Финансовая система и финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение наиболее важных вопросов, касающихся отдельных звеньев финансовой системы, а также раскрытие сущности финансовой политики и её значения для государства.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
• изучить сущность, структуру и функции финансовой системы;
• рассмотреть цели, задачи и направления финансовой политики;
• выявить особенности формирования и реализации финансовой системы и финансовой политики в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность, структура и функции финансовой системы……………………...5
1.1. Сущность финансовой системы…………………………………………..5
1.2. Современная структура финансовой системы…………………………...8
1.3. Функции финансовой системы………………………………………….12
2. Экономическое содержание финансовой политики государства………….14
2.1. Цели и задачи финансовой политики государства……………………..14
2.2. Типы и направления финансовой политики……………………………18
3. Финансовая система и политика России в современных условиях………..23
3.1. Финансовая система Российской Федерации…………………………..23
3.2. Финансовая политика России в современных условиях………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА готовая.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

Необходимость государственного кредита обусловлена темпами роста государственных расходов, опережающими возможности расширения собственной доходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета при его дефиците. Очевидно, что в условиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной и финансовой политики традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном понимании она должна включать и систему Центрального банка.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, — относительно самостоятельное звено системы финансов государства. Именно в этом звене создается основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств государства в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляется на финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной. В финансах хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формирования доходов и расходов, владения имуществом, выполнения обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Функции финансовой системы

С точки зрения функционального подхода понятие финансовой системы по своему содержанию мало меняется в зависимости от государственного устройства. Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом неизменны и соответствуют определению финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:

- распределение и перераспределение валового внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, влияя, таким образом, на темпы и направленность экономического и социального развития страны или региона;

- обеспечение взаимодействия между государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и населением в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Куцури Г.Н. утверждает, что основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета [11].

Другие исследователи при определении цели финансовой системы не акцентируют внимания на государственных финансах, определяя, что основной целью является трансформация из накопленного капитала (сбережений) в инвестиции.

Часть экономистов (Л.А. Дробозина, В.М.Родионова) считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная [12,13]. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.

Среди основных функций финансов принято выделять распределительную, контрольную, регулирующую, стабилизационную. Распределение валового внутреннего продукта (национального дохода) пронизывает все звенья и этапы бюджетной системы. Контрольная функция отражает механизм контроля образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов. Регулирующая функция раскрывает формы участия (вмешательства) государства в процесс воспроизводства через финансовый механизм, в том числе механизм цен и кредитов. Стабилизационная функция направлена на создание стабильных условий экономических, социальных и других отношений для хозяйствующих субъектов и населения. Можно добавить в общий перечень функций финансов такие, как инвестиционно-распределительная, фондообразующая, обеспечивающая [7, с. 8].

При этом предполагается, что основной функцией любой системы является управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Таким образом, финансовая система - это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1. Цели и задачи финансовой политики государства

Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.

Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов [6, с. 79].

Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий по разработке общей концепции основных направлений, целей и главных задач использования финансовых ресурсов. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

 

Содержание финансовой политики определяется [6, с. 80]:

•                 соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;

•                 разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

•                 осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.

Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит:

•                 разработку научно обоснованной концепции развития финансовой политики на основе экономических законов;

•                 определяет основные направления использования финансовых ресурсов на будущее;

•                 разрабатывает конкретные меры, направленные на достижение поставленных целей.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную, среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика - совокупность конкретных практических мер, способов и приемов реализации выбранной финансовой стратегии. Она направлена на решение задач определенного этапа в развитии страны и обеспечении текущих потребностей в финансовых ресурсах. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Задачи финансовой политики:

•                 обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

•                 установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

•                 организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

•                 выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

•                 создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Цели финансовой политики:

•                 политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики

•                 экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне

•                 социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ) [9, c. 46].

Также целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Типы и направления финансовой политики

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую. В основе каждой из них лежат соответствующие экономические теории [6, с. 80].

1. Классическая

До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии

А. Смита и Д. Рикардо и их последователей.

Основное ее направление:

•                 невмешательство государства в экономику;

•                 сохранение свободной конкуренции;

•                 использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

2. Планово-директивная теория

В качестве основополагающей выдвигала систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и государственных предприятий происходило в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию, и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Система была ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного движения капитала.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика