Финансовая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсоой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
дать полную характеристику государственному бюджету как главному звену финансовой системы Республики Беларусь;
проанализировать структуру доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь;
раскрыть роль государственного бюджета в регулировании экономики.

Работа содержит 1 файл

финансовая система РБ.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

Индекс потребительских цен за 2010 год составил 109,9%, или в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8%.

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В 2010 году доходы консолидированного  бюджета  составили  48,8  трлн.  рублей,  что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 3.1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.

 

Рисунок 3.1

Динамика поступления доходов  консолидированного бюджета

Примечание: источник www. minfin.gov. by

Основными доходными источниками  остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления  по которым возросли по сравнению  с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились  поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении, приложение 1.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 3.1.

Таблица 3.1

Динамика структуры доходов  консолидированного бюджета

в 2009-2010 гг., %

 

Показатели

2009 год

2010 год

1. Налоговые  доходы - всего

88,4

92

в том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль

20,6

24,2

    в т.ч.  -  подоходный налог

9,2

11,0

  • Налоги на собственность

3,5

3,8

  • Налоги на товары и услуги

42,6

47,1

             в т.ч.  - НДС

25,6

33,3

                       - акцизы

7,8

8,9

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

17,1

11,8

2. Неналоговые доходы

11,4

7,8

3. Безвозмездные  поступления

0,2

0,2

               Итого доходов  

100,0

100,0


 

Примечание: источник www. minfin.gov. by

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей  и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с  0,13%  на 1.01.2010 г. до 0,07%  на 1.01.2011 г.

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы  в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%. 

Рост расходов по разделу «Социальная  политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении  граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта, рис. 3.2.

Рисунок 3.2.

Структура расходов консолидированного бюджета

Примечание: источник www. minfin.gov. by

В расходах консолидированного бюджета  в 2010 году в разрезе экономической  классификации преобладали текущие  расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал  в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади  введенного в эксплуатацию жилья.

В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП  (в  2009 году  дефицит  составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8%  к  ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из  расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета  составил 62,1%.

Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.

Более трети (38,9%) всех поступлений  в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную  стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.

В 2010 году финансирование расходов из республиканского бюджета почти  по всем разделам функциональной классификации  осуществлялось выше уровня 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы  по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.

В 2010 году расходы  республиканского бюджета превысили  доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.

В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая  политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста  и обеспечение  повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

По данным Белстата, по итогам шести  месяцев 2011 года валовой внутренний продукт составил в текущих ценах 100,9 трлн. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 11% в сопоставимых ценах. Рост валового внутреннего продукта обусловлен, главным образом, ростом внутреннего спроса (как инвестиционного, так и потребительского). Инвестиции в основной капитал возросли на 27,6%, оборот розничной торговли – на 17,8%. Экономический рост в первом полугодии текущего года отмечен на фоне высокой инфляции и девальвации белорусского рубля. Инфляция на потребительском рынке за шесть месяцев составила 36,2%, или

5,3% в среднемесячном исчислении с начала года.

  В первом полугодии 2011 г. В условиях благоприятной для белорусского экспорта конъюнктуры мировых товарных рынков объем внешнеторгового оборота увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 57,3%, при этом экспорт вырос на 62,3%, импорт – на 53,6%.

Улучшились финансовые показатели хозяйствующей деятельности организаций: сократилось число убыточных  организаций, увеличились рентабельность продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.

Доходы консолидированного бюджета по итогам I полугодия 2011 года составили 30,9 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,4%, в реальном выражении – на 14,2% (скорректировано на индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,6% ВВП (в январе-июне 2010 года - 31,8% ВВП), рис. 3.3.

Рисунок 3.3


Примечание: источник www. minfin.gov. by

 

Основная доля доходов консолидированного бюджета (более 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За I полугодие 2011 года в бюджет поступило 27,9 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 37,6% (в

реальном выражении – на 12,7%). 

Неналоговые доходы в I полугодии 2011 года сложились в сумме 2,9 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличились на 58,4% (в реальном выражении – на 29,7%). Формирование налоговых доходов в I полугодии 2011 года на 82% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (27,8%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (17,8%), налога на прибыль (13,3%), подоходного налога (12,1%), акцизов (7,4%), налогов на собственность (4,0%).

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с I полугодием 2010 года вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+4,5 п.п.), налога на прибыль (+2,0 п.п.), подоходного налога (+1,7п.п.), рис. 3.4.

Рисунок 3.4

Примечание: источник www. minfin.gov. by

 

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в январе-июне 2011 года составили: по налогу на добавленную стоимость 38,6 трлн. руб. (прирост поступлений к соответствующему периоду 2010 года 21,7%, в реальном выражении снижение на 0,3%); по налоговым доходам от

внешнеэкономической деятельности 5,5 трлн. руб. (прирост 86,9%, в реальном выражении – 53,1%); по налогу на прибыль 4,1 трлн. руб. (прирост 63,8%, в реальном выражении – 34,2%); по подоходному налогу 3,8 трлн. руб. (прирост 61,9%, в реальном выражении – 32,6%); по акцизам 2,3 трлн. руб. (прирост 16,5%, в реальном выражении снижение на 4,6%); по налогам на собственность 1,3 трлн. руб. (прирост 47,0%, в реальном выражении – 20,4%), рис. 3.5.

Рисунок 3.5

Примечание: источник www. minfin.gov. by

 

В структуре консолидированного бюджета 58,9% составляют доходы

республиканского бюджета и 41,1% - доходы местных бюджетов (без учета

безвозмездных поступлений).

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. профинансированы в сумме 29 трлн. руб. (на 1,2% ниже уровня января-июня 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 5,8 п.п., составив 28,7% ВВП. Динамика расходов консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. определялась, главным

образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.

В этих условиях в текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов, снижение дефицита консолидированного бюджета и поддержание макроэкономической стабильности. Введены ограничения на бюджетные расходы – их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение

функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение государственного долга. В результате проведения такой политики расходы консолидированного бюджета в I квартале 2011 г. по отношению к ВВП сократились по сравнению с тем же периодом 2010 г. на 4,5 п.п., во II квартале – на 6,6 п.п.

Бюджет первого полугодия 2011 г. сохранил свою социальную направленность. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и

средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 14,1 трлн. рублей, или 48,5% от всех расходов консолидированного

бюджета. Расходы на образование  возросли по сравнению с тем же периодом 2010 г. На  27% в реальном выражении, здравоохранение – на 18,8%, социальную политику – на 6%. Расходы на национальную экономику сократились на 26,1% и составили 5,8 трлн. рублей (19,9% от всех расходов).

В I полугодии 2011 года расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора составили 10,4 трлн. руб. и возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 32,6% в реальном выражении. В структуре расходов консолидированного бюджета в

разрезе экономической классификации  эти расходы занимали 36,2% от общего объема бюджетных расходов (вместо 27,4% в январе-июне 2010 г.).

Средства консолидированного бюджета, направленные на капитальные расходы, в январе-июне 2011 г. По сравнению с январем-июнем 2010 г. сократились на 32,2% и составили 15% всех расходов (в первом полугодии 2010 г. – 21,9%).

Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах консолидированного бюджета составил 3,3% вместо 2,2% в январе-июне 2010 г.

Консолидированный бюджет в январе-июне 2011 г. исполнен с профицитом в размере 1,9 трлн. руб., или 1,8% ВВП (в январе-июне 2010 г. – дефицит – 2,7% ВВП).

Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) исполнен с профицитом в размере 3,1 трлн. руб. (3,1% ВВП). Доходы бюджета в январе-июне 2011 г. Составили 43,2 трлн. руб. (42,8% ВВП), расходы – 40,1 трлн. руб. (39,7% ВВП).

Исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь

За I полугодие 2011 года в республиканский бюджет поступило 18,2 трлн. руб., что на 31,6% больше аналогичного периода 2010 года (в  реальном выражении – на 7,8%). Налоговые доходы республиканского бюджета в I полугодии 2011 года составили 16,1 трлн. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 27,7% (в реальном выражении – на 4,6%).

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь