Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:51, курсовая работа
Безработица — социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». По определению Международной организации труда (МОТ) — International Labor Organization (ILO) безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда.
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Безработица - макроэкономическая проблема……6
1.1. Виды безработицы, ее формы и специфика проблемы занятости в России………………………12
1.2. Методы борьбы с безработицей……………………………...18
Глава 2. Социальные последствия безработицы и политика занятости……………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………31
Список используемой литературы………………………………………………………..35
В условиях катастрофической нехватки инвестиций на смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узко-прагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.
Обеспечение
занятости и массовая безработица
находятся под контролем
Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?
Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:
окончательный переход от
Для
обеспечения свободы труда
Ввести
в действие регуляторы свободного рынка
труда.
Причем необходимо выделить особенности
наемного труда в аграрном секторе, малом
предпринимательстве.
Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.
Необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда.
Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы.
Однако,
в последнее время
По
мере углубления реформ число безработных
должно возрастать в прямой пропорции
с повышением эффективности производства
и реальной оплаты за труд. Более
того, необходимо форсировать структурную
безработицу в соответствии с
реализацией программ реструктуризации
производства, создавая на ее базе мобильный
резерв рабочей силы, используемый для
интенсивного развития экономики. Прежде
всего следует стремиться к поддержанию
взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций
в оптимальном соотношении, что является
условием социально - экономической сбалансированности.
Только так может быть обеспечена надежная
экономическая основа для создания новых
рабочих мест, расширяющих сферу эффективной
занятости, что, в свою очередь, приведет
к «рассасыванию» безработицы, понижению
ее уровня при стабилизации развития.
Именно тогда становится возможным создание
в обозримой перспективе динамичной, адаптированной
к глубинным рыночным трансформациям
в экономике социально - трудовой сферы.
Глава 2. Социальные последствия безработицы и политика занятости.
Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна животрепещущая проблема.
Результаты
научных исследований, проведенных
в последнее время
Правда, почти полностью
отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись
результаты деятельности наемного работника
и его семьи в периоды, когда он имеет работу,
и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому
ученые продолжают дискутировать: безработица
- это причина или повод возникновения
отрицательных последствий? Пищу для спора
дают те исследования, которые устанавливают
соотношения, а не причинно-следственные
связи между уровнем безработицы и динамикой
функциональных нарушений или помещением
человека в специальные лечебные учреждения.
Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей.
Среди
эмоциональных последствий
Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно- кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы.
Мало
известно о “пороге терпимости”,
когда члены семьи безработного
еще сохраняют способность
Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы.
Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.
Однако курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы.
Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства.
Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Дальнего Востока. Среди жителей Северо-Востока и Дальнего Востока заметно больше людей активных, подвижных и склонных к жизненному риску и даже авантюризму. Такие люди склонны сами искать работу, не доверяя этого какой-либо “конторе”, в т.ч. службе занятостиМинимальная скрытая безработица свойственна промышленно развитым районам Сибири и Урала. Во-первых, в этом проявляются последствия более низкой занятости в сельском хозяйстве, которому скрытая безработица свойственна в наибольшей степени. Во-вторых здесь более выражен миграционный отток избытка рабочей силы.
На Европейской части страны имеются две крупных зоны скрытой безработицы - степные регионы низовий Волги и Дона, и северо-западный экономический район, включая Калининградскую область.
Считается, что показатель безработицы может применяться как индикатор уровня развития процесса реструктуризациии в экономике..
Наибольшие значения этого индекса в регионах с развитым военно-промышленным комплексом.
Это- Московская, Владимирская, Калужская области с сочетанием военной промышленности и высокого научно-технического потенциала; Удмуртия, Кировская область, Хабаровский край с развитым военно-промышленным комплексом; Калининградская и Камчатская области -оборонные анклавы страны, где высока численность военных, включая специалистов по наиболее современным видам вооружения и средствам связи. Обратное соотношение при высокой безработице характерно для Калмыкии, Дагестана, Осетии, Ивановской, Псковской, Астраханской и Курганской областей, а также Коми-Пермяцкого округа. При этом в Калмыкии, Курганской области и Коми-Пермяцком округе существует и наиболее высокая скрытая безработица.
Масштабы
безработицы оцениваются
по ряду критериев: регистрация безработных
в службе занятости; незанятость и активный
поиск работы независимо от факта регистрации
(по методологии
МОТ); отсутствие работы, независимо от
наличия официального статуса занятости
(в случае отпусков и неполного рабочего
дня по инициативе нанимателя). Показательно,
что в нашей стране безработица измеряется
не с помощью обследования, а количеством
безработных, зарегистрированных государственной
службой занятости.
Опыт
прибалтийских стран
Расчеты показывают, что с уровнем безработицы в регионах сопряжена единственная статья расходов фонда занятости - денежные выплаты безработным. Остальные расходы с ним прямо не связаны, они, скорее, отражают региональные приоритеты политики в области занятости. Так, например, в группе регионов с уровнем регистрируемой безработицы ниже 1% в Белгородской области предпочтение отдается финансовой поддержке, а в Оренбургской области - вложениям в ценные бумаги,1%), немалая часть фонда занятости испо. В Ивановской и Владимирской областях, также входящих в группу регионов с самым высоким уровнем безработицы, на финансовую поддержку используется 8% средств фонда, а на переподготовку и общественные работы соответственно - 7,9 и 7,2%. Предпочитают использовать значительные средства на покупку ценных бумаг Москва (25%), Вологодская (30,3%), Читинская области (27,8%), Республика Марий-Эл (19,4%). Уровень безработицы в них соответственно составил 0,5%, 2,4%, 2,2% и 3,9%.
В регионах с высоким уровнем безработицы приоритетом в деятельности служб занятости является выплата пособий.
Самый высокий показатель трудоустройства после завершения профобучения и переподготовки отмечен в Эвенкийском АО (49,2%), Республике Дагестан (22,7%) и Республике Тува (24,8%). В них расходы на переподготовку составляли соответственно 11,2%, 1,6%, 7,6%.
В регионах с низким уровнем безработицы приоритет отдается формам активной политики, не связанным с Законом о занятости и государственными обязательствами по отношению к гражданам, потерявшим работу.
Через фонд занятости в виде исключения может оказываться финансовая поддержка тем видам предпринимательской деятельности, которые способствуют развитию инфрастуктуры и сферы услуг в городах и поселках городского типа с одним или двумя градообразующими предприятиями, закрытие которых ставит под удар практически все население района. Контроль за расходованием средств должен осуществляться финансовыми органами совместно с представителями региональных служб занятости, в ведении которых находится фонд занятости, и общественными организациями (например, профсоюзами).
Информация о работе Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России