Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель курсовой работы заключается в исследовании проблем финансовых источников активизации иностранных инвестиций в РФ.
В рамках данной курсовой работы будут решены следующие задачи
исследованы механизмы государственного финансового регулирования инвестиций в экономике;
рассмотрены проблемы привлечения иностранных инвестиций;
дана характеристика действующего механизма государственного финансового регулирования инвестиций;
рассмотрены пути активизации инвестиционной деятельности за счет финансового регулирования.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 5
1.1. Понятие государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации. 5
1.2. Финансовые проблемы привлечения иностранных инвестиций 9
2. Характеристика действующего механизма государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 12
2.1. Анализ структуры государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации. 12
2.2. Анализ государственного финансового стимулирования иностранных инвестиций в различных регионах Российской Федерации. 15
2.3. Пути совершенствования государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 22
Заключение 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31

Работа содержит 1 файл

готовая Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности.doc

— 218.00 Кб (Скачать)
 

     В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». В отечественной экономической литературе несколько последних лет активно дискутируется сущность данного понятия.

       Так, по мнению П. Гаглоева, С. Белогура, «под инвестиционным  климатом страны или региона  понимается обобщение характеристики  совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений» [1, c. 30].

     По  мнению К. Гусевой, инвестиционный климат – это «система социально-экономических  отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций». [4, c. 15]

     По  смыслу все авторы трактуют инвестиционный климат как совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.

     Опираясь  на такое понимание инвестиционного  климата его структура приведена на рис. 2.

Рис. 1. Проблемы низкой привлекательности инвестирования в России 

     При обосновании рационального плана  инвестиций и приоритетных направлений государственной поддержки капиталовложений используются такие инструменты, как динамическая модель межотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты.

     Государство реализует функцию по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды через активный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можно представить в следующем виде: создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей; прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах; внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.

     Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно  государством. Специалисты расходятся во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частных инвесторов, но едины в одном – важен не объем государственных инвестиций, а их эффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.

     Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной инвестиционной программой, в которой отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития. Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами – это важная составляющая инвестиционной деятельности.

     Инструменты воздействия на частные инвестиционные решения условно можно разделить  на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе относятся инструменты, которые создают общеэкономический  климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.

     Наиболее  эффективными среди микроэкономических инструментов регулирования инвестиций являются меры, непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения.

     Специальным инструментом поощрения частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным – гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.

     На  практике регионы имеют возможность  применять следующие методы проведения инвестиционной политики:

     - предоставление налоговых льгот  участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых  федеральных налогов, поступления  от которых зачисляются в региональные  бюджеты, установление региональных  и местных налогов в соответствии с законодательством федерального и регионального уровня, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов);

     - создание за счет средств региональных  бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами;

     - участие региональных органов  власти в инвестиционной деятельности  через предоставление бюджетных  кредитов, выпуск государственных  займов, государственных инвестиций.

     Регионы могут даже влиять на методы регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне – посредством законодательной инициативы.

     Таким образом, регионы обладают богатым  инструментарием для регулирования  инвестиционной деятельности с целью  достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.

     Создание  ОЭЗ — эффективное и достаточно перспективное направление развития международного сотрудничества для  привлечения инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала Российской Федерации. По данным ООН, годовой экспортный оборот 3000 ОЭЗ составляет 600 млрд. долларов.2 Дополнительные поступления в бюджет Российской Федерации от деятельности ОЭЗ только промышленно-производственного типа могут составить в течение 2007 — 2009гг. более 7 млрд. рублей и около 140 млрд. рублей за весь период деятельности таких ОЭЗ. [14, c. 42]

     Федеральный закон «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» —  один из законодательных источников таможенного права наряду с ТК РФ (2003г.) и продолжающей действовать гл. 12 ТК РФ (1993г.) об ОЭЗ.

     ОЭЗ — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

     Особая  роль в совершенствовании таможенного  регулирования принадлежит сотрудничеству ФТС с Всемирной таможенной организацией. Требование времени сегодня - в короткие сроки осуществить мероприятия, связанные с присоединением Российской Федерации к Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973г., что позволит ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков.

     Одним из важных направлений на пути совершенствования  как самой таможенной системы  и приближения ее к ряду лучших таможенных администраций мира, так  и требованием времени станет реализация Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации. В США представление предварительной информации является обязательным условием для участника ВЭД, в ЕЭС данное требование планируется ввести в 2009 году. Положениями ТК РФ (2003г.) не предусмотрена обязательность представления участниками ВЭД предварительной информации о перемещаемых товарах, поэтому требуется в короткие сроки внести изменения в российское законодательство.

     Выводы:

     Таким образом, в результате исследования можно сказать, что немаловажным механизмом привлечения масштабных инвестиций является соблюдение и реализация принципов корпоративного управления. Низкий уровень корпоративного управления включает в себя и слабую правовую защиту инвестиций, и неэффективность механизма государственного регулирования, и низкую правовую культуру потенциальных инвесторов, что, в конечном счете, приводит к корпоративным конфликтам, возникающим на основе передела собственности и отсутствию доверия со стороны потенциальных инвесторов, т.е. оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций. 
 
 
 

 

Заключение

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы.

     Иностранные инвестиции регулируются теми же методами, что и частные, но инструменты  могут носить специфический характер. При привлечении и регулировании иностранных инвестиций используются гарантии правительства, налоговые инструменты – льготы, временные освобождения от налогов, преференции, институциональные инструменты – например, создание консультативных советов, лицензирование, ограничение или полное закрытие доступа в отдельные сферы деятельности.

      Практика  инвестиционной деятельности в регионах во многом зависит от того, насколько органично увязаны федеральное и региональное законодательство в этой области. Анализ Конституции Российской Федерации и федеральных законов в сфере инвестиций показывает, что по вопросам финансового регулирования и гражданско-правовым отношениям в инвестиционном процессе полномочия, в том числе правотворческие, принадлежат в основном Российской Федерации, регионы же осуществляют правоприменительную практику.

       Таким образом, законодательство играет немаловажную роль в увеличении возможностей регионов в привлечении  инвестиционных ресурсов. Вопрос заключается в том, какие принятые решения в области инвестиций будут более эффективно работать; насколько инвестиционное законодательство учитывает региональную специфику.

      В целом можно утверждать, что на региональном уровне эти и другие конкретные вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к притоку капитала. Практика, однако, показывает: для предпринимателей, инвестирующих средства в российские регионы, более важными, нежели предоставляемые конкретные льготы и региональные гарантии, являются общие для страны стабильность правовых и хозяйственных условий и прозрачность экономических процессов, в решающей мере определяющие надежность вложений.

      Не  случайно зарубежные инвесторы начинают протестовать против чрезмерной конкуренции  между регионами при предоставлении льгот: их резкий разброс дробит единое инвестиционное пространство, затрудняет получение объективных оценок и стандартизацию процедур принятия решений об инвестициях.

      В целом, с одной стороны, многие регионы  России за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. С другой стороны, качественного перелома не происходит: масштабного притока инвестиций нет притом,  что развивается довольно напряженная конкурентная борьба между регионами за инвестора путем предоставления все новых льгот, гарантий и т.п.

      Без объединения усилий  федеральных, региональных и местных органов  власти, государственного и альтернативного  секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста. 

 

Список литературы:

 
    1. Гаглоев П., Белогур С. Инвестиционные просторы России // Российский инвестиционный вестник. – 2008. - № 3. - с. 36.
    2. Голицына А. Полезный микрон // Ведомости, № 247 (2021), 28 декабря 2007
    3. Государственное регулирование рыночной экономики/ под ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А. - М.: Экономика. – 2008.
    4. Гусева К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. – 2008. - № 6, с.62.
    5. Доронина Н.Г. Инвестиционная деятельность // Российская юридическая энциклопедия. — М.: ИНФРА-М, 2008. — С.371
    6. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 2007. С. 64
    7. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник. / В.Я. Иохин — М.: Экономистъ, 2007.
    8. Камзолова Ю. Год открытых дверей. Привлечением иностранных инвесторов займется специальная некоммерческая организация // Российская Бизнес-газета. — 2007. — 25 декабря
    9. Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- 2006,№ 5. С. 46
    10. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой — Киров, 2007.
    11. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова — М., 2008 г.
    12. Нуриев Р.М. Курс микроэкономики / Р.М. Нуриев — М.: НОРМА, 2008.
    13. Павлов А.П. Правовое регулирование иностранных инвестиций в экономику России. — Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права. — 2008. — С. 39—44
    14. Павлов А.П. Таможенное регулирование иностранных инвестиций в экономику России // Налоги и финансовое право. — 2007. — № 2. Приложение. Актуальные вопросы экономики, налогообложения и налогового права. — С. 41—53
    15. Степаненко С.М. Административно-правовые аспекты межгосударственной таможенной интеграции в Евразийском экономическом сообществе: автореф. дис... канд. юрид. наук: [Электронный ресурс] 12.00.14. / С.М. Степаненко. — РТА. — Москва, 2008.

Информация о работе Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России