Финансовая система и финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение наиболее важных вопросов, касающихся отдельных звеньев финансовой системы, а также раскрытие сущности финансовой политики и её значения для государства.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
• изучить сущность, структуру и функции финансовой системы;
• рассмотреть цели, задачи и направления финансовой политики;
• выявить особенности формирования и реализации финансовой системы и финансовой политики в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность, структура и функции финансовой системы……………………...5
1.1. Сущность финансовой системы…………………………………………..5
1.2. Современная структура финансовой системы…………………………...8
1.3. Функции финансовой системы………………………………………….12
2. Экономическое содержание финансовой политики государства………….14
2.1. Цели и задачи финансовой политики государства……………………..14
2.2. Типы и направления финансовой политики……………………………18
3. Финансовая система и политика России в современных условиях………..23
3.1. Финансовая система Российской Федерации…………………………..23
3.2. Финансовая политика России в современных условиях………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА готовая.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

В соответствии с Федеральном законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на развитие дорожного хозяйства (дорожные фонды) в 2011 г. будет направлено 363,9 млрд руб. На обеспечение жильем граждан: в 2011 г. - 126,6 млрд руб., в 2012 г. - 51,9 млрд руб., в 2013г. - 36,6 млрд руб. [5].

Расходы на формирование фонда служебного жилья для военнослужащих, а также строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания в 2011 г. составят 105,7 млрд руб., в 2012г. - 37,3 млрд руб., в 2013г. - 25,3 млрд руб.

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший — Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, призванный обеспечить охрану здоровья населения [10, с.36].

Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты — местными органами самоуправления.

Децентрализованные финансы. Они составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.

Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства.

Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансирования предпринимательской деятельности и др.).

Выполнение этих принципов определяет, стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

Особое место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды — бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчислениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс [10, с.37].

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком - государство в лице его исполнительных органов. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.

Мобилизация финансовых ресурсов создаёт большую государственную задолженность. Различают государственный внутренний долг и внешний долг. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществлённые посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

 

 

 

3.2. Финансовая политика России в современных условиях

Экономическая деятельность практически любого государства имеет несколько ключевых компонентов, которые определяют её роль на мировой арене, а также внутреннюю экономическую стабильность. Процесс формирования экономической политики является наиболее сложным компонентом в ходе управления государством. Одной из наиболее значимых составных частей является финансовая политика, которая играет определяющую роль. При её помощи обеспечивается регулирование финансовых потоков, циркулирующих как внутри государства, так и за его пределами.

Современная финансовая политика России складывалась в условиях преодоления ограничительных рамок планово-директивной политики СССР. В 1992—1998 гг. она развивалась в рамках так называемой «политики финансовой стабилизации» в крайне неблагоприятных условиях как объективного, так и субъективного характера [6, с. 81].

Так, общая стратегическая задача развития — модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста, на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом приоритетные задачи финансовой политики:

•                 формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;

•                 существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной системы;

•                 создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;

•                 достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;

•                 реформирование естественных монополий;

•                 создание условий для интеграции России в мировом сообществе.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этого послания Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия [6, с. 83].

В ходе этой работы первоначальное содержание законов может претерпеть значительные изменения. Правительство РФ должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями либо уйти в отставку. В случае отказа от принятия федерального закона о бюджете возможен роспуск Государственной Думы.

Отсюда определяются ближайшие стратегические цели бюджетной политики, а именно:

•                 существенное снижение относительных издержек функционирования государства;

•                 создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам;

•                 приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;

•                 обеспечение бездефицитности федерального бюджета;

•                 урегулирование кредиторской задолженности государства;

•                 значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

•                 максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов федерального бюджета;

•                 завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высокодотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы федерального казначейства;

•                 обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Основные задачи налоговой политики решаются принятием и введением в действие с 1 января 2001 г. части II Налогового кодекса РФ. Наиболее существенные меры приняты в направлении стимулирования предприятий к начислению реальной заработной платы, установлена плоская (единая) ставка подоходного налога (13%), снижены социальные начисления на фонд оплаты труда [4].

Правительство РФ 20 мая 2010 г. одобрило основные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов. Новая трехлетка будет формироваться в посткризисный период и на пути целый ряд вызовов.

Минфин подчеркнул, что «налоговая система в период кризиса также проходила тест». Налоговые доходы бюджета расширенного правительства сократились с 36% ВВП в 2005-2008 годах до 30% ВВП, сказал министр. При этом, по словам А.Кудрина, «основной удар на себя принял федеральный бюджет, это связано с тем, что в первую очередь сокращались доходы, связанные с нефтью и газом» [15].

Так, налоговые доходы федерального бюджета, которые составляли в период с 2005 года по 2008 год 21,5-22% ВВП, снизились в прошлом году до 16,5% ВВП.

Предполагается также уточнение в Налоговом кодексе РФ порядка налогового учета расходов на НИОКР и предоставление возможности организациям создавать резервы предстоящих расходов на НИОКР. Минфин полагает, что налогоплательщик должен самостоятельно принимать решение о создании резерва.

Также Минфин предлагает передать полномочия по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ с последующим администрированием налоговыми органами в уведомительном порядке. При этом размер инвестиционного налогового кредита, предоставляемого организации при проведении НИОКР, предлагается увеличить с 30% до 100% стоимости приобретенного оборудования[15].

В области таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом переговорных позиций при вступлении России во Всемирную Торговую Организацию и с учетом стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. В то же время предусматривается и обеспечение выполнения фискальной функции таможенных пошлин путем унификации таможенных тарифов и штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного администрирования [9, с. 48]

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ. Правительство РФ намерено погашать задолженность Центральному банку РФ, переоформить часть имеющегося портфеля его ценных бумаг в рыночную ликвидную форму для последующих возможных операций на открытом рынке.

В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в области валютного регулирования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство России представило свой отчёт о работе Правительства за 2010 год, в котором были освещены следующие стороны финансовой политики [16]:

•                 Фонд национального благосостояния, который за последние два с половиной года вырос более чем в 3 раза и сейчас составляет 2609 млрд рублей, является основным источником покрытия дефицита Пенсионного фонда – это очень важный аспект: он будет создавать стабильную ситуацию по мере развития процессов, связанных с реформированием пенсионной системы.

•                 По оценкам правительства, рост цен на углеводороды принесёт федеральной казне дополнительно 1138 млрд рублей. Вместе с тем за счёт правильного использования дополнительных нефтегазовых доходов можно эффективно решить две очень важные задачи. Во-первых, значительно сократить масштабы заимствований на международном рынке, заместить этот источник собственными ресурсами. И, во-вторых, сейчас нужно вновь начать накапливать и укреплять наши резервы, поэтому основную массу нефтегазовых доходов правительство предлагает направить в резервный фонд и к концу года практически в 2 раза увеличить его объём до порядка 1430 млрд рублей. Это покажет качество нашей экономики, создаст стабильную ситуацию для развития.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика