Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: Рассмотреть возможности фирмы в условиях совершенной конкуренции
Задачи работы:
Узнать экономическую природу фирмы.
Рассмотреть модели рынка.
Рассмотреть особенности спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Изучить равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
изучить равновесие фирмы в долгосрочном периоде
Рассмотреть особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава1. Экономка фирмы………………………………………………………………….4-5
Экономическая природа фирмы .……………………………………………………5-
Модели рынка: характерные признаки, достоинства и недостатки (сравнительный анализ).…………………………………………………………………..
Особенности спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.. ……………………………………………………………..
Выводы по главе 1…………………………………………………………………………
Глава2.Равновесие (оптимум) фирмы на рынке………………………………………..
2.1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде: максимизация прибыли и минимизация убытков …………………………………………………………………………………..
2.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде………………………………………
2.3 Особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками…………………………………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………….........22
Библиографический список………………………………………………
Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них — необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 млн. т стали, и т. д.
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
Характерная
особенность
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.
На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.
Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25 % до 60 % производства нефти индустриальных стран.
Невозможность
полностью и постоянно
Жесткость цен — так называется практика действий олигополистических фирм, когда даже при изменении издержек или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать «войну цен».
Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером — чаще всего доминирующим в данной отрасли и на данном рынке крупной фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано.
Патентные пулы — это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум — объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместного строительства крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются базой для организации сговора о дележе рынка.
Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.
Монополистами являются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование естественных монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтных услуги. Основные признаки монополии:
Таким образом, рынок чистой монополии - это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи:
В
случае регулируемой монополии государство
разрешает фирмам устанавливать расценки,
обеспечивающие получение "справедливой
нормы прибыли", которая даст организации
возможность поддерживать производство,
а при необходимости и расширять его. В
случае нерегулируемой монополии фирма
сама устанавливает любую цену, которую
сможет выдержать рынок.
Спрос на продукт фирмы есть максимально возможный объем продаж этой фирмы (в
единицах продукта) при некоторой установленной ею цене на свой продукт. Спрос
на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно
эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия (рис.1).
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене
P0 или ниже ее. При рассмотрении графика спроса конкурентной фирмы
возникает вопрос,
как горизонтально
с отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный
наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке.
Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество
единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса
фирмы (рис.3).
P
P0
Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не
зависящую от продаваемого ею объема продукции. Допустим, в отрасли действуют 10
тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых выпускает по 100 единиц продукта.
Совокупное предложение, таким образом, составляет 1 млн. единиц. Теперь
предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50
единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной
фирмой оказывает почти незаметное воздействие на совокупное предложение –
точнее, общая величина предложения уменьшается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это
очевидно недостаточное
изменение совокупного
заметно повлиять на цену продукции. Но
при любой цене, превышающей p0 даже на небольшую величину, объем
спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается поднять цену
выше p0. Если же конкурентная фирма устанавливает цену, меньшую
рыночной цены, то все покупатели будут приобретать товар только у данной фирмы,
и величина спроса на продукцию фирмы будет равна величине рыночного спроса по
установленной цене. Но такая цена никогда не будет установлена конкурентной
фирмой, поскольку это ведет к ее убыточности. Таким образом, конкурентная фирма
всегда устанавливает
цену на свой продукт, равную сложившейся
рыночной цене.
ГЛАВА2.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В ОБЩЕСТВЕ
В
краткосрочном периоде
-сравнение валового дохода с валовыми издержками;
-сравнение
предельного дохода и
При первом подходе экономическая прибыль определяется как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Оптимальным объемом выпуска будет тот, при котором прибыль максимальна (см. р 3).
Максимальная прибыль производится, когда разрыв между TR и ТС наиболее велик (отрезок АВ). Точки С и D являются точками критического объема производства. До точки С и после точки D совокупные издержки превышают совокупный доход (ТС > TR), такое производство экономически убыточно и потому нецелесообразно. Именно в интервале производства от точки К до точки N предприниматель получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном 0М. Его задача — закрепиться в ближайшей окрестности точки В.
Рис.
3. Максимизация прибыли.
В случае, когда цена не покрывает всех затрат, фирма изберет объем выпуска, позволяющий минимизировать убытки. При этом компания будет осуществлять производство до тех пор, пока валовой доход позволяет возместить все переменные и часть постоянных затрат. В противном случае все постоянные затраты придется оплачивать за счет фирмы. Если валовой доход не позволяет возместить даже переменные затраты, лучшим выходом для фирмы является временная остановка производства.
Второй подход к определению оптимального объема выпуска предполагает сравнение сумм, которые каждая дополнительная единица продукции прибавляет к доходу и издержкам. На начальных стадиях производства предельный доход превышает предельные издержки, т.е. каждая дополнительная единица продукции увеличивает совокупную прибыль. Затем в соответствии с законом убывающей отдачи факторов производства предельные издержки начинают возрастать и в конце концов превышают предельный доход. Следовательно, совокупная прибыль уменьшается. Разделяет эти два интервала точка равенства предельного дохода и предельных издержек. Таким образом, фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, достигнув точки, где MR = МС. Этот принцип называют правилом равенства предельного дохода и предельных издержек (рис. 4).
Информация о работе Фирма в условиях совершенной конкуренции