Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель курсовой работы заключается в исследовании проблем финансовых источников активизации иностранных инвестиций в РФ.
В рамках данной курсовой работы будут решены следующие задачи
исследованы механизмы государственного финансового регулирования инвестиций в экономике;
рассмотрены проблемы привлечения иностранных инвестиций;
дана характеристика действующего механизма государственного финансового регулирования инвестиций;
рассмотрены пути активизации инвестиционной деятельности за счет финансового регулирования.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 5
1.1. Понятие государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации. 5
1.2. Финансовые проблемы привлечения иностранных инвестиций 9
2. Характеристика действующего механизма государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 12
2.1. Анализ структуры государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации. 12
2.2. Анализ государственного финансового стимулирования иностранных инвестиций в различных регионах Российской Федерации. 15
2.3. Пути совершенствования государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 22
Заключение 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31

Работа содержит 1 файл

готовая Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности.doc

— 218.00 Кб (Скачать)
 

     Можно отметить, что формы и методы стимулирования инвесторов российскими регионами  соответствуют мировой практике.

      Таким образом, основными элементами  инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются:

     1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;

     2) предоставление (в пределах своих  полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;

     3) создание организационных структур  по содействию инвестициям;

      4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;

     5) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;

     6) предоставление гарантий и поручительств  банкам под выделенные ими  средства для реализации отобранных  на конкурсной основе инвестиционных проектов; 7

     ) аккумулирование средств населения  путем выпуска муниципальных займов.

     Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность.

      В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику.

      При этом решаются следующие первоочередные задачи субъектов Федерации: устранение законодательным путем препятствий на пути доступа частных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона,  создание эффективного механизма предоставления инвесторам на уровне субъектов Федерации льгот и привилегий, а также защита интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации [12, c. 200].

     Как показывает анализ законодательства субъектов Федерации, правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне регионов осуществляется по ряду направлений:

     1) вопросы социально-экономического  развития региона - определение приоритетных отраслей народного хозяйства и приоритетных предприятий; разработка и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов;

     2) организационные вопросы - порядок  регистрации предприятий с иностранными инвестициями, лицензирование, создание специальных структур в органах государственной власти субъектов РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций;

     3) вопросы льгот и привилегий - предоставление  и обеспечение гарантий прав инвестора; создание льготного режима инвестиционной деятельности - предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в бюджет субъектов Федерации или в местный бюджет, предоставление инвестиционных налоговых кредитов; вопросы ускоренной амортизации; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами;

     4) вопросы бюджетного финансирования  и обеспечения инвестиционной деятельности - прямое участие субъектов Федерации, муниципальных образований в финансировании инвестиционных проектов; предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов; предоставление государственных гарантий субъектов Федерации, муниципальных гарантий муниципальных образований по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации;

     5) вопросы государственного контроля и защиты государственных интересов - осуществление государственного контроля за инвестиционной деятельностью; создание эффективного механизма защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов, связанных со злоупотреблением предоставленными правами, с недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой; разработка механизма компенсации возможных экологических и социальных потерь.

      Анализ  принятых регионами нормативных  актов свидетельствует о том, что инвестиционная политика регионов развивается прежде всего по линии системного улучшения федеральных правоустановлений в рамках компетенции региональных властей. Большинство документов, о которых идет речь, предусматривает: гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным отечественными и иностранными инвесторами кредитам и инвестициям; применение региональными государственными органами налоговых льгот [4, c. 10].

     За  менее короткий период регионы сформировали более системное законодательство, направленное на поддержку инвестиционного процесса.

    В табл.2 даны сравнительные характеристики ряда региональных законов об инвестициях.

                           Таблица 2
Сравнительные характеристики ряда региональных законов Об инвестиционной деятельности
       Льготы
Субъекты 

Федерации

Дата 

принятия  закона

 Механизм

   Предоставления избирательной поддержки

Определение

 объема льгот

Сроки льготного  налогообложения
1 2  3 4 5
Тюменская область 16 сентября 1999 г. Включение в  инвестиционную программу Тюменской области Общие для всех инвесторов, включенных в инвестиционную программу, но не более 50% от суммы направленных инвестиций в проект в расчет на год С момента начала реализации инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу, но не более срока окупаемости, предусмотренного инвестиционной программой
Омская 

область

“О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области”, декабрь 1997 г. Заключение соглашения (договора) на инвестиционную деятельность в случае положительного заключения экспертизы   1) на период  фактической окупаемости инвестиций;

2) в течение   двух лет после завершения  периода окупаемости

Республика  Татарстан “Об инвестиционной деятельности в РТ”, 25 ноября 1998 г

“Об иностранных инвестициях в РТ”,

19 июля 1994 г.

Включение в  Республиканскую инвестиционную программу Освобождение  от уплаты налогов на прибыль и  налога на имущество предприятия в части реализации инвестиций в пределах сумм, зачисляемых в бюджет РТ До окончания  нормативного  срока ввода объекта в эксплуатацию
Ярославская область 20 февраля 1996 г., изменения 1998г. Включение в  госпрограмму Ярославской области Индивидуально при включении в программу С начала реализации продукции до срока полной окупаемости для проектов, включенных в госпрограмму.
Республика  Карелия “Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия”, 8 апреля 1998 г. Соглашения  между председателем правительства (или уполномоченным органом) и инвестором на основе экспертизы инвестиционных проектов независимыми экспертами Индивидуально при заключении инвестиционного  соглашения На период фактической окупаемости (не превышающий расчетного периода, но не более 5 лет) по списку.

После завершения срока окупаемости на период фактической окупаемости, но не более 2 лет на имущество и прибыль.

Псковская область 19 марта 1998 г.  вместо закона от 31 января 1996 г. Решение Администрации Псковской области по проектам, получившим положительное заключение технико-экономической экспертизы. Общие для всех инвесторов, получившие право на льготы по решению Администрации. На период полной окупаемости, но не более 3-х лет.

Для проектов в  приоритетных отраслях – до 10 дет.

Для лизинговых операций – на первые 5 лет.

В дорожный фонд - в течение 2-х лет с начала реализации продукции.

Новгородская область Май 1998г.

28.12.94 - Закон  “О предоставлении льгот предприятиям с иностранными инвестициями”;

1997 - Закон “О  налоговых льготах организациям, расположенным на территории Новгородской области”

Решение  Администрации области об одобрении проекта на основе предоставляемых материалов, по четким критериям. Общие для всех инвесторов, получивших одобрение проекта от Администрации области На период фактической окупаемости, но не более срока, установленного для реализации проекта.

Для совместных предприятий и иностранных инвесторов на первые два года с момента регистрации (с ограничениями по видам деятельности).

Для вновь создаваемых предприятий с объемом иностранных инвестиций 5 млн. долл. США и выше на 5 лет с момента регистрации по определенным направлениям деятельности.

Самарская область 1997 г., проект нового закона 1999 г. Инвестиционный  Договор между инвестором и Администрацией Самарской области подписывает губернатор или лицо, его замещающее Индивидуально при заключении инвестиционного  договора. На период фактической окупаемости, но не превышающей расчетного срока.
 

     Законы  об инвестиционной деятельности рассматриваемых  субъектов Федерации содержат перечень форм поддержки региональных властей. Данная поддержка заключается в предоставлении гарантий  и различных льгот. Во многих регионах разрабатывается инвестиционная программа, включение в которую обеспечивает инвестору режим наибольшего благоприятствования.

      Законы  об инвестиционной деятельности гарантируют предоставление финансовых средств из регионального бюджета. Данная помощь может происходить  в виде предоставления инвестиционного кредита на льготных условиях (Республика Карелия, Псковская, Самарская области), и/или в виде прямого инвестирования за счет средств бюджета (Ярославская, Тюменская области).

     Кроме вышеперечисленного используются и  другие гарантии:

     1) госгарантии в форме поручительства  за исполнение обязательств третьих  лиц, в форме залога имущества  региона, в форме передачи имущества в доверительное управление в пользу третьего лица (закон Ярославской области);

     2) прямое управление инвестициями - определение приоритетных направлений,  формирование перечня  инвестиционных  программ и т.д. (закон Хабаровского края).

     Во  всех законах “Об инвестиционной деятельности» используется “дедушкина оговорка” (стабилизационная оговорка), суть которой сводится к тому, что действие вступивших в силу новых законов, ухудшающих налоговый статус иностранных инвесторов во время реализации ими приоритетных инвестиционных проектов, не распространяется на срок окупаемости этих инвестиционных проектов. Оговорка также применяется в отношении изменений и дополнений, вносимых в действующие законы и иные нормативные акты. Субъекты Федерации используют различные формы стабилизационной оговорки - на основе компенсационного принципа (Республика Карелия), на основе принципа неизменения условия хозяйствования (Краснодарский край, Архангельская область), принципа запрета ограничения прав инвестора, неизменения условия заключенных договоров.

2.3. Пути совершенствования государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации

     Анализируя  международный опыт в области  планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяют для себя группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах и направлениях инвестиций. Можно определить основные критерии, являющиеся базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным планированием, это: размеры местного рынка; природные ресурсы и географическое положение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск; возвращение капитала; защита прав интеллектуальной собственности; торговая политика (уровень тарифов, обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическая стабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность); инфраструктура и услуги (дороги, порты, коммуникационные сети, юридические, страховые фирмы, коммерческие банки и др.).

     Помимо  основных критериев определяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание и удельный вес каждого параметра в процентах ( см. табл.3).

Таблица 3

Классификация инвестиционных рисков по параметрам

Параметр  Факторы, учитываемые  параметром Уд. вес, %
1 Политическая  стабильность Оценивается возможность  политических переворотов и их влияние  на деловую активность 12
2 Отношение к  иностранным инвестициям и прибыли  Размеры расходов на социальные нужды  6
3 Национализация  Возможность экспроприации  до предоставления преимуществ местным предприятиям 6
4 Возможность девальвации  Влияние, а также  действенность методов регулирования  6
5 Платежный баланс Баланс общий  6
6 Бюрократические вопросы  Уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и подобных операций 4
7 Темпы экономического роста  Годовые фактические  темпы роста валового национального  продукта 10
8 Конвертируемость  валюты Возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место национальной валюты на рынке валют в той степени, в которой это касается предприятия 10
9 Возможность реализации договора Возможность соблюдения договора, а так же возникновение  трудностей вследствие различия в языках и обычаях  6
10 Расходы на зарплату и производительность труда Уровень зарплаты, производительности труда и порядок  оформления на работу 8
11 Возможность использования  экспертов и услуг  Помощь, которую  может ожидать предприятие в  области юридических консультаций, бухгалтерии, по маркетингу, технологии, производства строительных работ 2
12 Организация связи  и транспорта Возможность использования  транспортных услуг, система связи  между предприятиями, развитие транспортной инфраструктуры 4
13 Местное управление и партнеры Возможности и число партнеров, которые в состоянии представить капитал и решать совместно вопросы местного управления 4
14 Краткосрочные кредиты  Предоставление  краткосрочных кредитов предприятиям и возможность их использования  8
15 Долгосрочный  кредит и собственный капитал Условия внесения партнерами своей доли в уставный капитал и условия предоставления кредита в национальной валюте 8
       Всего 100

Информация о работе Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России