Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем формирования и использования финансовых средств бюджета региона.
Из цели вытекают следующие задачи:
- выявление экономического содержания и особенностей формирования регионального бюджета;
- анализ методики финансовой устойчивости регионального бюджета;
- изучение содержания финансового управления региональным бюджетом;
- раскрытие финансового состояния региональных бюджетов на современном этапе;
- анализ проблем совершенствования бюджетного процесса в регионах.
Учитывая размеры бюджетного фонда, участие в его формировании большого числа субъектов, сложность точного прогноза рыночной конъюнктуры, существует высокий риск адекватной оценки плановых бюджетных показателей. Поэтому в ходе исполнения регионального бюджета нередко приходится уточнять бюджетные показатели, исходя из объема поступивших и планируемых к поступлению до конца финансового года доходов. В данном случае ведущую роль играют именно налоговые доходы, динамика которых задает параметры изменения расходов.[6, стр.9]
Важно
отметить, что бюджеты субъектов
РФ - это один из главных каналов
доведения до населения конечных
результатов общественного
Важными условиями для реализации бюджетирования, ориентированного на результат, являются:
-
стабильность структуры
-
обязательность ежегодного
- минимизация дефицита бюджета;
-
исполнение бюджетной
1.2
Финансовое управление
и финансовая устойчивость
регионального бюджета
Финансовая
устойчивость регионального бюджета
– это обусловленное
Таблица 1.1. Показатели финансовой устойчивости регионального бюджета.
Вместе
с тем, приведенные показатели не
отражают потребности в исследовании
финансовой устойчивости регионального
бюджета. Поэтому современные
1)
Среднегодовые темпы роста
, (1)
где – собственные доходы бюджета в последнем анализируемом году;
– собственные доходы в базисном году.
Опережающие темпы роста данного показателя по сравнению с темпами роста общих доходов свидетельствуют об улучшении финансовой самостоятельности регионального бюджета.
2)
Среднегодовые темпы
, (2)
где – финансовая помощь из федерального бюджета в последнем анализируемом году;
– финансовая помощь из
федерального бюджета в
Значение данного показателя ниже 1 говорит о тенденции сокращения объема финансовой помощи и повышения финансовой устойчивости бюджета.
Преимущество данной методики заключается в том, что производимые расчеты основываются на данных законов о бюджетах, методика проста в применении и позволяет оценить финансовое состояние регионов в динамике, как по годам, так и в сравнении регионов между собой. Предлагаемая система показателей финансовой устойчивости регионального бюджета может использоваться в целях:
-
повышения эффективности
-
выявления регионов с
-
использования в качестве
-
использования в качестве
-
своевременного выявления
Содержание
финансового управления бюджетом сводится
к взаимодействию субъекта и объекта,
в ходе которого происходит реализация
функций государства
Следует
отметить, что объект управления региональным
бюджетом включает денежные фонды, денежные
потоки, отношения финансовых контрагентов
по поводу формирования и использования
финансовых ресурсов. Субъект управления
в бюджетном менеджменте
Качество
финансово-бюджетного менеджмента
во многом зависит от характера использования
отдельных компонентов
Рис.1.1.
Экономическая сущность и структура
финансово-бюджетного управления.
Трем
уровням власти соответствуют три
подсистемы бюджетного менеджмента. Функции
бюджетного менеджмента на региональном
и местном уровнях возлагаются
на представительные и исполнительные
органы власти субъектов Федерации
и муниципальных образований. Прямое
влияние на ход реформ данная управленческая
система оказывает посредством
взимания налогов, изменения их ставок,
установления факта нарушений и
сбора штрафов, пеней, неустоек и
т.д. Все это напрямую изменяет уровень
доходов воспроизводства и
Основную
цель бюджетного менеджмента применительно
к региональному и
В процессе реализации основной цели бюджетный менеджмент направлен на решение следующих основных задач:
1.
Обеспечение высокой
2.
Оптимизация денежных потоков на территории
административно-
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ
БЮДЖЕТ: ФИНАНСОВОЕ
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1
Финансовое состояние
региональных бюджетов
на современном этапе
Финансовое состояние регионов весьма различно по своим характеристикам. Регулярно проводимый мониторинг исполнения бюджетов субъектов РФ показывает, что и по темпам роста собственных доходов, по действующим и принимаемым расходным обязательствам, получаемой из федерального бюджета финансовой помощи и другим показателям регионы делятся на несколько групп. Невозможно четко разделить субъекты по признаку финансовой устойчивости региональной финансово-бюджетной системы.
Как
показывает анализ, субъекты РФ, принимая
бюджеты на очередной финансовый
год, в большинстве случаев
В
2009 и 2010гг. почти все субъекты приняли
бюджеты с дефицитом. Статья 92 Бюджетного
кодекса РФ ограничивает предельный размер
дефицита 15% от утвержденного общего объема
доходов бюджета субъектов РФ без учета
утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Дефицит местного бюджета не должен превышать
10% от утвержденного общего годового объема
доходов местного бюджета без учета утвержденного
объема безвозмездных поступлений и/или
поступлений налоговых доходов по дополнительным
нормативам отчислений. Можно назвать
для примера 10 регионов, которые в 2010г.
максимально использовали свое право
запланировать дефицит: это Белгородская,
Оренбургская, Псковская, Самарская, Саратовская,
Сахалинская, Ульяновская области, Ханты-Мансийский
автономный округ, Удмуртская Республика
и город Санкт-Петербург. По итогам исполнения
финансового года из 10 названных субъектов
с дефицитом вышли только пять (рис.2.1.).
Рис.2.1.
Плановая сбалансированность бюджетов
РФ за 2010 г., количество субъектов РФ.
В 2010г., на завершающем этапе бюджетной реформы, при принятии трехлетнего бюджета большинство регионов основное внимание уделили сбалансированности своих бюджетов. При неформальном подходе к планируемым бюджетным назначениям как финансового органа, так и главных распорядителей бюджетных средств на три года учитывались расходные обязательства, регулярно не исполняемые на протяжении последних лет. Результатом стали остатки на счетах по учету бюджетных средств и профицитный бюджет, обусловленный не столько перевыполнением плана по доходам, сколько невыполнением плана по расходам (речь идет об уточненных планах в течение года).[5, стр.40]
За
2009г. исполнили бюджеты с профицитом 54
субъекта РФ, за 2010г.– 50. Причем все субъекты
РФ, завершившие год с дефицитными бюджетами,
перевыполнили первоначальный план по
доходам– впрочем, как и те, что завершили
год с превышением доходов над расходами.
Однако есть и несколько исключений: Республика
Дагестан, Магаданская область, Агинский
Бурятский автономный округ (рис.2.2.).
Рис.
2.2. Фактическая сбалансированность
бюджетов РФ за 2010 г., количество субъектов
РФ.
Перевыполнение плана по доходам при их неполном использовании до конца года служит дополнительным источником покрытия дефицита бюджета на будущий год или дополнительным доходным источником при профицитном бюджете. Однако основным источником является привлечение средств в виде кредитов и выпуска ценных бумаг. Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга в 2009г. составили 30,2млрд. руб., в 2010г.– 32,1млрд., что составляет 0,8 и 0,7% расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ соответственно. Возникает вопрос о необходимости внесения регулярных изменений в плановые показатели доходов при сохранении дефицита. При этом в результате использования платного источника его покрытия отвлекаются бюджетные средства, которые могли бы использоваться на текущие расходы или служить резервом в случае кассовых разрывов при исполнении бюджетов.