Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель курсовой работы заключается в исследовании проблем финансовых источников активизации иностранных инвестиций в РФ.
В рамках данной курсовой работы будут решены следующие задачи
исследованы механизмы государственного финансового регулирования инвестиций в экономике;
рассмотрены проблемы привлечения иностранных инвестиций;
дана характеристика действующего механизма государственного финансового регулирования инвестиций;
рассмотрены пути активизации инвестиционной деятельности за счет финансового регулирования.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 5
1.1. Понятие государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации. 5
1.2. Финансовые проблемы привлечения иностранных инвестиций 9
2. Характеристика действующего механизма государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 12
2.1. Анализ структуры государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации. 12
2.2. Анализ государственного финансового стимулирования иностранных инвестиций в различных регионах Российской Федерации. 15
2.3. Пути совершенствования государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 22
Заключение 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31

Работа содержит 1 файл

готовая Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

     С учетом той роли, которую играют бюджетные инструменты в формировании всей денежной базы доллара и иены, можно заключить, что такие "длинные" госбумаги более чем на 40% (по доллару) и более чем на 50% (по иене) формируют всю денежную базу указанных валют. Другими словами, около половины всех иен и долларов, имеющихся в мире, в момент своего возникновения были эмитированы на основе долгосрочных бюджетных инструментов, которые и заложены в основу денежной базы.

     Таким образом, экономика изначально получает существенный инвестиционный потенциал, который мультиплицируется по мере подключения к работе с длинными проектами частного сектора (субподрядчиков и т. д.).

     При этом именно денежные власти закладывают основы "длинных" финансовых ресурсов в экономике.

     Итак, сама базовая структура формируемых  ресурсов позволяет на ее основе развивать  инвестиционную деятельность. Помимо этого, частный сектор имеет целый  ряд дополнительных возможностей. Речь идет о сбережениях населения, средствах пенсионных фондов, чьи ресурсы также носят долгосрочный характер, и т. д., развитой системе гарантий, в том числе - при участии государства.

     Кроме того, центральные банки активно  используют стимулирующую роль ряда рычагов (ставки рефинансирования, нормы резервирования), способствующих "удлинению" ресурсов и делающих их более доступными.

     Активное  участие центральных банков многих стран в проведении экономической  политики в целом оправдано, поскольку  в их руках сосредоточены мощные экономические рычаги. Именно поэтому эти страны законодательно возлагают на свои центральные банки не только задачи финансового характера (стабильность цен, национальной валюты и т. д.), но и формируют более широкие цели: обеспечение экономического роста, высокого уровня занятости (ФРС США), решение задач, направленных на достижение государственных целей (Банк Японии), помощь в координации в сфере занятости (Европейский центральный банк - ЕЦБ). Даже в тех случаях, когда речь идет о стабильности цен, эта стабильность часто понимается не как конечная цель, а как необходимая предпосылка экономического роста (ЕЦБ).

     При таких подходах системообразующая  роль государства и в целом  в экономике, и в экономической  политике остается решающей. К тому же финансовый сектор является той основой и тем инструментом, на которые опираются различные страны при проведении своей экономической политики [10, c. 119].

     С учетом усиления глобальных геополитических  и экономических рисков крайне актуален выбор экономических механизмов и подходов, поддерживающих устойчивый рост и одновременно минимизирующих внешние риски. Здесь важны внутренние «точки опоры» экономического роста, которые стимулировали бы спрос, обеспечивали необходимый уровень инвестиций и адекватные масштаб и структуру производства, что невозможно без прочной финансовой базы, в которой внешние источники финансирования постепенно вытеснялись бы внутренними. При этом нужна скоординированная денежно-кредитная и финансовая политика, направленная на решение структурных задач и создающая условия для формирования адекватных финансовых ресурсов. Должны сыграть свою системообразующую роль специализированные институты (банки развития и т. д.). Большое значение имеют налоговые механизмы, стимулирующие соответствующие направления развития; механизмы гарантий, существенно уменьшающие кредитные риски, и др.

     Следует повысить роль Центрального банка, который  должен выполнять функцию кредитора  последней инстанции. Кроме того, сам спектр задач ЦБ с учетом мощного  потенциала его инструментов нужно расширить, дополнив чисто финансовые задачи — контроль за инфляцией и валютным курсом — целями поддержания экономического роста и занятости. При этом нужно выработать комплексные подходы к формированию денежного предложения (монетизации), увязывающие политику ЦБ с задачами бюджетной, промышленной, региональной и структурной политики.

     Выводы:

     Таким образом, анализ показал, что на сегодняшний  день актуальны меры, стимулирующие развитие внутреннего финансового рынка и делающие операции на нем более привлекательными по сравнению с внешними инвестициями. Важную роль должны играть резервные требования, балансовые нормативы, налоговые рычаги, трактующие внутренние рублевые операции как более предпочтительные по сравнению с внешними валютными ресурсами.

2. Характеристика действующего механизма  государственного финансового регулирования  инвестиций в Российской Федерации

2.1. Анализ структуры государственного  финансового регулирования инвестиций  в Российской Федерации.

 

     Государственное регулирование включает:

     • регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);

     • прямое участие государства в  инвестиционной деятельности.

     Косвенное регулирование включает разнообразные  методы и рычаги воздействия, стимулирующие  развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

     • совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации  и использования амортизационных  отчислений;

     • установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых  режимов, но не носящих индивидуального характера;

     • защиты интересов инвесторов;

     • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования  землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

     • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

     • создания и развития сети информационно-аналитических  центров, осуществляющих регулярное про  ведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

     • принятия антимонопольных мер;

     • расширения возможностей использования  залогов при осуществлении кредитования;

     • развития финансового лизинга в  Российской Федерации;

     • проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

     • создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных  инвестиционных фондов.

     Прямое  участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ.

     Конкретными формами такого участия являются [11]:

     • разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с  иностранными государствами, а также  проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации;

     • формирование перечня строек и объектов технического пере вооружения для федеральных  государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

     • предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

     • размещение средств федерального бюджета  и средств бюджетов Российской Федерации  на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;

     • закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

     • про ведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     • защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

     • разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;

     • выпуск облигационных займов (гарантированных  целевых займов);

     • вовлечение в инвестиционный процесс  временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в  государственной собственности.

     Статьей 13 ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных  вложений» определяется порядок  принятия решений, касающихся государственных  капитальных вложений. Решения принимаются  органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд про изводится путем про ведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата Российской Федерации.

     Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности  объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных проектов производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.

2.2. Анализ государственного финансового  стимулирования иностранных инвестиций  в различных регионах Российской  Федерации.

     Основная  часть расходов консолидированных  бюджетов субъектов российской Федерации направляется на текущие нужды (выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы, финансирование жилищно-коммунального хозяйства и государственного управления), и лишь незначительная часть расходов – на инвестиции.  

     К середине 2000-х годов в целом  завершилось формирование инвестиционной политики российских регионов, начало которому было положено принятием в 1990-е годы первых региональных актов о поддержке инвестиций в республиках Татарстан, Саха-Якутия, Коми и др. 

     Лидерами  в разработке собственной инвестиционной политики, региональных инвестиционных программ являются Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Нижегородская, Свердловская, Самарская, Псковская области, республики Саха-Якутия, Коми, Татарстан.

     Надо  подчеркнуть, что за эти годы во многих российских регионах в целом  уже  накоплен богатый опыт взаимодействия, сформировались необходимые правовая инвестиционная среда и институты  сопровождения приходящих в регион инвесторов от «нулевого цикла» до завершения инвестиционного проекта (получение лицензий, содействие в выделении земельных участков и подключении к коммунальным службам и др.) [13, c. 20].

                       Таблица 1
Методы  государственного регулирования

инвестиционной  деятельности на региональном уровне

Прямые  методы Косвенные методы
  1. целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей;
  2. региональные бюджетные, внебюджетные фонды;
  3. прямые капитальные государственные вложения;
  4. региональные стандарты и нормы;
  5. квотирование;
  6. лицензирование;
  7. региональные контрольные пакеты акций;
  8. региональная и муниципальная собственность;
  9. стимулирование спроса и регулирование цен;
  10. государственное финансирование НИОКР;
  11. 11) субсидирование затрат предприятий на      патентование изобретений за рубежом
  1. налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение;
  2. налоговые каникулы;
  3. льготные ставки по ссудам;
  4. кредитные меры стимулирования экспорта:
  • предоставление прямых экспортных кредитов;
  • рефинансирование экспортных кредитов;
  • страхование экспортных кредитов
  • государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств;
  1. инвестиционный налоговый кредит;
  1. региональные и муниципальные займы;
  2. платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов;
  3. платежи за загрязнение окружающей среды;
  • 9) гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона.

Информация о работе Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России