Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем формирования и использования финансовых средств бюджета региона.
Из цели вытекают следующие задачи:
- выявление экономического содержания и особенностей формирования регионального бюджета;
- анализ методики финансовой устойчивости регионального бюджета;
- изучение содержания финансового управления региональным бюджетом;
- раскрытие финансового состояния региональных бюджетов на современном этапе;
- анализ проблем совершенствования бюджетного процесса в регионах.
Введение
Проводимые
в Российской Федерации радикальные
преобразования, ориентированные на
рыночные отношения, потребовали разработки
новой бюджетно-налоговой и
В
настоящее время, несмотря на смену
концепций, программ, совершенствование
бюджетного законодательства, модель
взаимодействия уровней власти все
еще не отвечает основополагающим принципам
бюджетного федерализма. Очевидными проявлениями
несовершенства межбюджетных отношений
являются чрезмерная дифференциация регионов
по уровню социально-экономического развития
и неоправданная бюджетная
Недостаточная реализация таких принципов бюджетной системы, как самостоятельность бюджетов, разграничение доходов и расходов, ведет к потенциальной несбалансированности бюджетной системы, усилению тренда вертикального финансового дисбаланса – росту профицита федерального бюджета при увеличении дефицита бюджетов субъектов РФ.
Ключевой проблемой на региональном и местном уровне остается недостаточное финансовое обеспечение. Уровень доходов региональных бюджетов находится в прямой зависимости от положений федерального законодательства. В таких условиях особую актуальность приобретают вопросы формирования и использования финансовых средств бюджета региона.
На
современном этапе особую важность
приобретает организация
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем формирования и использования финансовых средств бюджета региона.
Из цели вытекают следующие задачи:
-
выявление экономического
-
анализ методики финансовой
-
изучение содержания
-
раскрытие финансового
-
анализ проблем
Используется формально-логический метод и прием познания, а именно анализа и синтеза, индукции и дедукции, проблемы и сравнения.
Теоретическая значимость работы состоит в системном представлении понятийного аппарата эффективности государственного управления бюджетом, совершенствовании методического инструментария оценки эффективности управления бюджетом субъекта РФ. Предложенные автором подходы и методы определения эффективности системы управления бюджетом субъекта РФ
Предметом исследования стала совокупность финансовых средств бюджета субъекта РФ.
Объектом исследования определены проблемы формирования и использования финансовых средств бюджета субъекта РФ.
Методологической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в сфере государственного управления, бюджета и бюджетного процесса, региональных финансов, оценки эффективности бюджетного управления.
Путь реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, формирования бюджета субъекта с учетом политических и экономических реалий сегодняшнего дня чрезвычайно труден. Необходима очень гибкая, взвешенная политика, осторожное введение новых бюджетных инструментов и методов, терпеливое приспособление действующих механизмов к новым условиям функционирования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Бюджет любого уровня – это основополагающий документ, определяющий систему взаимоотношений в сфере государственных или муниципальных финансов. По существу он является программой производства и перераспределения, общественных благ.
Экономическое содержание и сущность бюджета обусловлены природой и функциями государства, нуждающегося в денежных ресурсах для осуществления своих функций.
Государственный бюджет рассматривают в совокупности: как объективную экономическую категорию (обусловленную функциями государства), как систему денежных отношений, как основной централизованный фонд денежных средств, как основной финансовый план государства, как важнейший финансовый регулятор (инструмент государственной финансовой политики), как показатель движения денежной наличности, ежегодных доходов и расходов государства.[2, стр.58]
Бюджет можно охарактеризовать с нескольких позиций, отражающих комплексность, присущую понятию "бюджет". Исходя из ресурсного признака, бюджет следует рассматривать как фонд денежных средств государства, образованный посредством обособления части валового внутреннего продукта, из финансового – как совокупность денежных отношений, возникающих в связи с образованием и использованием централизованных денежных фондов государства в процессе перераспределения валового внутреннего продукта; из правового – как юридически оформленный документ, необходимость которого обусловлена требованиями рационального ведения хозяйства, учета источников доходов, направлений и объемов расходования средств; из функционального – как инструмент финансовой политики государства, функционирующий через систему налоговых ставок и льгот, политику государственных расходов, что оказывает определяющее влияние на социально-экономические процессы, происходящие в стране.
Региональный
бюджет, являясь одним из основных
инструментов перераспределения
Объем
ресурсов, концентрируемый в региональных
бюджетах, задает объективные границы
возможности региона
С позиции системного подхода элементами бюджетной системы являются различные бюджеты, но четко не определено, что является системообразующей связью бюджетов.[5, стр.13]
Поскольку главной формой финансовых взаимосвязей, обеспечивающей существование бюджетной системы, являются межбюджетные отношения, то бюджетная система – это основанная на государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов, находящихся во взаимосвязи друг с другом в процессе межбюджетных отношений.
Компромисс
интересов Федерального центра и
регионов достигается при условии
обеспечения самостоятельной
Оптимальное
распределение доходных источников
между уровнями бюджетной системы
выражается в сокращение доли регулирующих
налогов и безвозмездной
Субъекты РФ участвуют в межбюджетных отношениях "с двух сторон": отношения между Федеральным центром и субъектами РФ и отношения между субъектами РФ и муниципалитетами. Следовательно, формирование бюджета любого субъекта РФ следует рассматривать исключительно во взаимодействии с федеральным и местными бюджетами.
Формирование бюджета как формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, предполагает последовательное и взаимосвязанное управление его доходами и расходами.
Однако в зависимости от принятой концепции управления общественными финансами приоритеты решения возникающих проблем могут смещаться в ту или иную сторону. Так, концепция текущего сбалансированного бюджета исходит из достижения целей бюджетной политики в условиях жестких ограничений величины потенциальных доходов и источников финансирования бюджетного дефицита. Показатели бюджета в этом случае задаются состоянием экономики, но не являются инструментами стимулирования экономического роста.[16, стр.57]
Экономическое развитие Российской Федерации в последние годы создало предпосылки для перехода к концепции бюджета, сбалансированного на основе долгосрочной оценки ситуации, что позволяет формулировать стратегические цели и решать масштабные задачи стимулирования хозяйственных процессов. Однако реальное внедрение этой концепции управления общественными финансами ограничено лишь сферой исполнения федерального бюджета. Региональные органы власти, испытывая дефицит инструментов бюджетного управления и ресурсов, ориентируются преимущественно на решение текущих задач и проблем краткосрочного характера.
Большинство субъектов Российской Федерации принимают дефицитные бюджеты, но их реальное исполнение в большинстве случаев в 2008-2009 гг. сопровождается превышением доходов над расходами, что ведет к усложнению организации бюджетного процесса и сдерживает оперативное решение ранее отложенных актуальных задач социально-экономического развития, принижает роль бюджета в системе экономических отношений. [17, стр.89]
Повышение доли изъятия налоговых платежей в пользу федерального бюджета - с 45,4% в 1998 г. до 74,6% в 2010 г., увеличивает его регулирующую роль в экономике, в том числе возможности решения проблемы увеличения межтерриториальной дифференциации уровня социально-экономического развития, но одновременно централизация сужает возможности включения регионов в реализацию концепции распределенного управления общественными финансами, ориентированной на параллельное движение к стратегическим целям развития общества. Фактическое исключение регионов из процесса совершенствования управления общественными финансами на долгосрочной основе не только снижает результативность бюджетной реформы, но и сдерживает развитие федеративных отношений.
Сложившаяся
модель распределения налоговых
доходов привела к тому, что
сегодня субфедеральные бюджеты
с учетом формирующих их налогов
в меньшей степени зависят
от внешних рисков, но подвержены рискам
внутриэкономической