Финансовая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсоой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
дать полную характеристику государственному бюджету как главному звену финансовой системы Республики Беларусь;
проанализировать структуру доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь;
раскрыть роль государственного бюджета в регулировании экономики.

Работа содержит 1 файл

финансовая система РБ.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

Примечание: источник [4, с. 103]

 

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Для выяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в  воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета  подразделяются на две части: одна связана  с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно- технического прогресса.

Экономическая группировка бюджетных  расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением, все  расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона и управление.

Наиболее крупными до недавних пор  были расходы бюджета на финансирование народного хозяйства. В их состав включались расходы на отрасли материального  производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Основная масса бюджетных ресурсов направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи малорентабельным и убыточным хозяйствам и т.д.). Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально – культурных мероприятий.

Часть средств бюджета государство  направляет на оборону. Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-технических разработок в области вооружения; остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы.

Все расходные статьи бюджета делятся  на защищенные и незащищенные.

Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.

Защищенными расходами госбюджета нашей страны на 2009 год являются заработная плата и начисления на нее, трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, проценты по государственному долгу, погашение государственного долга. Сокращение может производиться только по незащищенным статьям. Статьи, находящиеся под защитой также не подлежат секвестру - пропорциональному сокращению расходов по всем статьям бюджета и блокированию - временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета [4, с.34].

Расходы государственного бюджета  тесно взаимосвязаны с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц. Доходы бюджета — понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, так как последние включают в себя дополнительные доходы государственных предприятий и организаций, а также доходы внебюджетных фондов.

По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством страны в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления.

В унитарном (едином) государстве различают доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, а в федеральном (союзном) государстве, как, например, Россия, эти доходы дополняются доходами бюджетов членов федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

  • налоговые доходы;
  • взносы на государственное социальное страхование;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные поступления.

К налоговым доходам относятся:

♦ установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы;

  • суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам);
  • пеня;
  • налоговый кредит, отсрочка и (или) рассрочка;
  • проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой и (или) рассрочкой;

♦ денежные взыскания (штрафы), предусмотренные за нарушение налогового и таможенного законодательства.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от предпринимательской и иной, приносящей доходы, деятельности;
  • денежные взыскания (штрафы), за исключением тех штрафов, которые относятся к налоговым доходам;

♦ прочие неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов. Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств [4, с. 101].

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания (налоговые, неналоговые и др.), но и по другим признакам, а именно:

  • в зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством. К ним относятся:
  • налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
  • взносы на государственное социальное страхование на постоянной основе;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
  • безвозмездные поступления за исключением межбюджетных трансфертов.

Регулирующие доходы — это республиканские налоги (в унитарных государствах), распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета:

  • по источникам образования различают доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;
  • в зависимости от гражданства субъектов налогообложения — уплачиваемые резидентами или нерезидентами;
  • по юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Основная доля доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают незначительный удельный вес;
  • в зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) и доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов (в федеративном государстве);
  • по праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы их делят на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования.
  • по конкретным видам — на прямые и косвенные налоги. К первым относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.; ко вторым — налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.

Конкретный перечень доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Необходимо отметить, что состав и структура бюджетов всех уровней в значительной степени определятся финансовой политикой государства, а также объемом валового внутреннего продукта.

В социально-культурном развитии отдельных регионов страны (областей, районов) большую роль играет бюджетное регулирование, представляющее собой процесс распределения доходов и перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней с целью осуществления социальных, экономических и других программ, а также покрытия бюджетного дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий. Регулирующее воздействие на областной и районный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т.п.

Бюджетное регулирование — одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его — поддержание стабильности экономики, обеспечение ее стабильности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно высоко развито в различных экономических системах. Хотя необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий значительно меньше, чем в экономике нерыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

С юридической точки зрения бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства (региона), утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Этот финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Как финансовый план, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, что и другие финансовые планы. Однако бюджет имеет ряд особенностей, он отличается:

  • огромными масштабами, исчисляемыми десятками триллионов рублей. Ни один финансовый план, составляемый в стране, не имеет таких масштабов;
  • исключительной мобильностью в процессе его формирования и использования или маневренностью. Мобильность бюджета достигается: соблюдением принципа общего (совокупного) покрытия расходов, принципа единства кассы, образованием и использованием различных видов бюджетных резервов, бюджетных ссуд, возможностью внесения изменений в утвержденные назначения [4, с. 9] .

Величина бюджета зависит от ряда факторов, и прежде всего от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и национального дохода и методов руководства народным хозяйством.

Как и любой другой финансовый план, бюджет должен быть сбалансирован, однако сбалансированность может быть достигнута не только за счет достижения равенства доходов и расходов, но и путем использования государственных заимствований.

Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику — субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, что в конечном счете позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.

Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы — образования, здравоохранения, культуры и искусства.

Таким образом, по мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Разработка и последовательная реализация мер направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, целенаправленное управление размером бюджета позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию.

 

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В 2010 году объем валового внутреннего  продукта составил 163 трлн. рублей и  увеличился в сопоставимых ценах  на 7,6% по сравнению с 2009 годом. Производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2011 года составили 5 трлн. рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2010 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции).

Экспорт товаров и услуг в 2010  году  увеличился по  сравнению  с 2009 годом на 20%, импорт товаров и  услуг – на 22,6%.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за 2010 года  возросла по сравнению с 2009 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь