Финансовые средства бюджета региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем формирования и использования финансовых средств бюджета региона.

Из цели вытекают следующие задачи:

- выявление экономического содержания и особенностей формирования регионального бюджета;

- анализ методики финансовой устойчивости регионального бюджета;

- изучение содержания финансового управления региональным бюджетом;

- раскрытие финансового состояния региональных бюджетов на современном этапе;

- анализ проблем совершенствования бюджетного процесса в регионах.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 142.37 Кб (Скачать)

     Учитывая  размеры бюджетного фонда, участие  в его формировании большого числа  субъектов, сложность точного прогноза рыночной конъюнктуры, существует высокий  риск адекватной оценки плановых бюджетных  показателей. Поэтому в ходе исполнения регионального бюджета нередко  приходится уточнять бюджетные показатели, исходя из объема поступивших и планируемых  к поступлению до конца финансового  года доходов. В данном случае ведущую  роль играют именно налоговые доходы, динамика которых задает параметры  изменения расходов.[6, стр.9]

     Важно отметить, что бюджеты субъектов  РФ - это один из главных каналов  доведения до населения конечных результатов общественного производства. В последнее время все большее  значение придается роли субъектов  РФ в решении социальных и экономических  вопросов, что требует эффективности  использования бюджетных средств. Важным инструментом повышения эффективности  бюджетных расходов является бюджетирование, ориентированное на результат, поскольку оно в корне меняет не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления бюджетными расходами. При бюджетировании особая роль отводится мониторингу качества предоставления бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов.

     Важными условиями для реализации бюджетирования, ориентированного на результат, являются:

     - стабильность структуры расходов  бюджета субъекта РФ в среднесрочном  периоде;

     - обязательность ежегодного осуществления  запланированного объема расходов  бюджета;

     - минимизация дефицита бюджета;

     - исполнение бюджетной дисциплины. [13, стр.184] 

1.2 Финансовое управление и финансовая устойчивость регионального бюджета 

     Финансовая  устойчивость регионального бюджета  – это обусловленное внутренними  и внешними факторами состояние  бюджета региона, характеризующееся  независимостью от внешних источников и обеспечивающее стабильные возможности  для финансирования расходов. Обобщение  существующих методик анализа финансового  состояния и качества управления бюджетами, содержащихся в различных  исследованиях и приказах Министерства финансов РФ, позволило исследователям усовершенствовать методику анализа  финансовой устойчивости бюджета. В  качестве инструментария для оценки финансовой устойчивости регионального  бюджета применяются показатели, представленные в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1. Показатели финансовой устойчивости регионального бюджета.

       

     Вместе  с тем, приведенные показатели не отражают потребности в исследовании финансовой устойчивости регионального  бюджета. Поэтому современные исследователи  предлагают дополнительно использовать следующие показатели:

     1) Среднегодовые темпы роста собственных  доходов. 

      , (1)

 

      где – собственные доходы бюджета в последнем анализируемом году;

       – собственные доходы в  базисном году.

     Опережающие темпы роста данного показателя по сравнению с темпами роста  общих доходов свидетельствуют  об улучшении финансовой самостоятельности  регионального бюджета.

     2) Среднегодовые темпы сокращения  финансовой помощи. 

      , (2) 

     где – финансовая помощь из федерального бюджета в последнем анализируемом году;

       – финансовая помощь из  федерального бюджета в базисном  году.

     Значение  данного показателя ниже 1 говорит  о тенденции сокращения объема финансовой помощи и повышения финансовой устойчивости бюджета.

     Преимущество  данной методики заключается в том, что производимые расчеты основываются на данных законов о бюджетах, методика проста в применении и позволяет  оценить финансовое состояние регионов в динамике, как по годам, так и  в сравнении регионов между собой. Предлагаемая система показателей  финансовой устойчивости регионального  бюджета может использоваться в  целях:

     - повышения эффективности управления  бюджетными ресурсами субъекта  РФ;

     - выявления регионов с кризисным  финансовым состоянием бюджета;

     - использования в качестве основы  для определения статуса "финансовой несостоятельности" субъекта РФ при принятии решений о ходатайстве в Арбитражный суд в целях введения временной финансовой администрации в субъекте РФ;

     - использования в качестве информации  при реализации межбюджетных  отношений, в частности при  принятии решений о выделении  трансфертов;

     - своевременного выявления возникающих  диспропорций в бюджетных доходах  и расходах региона и принятии  мер по их устранению.[6, стр.56]

     Содержание  финансового управления бюджетом сводится к взаимодействию субъекта и объекта, в ходе которого происходит реализация функций государства посредством  особого функционального механизма. Объектом служат финансовые потоки, проходящие через бюджетную систему. Субъектами являются, с одной стороны, структуры и подразделения внутренней среды государства (министерства и ведомства, все распорядители и получатели бюджетных назначений и т.д.), а с другой стороны, — многочисленные внешние контрагенты: от граждан и негосударственных юридических лиц своей страны до различных зарубежных экономических субъектов, включая отдельные государства и международные организации (рис.1.1.). [3, стр.105]

     Следует отметить, что объект управления региональным бюджетом включает денежные фонды, денежные потоки, отношения финансовых контрагентов по поводу формирования и использования  финансовых ресурсов. Субъект управления в бюджетном менеджменте представляет собой специфический орган или  подразделение (финансовый департамент, администрация и т.д.).[6, стр.18]

     Качество  финансово-бюджетного менеджмента  во многом зависит от характера использования  отдельных компонентов функционального  механизма. Чем рациональнее будут  применяться его методы и управленческие инструменты, особенно планирование и  мотивация, тем стабильнее будут  государственные, региональные и местные  финансы, а следовательно, выше благосостояние граждан.

     Рис.1.1. Экономическая сущность и структура  финансово-бюджетного управления. 

     Трем  уровням власти соответствуют три  подсистемы бюджетного менеджмента. Функции  бюджетного менеджмента на региональном и местном уровнях возлагаются  на представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации  и муниципальных образований. Прямое влияние на ход реформ данная управленческая система оказывает посредством  взимания налогов, изменения их ставок, установления факта нарушений и  сбора штрафов, пеней, неустоек и  т.д. Все это напрямую изменяет уровень  доходов воспроизводства и рыночную конъюнктуру. Важнейшим направлением развития бюджетного менеджмента должно стать комплексное применение прямых, косвенных и смешанных форм бюджетного регулирования экономики на современном  этапе.

     Основную  цель бюджетного менеджмента применительно  к региональному и муниципальному уровню можно сформулировать следующим образом: повышение благосостояния населения территорий. Эта цель получает конкретное воплощение в увеличении собственных доходов территорий и эффективности их использования.

     В процессе реализации основной цели бюджетный  менеджмент направлен на решение  следующих основных задач:

     1. Обеспечение высокой финансовой  устойчивости административно-территориальных  образований в процессе их  социально-экономического развития. Эта задача реализуется путем  формирования эффективной бюджетно-налоговой  политики, благоприятного инвестиционного  климата, управления формированием  доходов территории за счет  различных источников и их  эффективного использования.

     2. Оптимизация денежных потоков на территории административно-территориальных образований. Эта задача достижима за счет синхронизации поступлений и расходования бюджетных средств, в том числе за счет внедрения казначейской системы исполнения бюджета, а также последовательного проведения следующих мероприятий по ее модернизации: Обеспечение минимизации риска неисполнения бюджета. Реализация бюджетирования, ориентированного на результат. Все перечисленные задачи взаимосвязаны. .[10, стр. 190] 

 

      ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 

     2.1 Финансовое состояние региональных бюджетов на современном этапе 

        Финансовое состояние регионов весьма различно по своим характеристикам. Регулярно проводимый мониторинг исполнения бюджетов субъектов РФ показывает, что и по темпам роста собственных доходов, по действующим и принимаемым расходным обязательствам, получаемой из федерального бюджета финансовой помощи и другим показателям регионы делятся на несколько групп. Невозможно четко разделить субъекты по признаку финансовой устойчивости региональной финансово-бюджетной системы.

     Как показывает анализ, субъекты РФ, принимая бюджеты на очередной финансовый год, в большинстве случаев планируют  дефицит. Это вызвано желанием исполнить  действующие расходные обязательства  и принять новые, не обеспеченные доходными источниками. Источником покрытия планового дефицита бюджета  в основном служат привлеченные средства в виде бюджетных кредитов и кредитов коммерческих банков, используется и  такой инструмент, как эмиссии  региональных и муниципальных ценных бумаг. Значительная доля дефицитов  бюджетов субъектов РФ покрывается  остатками средств на счетах Федерального казначейства на 1 января бюджетного года.

     В 2009 и 2010гг. почти все субъекты приняли бюджеты с дефицитом. Статья 92 Бюджетного кодекса РФ ограничивает предельный размер дефицита 15% от утвержденного общего объема доходов бюджета субъектов РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% от утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и/или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Можно назвать для примера 10 регионов, которые в 2010г. максимально использовали свое право запланировать дефицит: это Белгородская, Оренбургская, Псковская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Удмуртская Республика и город Санкт-Петербург. По итогам исполнения финансового года из 10 названных субъектов с дефицитом вышли только пять (рис.2.1.). 

     

     Рис.2.1. Плановая сбалансированность бюджетов РФ за 2010 г., количество субъектов РФ. 

     В 2010г., на завершающем этапе бюджетной реформы, при принятии трехлетнего бюджета большинство регионов основное внимание уделили сбалансированности своих бюджетов. При неформальном подходе к планируемым бюджетным назначениям как финансового органа, так и главных распорядителей бюджетных средств на три года учитывались расходные обязательства, регулярно не исполняемые на протяжении последних лет. Результатом стали остатки на счетах по учету бюджетных средств и профицитный бюджет, обусловленный не столько перевыполнением плана по доходам, сколько невыполнением плана по расходам (речь идет об уточненных планах в течение года).[5, стр.40]

     За 2009г. исполнили бюджеты с профицитом 54 субъекта РФ, за 2010г.– 50. Причем все субъекты РФ, завершившие год с дефицитными бюджетами, перевыполнили первоначальный план по доходам– впрочем, как и те, что завершили год с превышением доходов над расходами. Однако есть и несколько исключений: Республика Дагестан, Магаданская область, Агинский Бурятский автономный округ (рис.2.2.). 

     

     Рис. 2.2. Фактическая сбалансированность бюджетов РФ за 2010 г., количество субъектов РФ. 

     Перевыполнение  плана по доходам при их неполном использовании до конца года служит дополнительным источником покрытия дефицита бюджета на будущий год или дополнительным доходным источником при профицитном бюджете. Однако основным источником является привлечение средств в виде кредитов и выпуска ценных бумаг. Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга в 2009г. составили 30,2млрд. руб., в 2010г.– 32,1млрд., что составляет 0,8 и 0,7% расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ соответственно. Возникает вопрос о необходимости внесения регулярных изменений в плановые показатели доходов при сохранении дефицита. При этом в результате использования платного источника его покрытия отвлекаются бюджетные средства, которые могли бы использоваться на текущие расходы или служить резервом в случае кассовых разрывов при исполнении бюджетов.

Информация о работе Финансовые средства бюджета региона