Финансовая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсоой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
дать полную характеристику государственному бюджету как главному звену финансовой системы Республики Беларусь;
проанализировать структуру доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь;
раскрыть роль государственного бюджета в регулировании экономики.

Работа содержит 1 файл

финансовая система РБ.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

Неналоговые доходы республиканского бюджета в I полугодии 2011 года сложились в сумме 2,1 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличились на 74,2% (в реальном выражении – на 42,7%).

Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета занимают налог на добавленную стоимость (33,5%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (30,3%), акцизы (12,5%), налог на прибыль (7,1%).

Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 17 трлн. руб., что на 9,5% меньше (в реальном выражении), чем в I полугодии 2010 г. В сложившейся структуре расходов республиканского бюджета 33,8% от всех расходов составляют трансферты местным бюджетам. Расходы социальной направленности (разделы «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование»,

«Социальная политика») составили 22,4% в общем объеме расходов республиканского бюджета. Доходы превысили расходы на 1,1 трлн. руб. (1,1% ВВП).

Исполнение местных  бюджетов Республики Беларусь

Доходы местных бюджетов в I полугодии 2011 года составили 18,5 трлн. руб., что на 52,1% больше чем в I полугодии 2010 года (на 24,6% в

реальном выражении).

Значительный рост доходов местных бюджетов по сравнению с прошлым годом в основном обусловлен изменениями в бюджетном законодательстве (в текущем году весь налог на прибыль, уплачиваемый коммунальными и негосударственными организациями, зачисляется в местные бюджеты), ростом налогооблагаемой прибыли, а также налоговой базы по подоходному налогу.

Основными источниками доходов были поступления по налогам на доходы и прибыль (36,7% от всех доходов), налогам на товары (работы, услуги) (18,6%), безвозмездные поступления из республиканского бюджета (31,5%). Средний уровень дотационности консолидированных бюджетов областей составляет 32,6% от объема их доходов. Бюджет г.Минска является бездотационным. В январе-июне 2011 года наблюдается прирост собственных доходных поступлений местных бюджетов по сравнению с I полугодием 2010 года (в номинальном выражении):

по г. Минску – 74,6 %;

по Брестской области – 38,7 %;

по Витебской области – 38,4 %;

по Гомельской области – 1,5 %;

по Гродненской области – 36,6 %;

по Минской области – 52,3 %;

по Могилевской области – 45,4 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.6

Примечание: источник www. minfin.gov. by

 

Расходы местных бюджетов профинансированы в сумме 17,4 трлн. руб., на 36,3% больше, чем в I полугодии 2010 г. (в реальном выражении – на 11,6%). На финансирование социальной сферы (здравоохранения, образования, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, социальной политики) направлено 58,8% расходов местных бюджетов, национальной экономики – 16,5%. Расходы по жилищно-коммунальным услугам профинансированы в объеме 17,4 трлн. руб., или 11,9% расходов местных бюджетов. В первом полугодии текущего года отмечается рост расходов, связанных с текущим функционированием организаций бюджетной сферы.

За январь-июнь 2011 года профицит местных бюджетов составил 1,1 трлн. рублей. Наибольшее превышение доходов над расходами сложилось в бюджетах г.Минска и Минской области, при этом бюджеты Брестской и Гродненской областей исполнены с дефицитом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода, своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы.

Важнейшим звеном финансовой системы  является государственный бюджет.

По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Разработка и последовательная реализация мер направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, целенаправленное управление размером бюджета позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию.

Главное назначение доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные  потребности. Назначение доходов также  – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.

Доходы бюджета  выражают экономические отношения, возникающие у государства с  предприятиями, организациями и  гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходная часть  бюджета Республики Беларусь, как  и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи  обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

В настоящее  время приоритетными направлениями  бюджетных расходов являются здравоохранение, охрана окружающей среды, жилищные и  коммунальные услуги, социальная политика, преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную  и др.

Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности для неэффективного использования бюджетных ассигнований. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений, прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует практически полностью заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов. Это позволит реально перейти к использованию в практике бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача, от которых, безусловно, зависят последующие доходы бюджета.

Данные направления бюджетной политики позволят обеспечить реализацию основных параметров Программы финансового развития, решить, поставленные задачи, достигнуть высокого уровня развития.

На современном этапе для сбалансированности доходов и расходов важно совершенствование управления финансами. Совершенствование управления финансами, диктуется, прежде всего, необходимостью более эффективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Базылев, Н.И., Базылева, М.Н. Экономическая теория. – Мн.: Книжный дом, 2005.
  2. Базылев, Н.И., Базылева, М.Н. Основы бизнеса. – Мн.: Мисанта, 2007.
  3. Борисов Е.Ф.- Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2005. – 375с.
  4. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Новая волна, 2006. – 516с.
  5. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юристъ,  2006. – 425с.Гальперин В. М. Макроэкономика. -  СПб.: Экон. Школа,  2005. - 512с.Гуськова Н.Д., Макаркин И.П., Шичкин П.В. Микроэкономика.  - СПб.: Питер,  2006. – 216с.
  6. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2006. – 544с.
  7. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС, 2007.  – 384с.
  8. Курс экономики. / Под ред. Райзберга Б.А. -  М.: Инфра-М, 2006. – 715с.
  9. Базылев, Н.И., Базылева, М.Н. Экономическая теория. – Мн.: Книжный дом, 2005.
  10. Мамедов О. Современная экономика. – М.: Норма,  2006. – 532с.
  11. Рузавик Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики. - М.: Инфра-М, 2006. – 375с.
  12. Самуэльсон П. Экономика. – М.: Инфра-М, 2005. – 395с.
  13. Сажина М.А. Основы экономической теории. – М.: Экономика, 2005. – 368с.
  14. Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864 с.
  15. Экономическая теория. Под ред. Давыденко, Л.Н. – Мн.: Выш. шк., 2004.
  16. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров. Под ред. Базылева, Н. И., Гурко, С. П. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001.

 

 

 

 


Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь