Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Безработица — социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». По определению Международной организации труда (МОТ) — International Labor Organization (ILO) безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Безработица - макроэкономическая проблема……6
1.1. Виды безработицы, ее формы и специфика проблемы занятости в России………………………12
1.2. Методы борьбы с безработицей……………………………...18
Глава 2. Социальные последствия безработицы и политика занятости……………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………31
Список используемой литературы………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

14.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

  Приоритетом в период экономического спада должна быть не высокозатратная, а эффективная  пассивная политика на рынке труда, проводимая во всех рыночно-ориентированных  странах. Это означает необходимость  разработки принципиально иной системы  страхования от безработицы, то есть страхование риска остаться без работы.

  Проведение  активной политики должно быть прерогативой государства, а не фонда занятости, поскольку она требует значительно  больших затрат на создание рабочих  мест, организацию институтов подготовки и переподготовки не только безработных, но и всего экономически активного населения. В ведении ФСЗ и фонда занятости в настоящее время целесообразно оставить только те ее формы, которые установлены Законом о занятости, а в перспективе перейти к частичному финансированию государством и этих форм.

  Утвержденную  Федеральную целевую программу  содействия занятости населения  на 1996-1997 гг. по-прежнему предполагается финансировать только за счет Государственного фонда занятости, то есть отчислений работодателей. Установлены расходы фонда занятости на эту программу в 1997 г. - 12,9 трлн. руб. Другой источник финансирования программы занятости - средства федерального бюджета - только называется, а конкретные статьи и размеры расходов бюджета не указываются. Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в двух основных формах.

  Первая - гарантия стабильного источника  дохода на определенное законом и  социально-экономической необходимостью время.

  Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной:

  Государство не должно навязывать безработному форму  не только его занятости, но и незанятости. Принципиально важно одно - имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.

  Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение  всего законодательно установленного периода регистрируемой безработицы (согласно текущему российскому законодательству, - одного года). Ее выплата не должна зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах занятости, отказа от предложенных работ и т.п

  Сегодня становятся актуальными вопросы  эффективности всей системы государственной  службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов. Правомерность постановки этих вопросов вызвана еще и тем, что доля трудоустроенных службой занятости в общей численности незанятых граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства, в переходный период оказалась ниже, чем до начала реформ: в 1994 г. - 29,5%, в 1995 г. - 39,0%, в 1996 г. - 30,2% по сравнению с 48,9% в 1990 г.

  Всесторонняя  оценка эффективности функционирования государственной службы занятости  может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы (ежеквартально, нарастающим итогом). Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:

  охват всех направлений деятельности службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;

  ограниченность  количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;

  «сквозной»  характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;

  единый  подход к расчету показателей, однозначность  их толкования;

  полная  объективность оценочных показателей;

  использование действующих форм учета и отчетности.

  Критериями  эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение  их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.

  В Институте экономики РАН разработана  такая методика, предусматривающая  не только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования.

  Система показателей оценки деятельности службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные  показатели:

  удельный  вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе, в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;

  удельный  вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;

  удельный  вес безработных, не работающих в  течение более чем 8-ми месяцев;

  уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению..

  Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в  органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФФормирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная служба занятости.

  Важным  принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

  При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся  в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.). 
 

  Заключение 

  Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть повышение  экономической и социальной эффективности  занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения

  Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

  Решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости.

  Эта концепция должна включать:

  - макроэкономическое регулирование,  создающее общую среду, содействующую  эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление  и приватизация, создание благоприятных  условий для мелкого бизнеса) 

  - государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами;

  - регулирование занятости на предприятиях  за счет активизации действий  кадровых служб 

  - регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

  проведенное исследование позволяет  сделать ряд выводов.

  -Значительная часть средств региональных фондов занятости расходуется неэффективно и на цели, не являющиеся, по сути, прерогативой служб занятости.

  -Отсутствует четко выраженная государственная политика при выборе направлений расходования собранных в фондах занятости средств, а региональные особенности можно, скорее, назвать региональным произволом при поддержке местных властей.

  -Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

  -оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

  -совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

  Другими словами, государство должно стимулировать  создание и преобразование рабочих  мест (естественно, на новых принципах  инвестирования) в жизнеобеспечивающих  производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики.

Список используемой литературы

 

1. А.Ананьев «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 – 1995

2. Е.Балацкий «Россия: проблема безработицы в переходный период», «Проблемы теории и практики управления», № 1 -1993

3. Т.Батяева, М.Гарсия-Исер, А.Касаткина, Н.Кутепова «Безработица среди специалистов - российкий феномен», «Человек и труд», № 11 – 1993

4. И.В.Бестужев-Лада «Безработица? Не может быть!» М.: Знание, 19929.

5.Э.Бородянский, В.Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице», «Человек и труд» № 9 – 1996

6. А.В.Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 1994

7. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова – М.: Экономистъ, 2007.

8. Г.Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», «Российский экономический журнал», № 4 - 199428.

9. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда. / Вопросы экономики, 2006 г., № 1.

10. А.А.Дикаpева, М.И.Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа, 1989

11. И.Заславский  «О пользе рынка труда», «Вопросы  экономики» № 9 – 1991

  12. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник. / В.Я. Иохин – М.: Экономистъ, 2007.

13.Экономическая теория: вопросы и ответы, задачи и решения: уч. пособие. / Под ред. В. Я. Иохина – М.: Экономистъ, 2003.

14. А.Карташева,  Е.Кубишин «Ситуация на рынке  труда: направления развития»,  «Экономист» №12 -1992

15. А.Кашепов  «Проблемы предотвращения массовой  безработицы в России», «Вопросы экономики», № 5 – 1995

Информация о работе Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России