – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности (расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работа по измерению свойств товара, издержки по спецификации и защита прав собственности).

     Удельный  вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права  собственности слабо определены.

     Согласно  Р.Коузу основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами  определенных факторов производства. 

1.2.Модели рынка: характерные признаки, достоинства и недостатки (сравнительный анализ)

      Одним из важнейших факторов, который влияет на определение в рыночной экономике, является конкуренция. Роль её в ценообразовании неодинакова на различных типах рынков .Сейчас мы рассмотрим эти типы (модели):

1.Совершенная  (чистая) конкуренция

2.Монополистическая  конкуренция

3.Олигополия

4.Чистая монополия

  Совершенная (чистая) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.

  На рынке  чистой конкуренции ни один отдельный  покупатель или продавец не оказывает  большого влияния на уровень текущих  рыночных цен товаров. Продавец не может  запросить цену выше рыночной, так  как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.

   Механизм  функционирования такого рынка можно  проиллюстрировать на следующем примере. Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.

   Таким образом, рынком чистой конкуренции (или  совершенным) считается тот, на котором  устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:

-неограниченное  количество участников хозяйственных  отношений и свободная ---конкуренция между ними;

-абсолютно свободный  доступ к любой хозяйственной  деятельности всех членов общества;

-абсолютная  мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения  капитала;

-абсолютная  информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация -индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);

-абсолютная  однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

-наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции  не в состоянии оказать непосредственное  влияние на решение другого  неэкономическими методами;

-стихийное установление  цен в ходе свободной конкуренции;

-отсутствие  монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства  в функционирование рынка.

  Однако  практически ситуации, когда все  эти условия присутствуют, не может  быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции.

  Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

  Понятие "монополистическая конкуренция" восходит к одноименной книге  американского экономиста Эдуарда  Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г.

  Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.

  Рынок с  монополистической конкуренцией характеризуется  следующими особенностями:

  а) наличие  множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа  независимых фирм и покупателей);

  б) свободный  вход на рынок и выход с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

  в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

  г) совершенная  информированность продавцов и  покупателей об условиях рынка;

  д) влияние  на уровень цен, но в довольно узких  рамках.

  Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

  На олигополистическом рынке конкурируют между собой  несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).

Информация о работе Фирма в условиях совершенной конкуренции