Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение наиболее важных вопросов, касающихся отдельных звеньев финансовой системы, а также раскрытие сущности финансовой политики и её значения для государства.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
• изучить сущность, структуру и функции финансовой системы;
• рассмотреть цели, задачи и направления финансовой политики;
• выявить особенности формирования и реализации финансовой системы и финансовой политики в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность, структура и функции финансовой системы……………………...5
1.1. Сущность финансовой системы…………………………………………..5
1.2. Современная структура финансовой системы…………………………...8
1.3. Функции финансовой системы………………………………………….12
2. Экономическое содержание финансовой политики государства………….14
2.1. Цели и задачи финансовой политики государства……………………..14
2.2. Типы и направления финансовой политики……………………………18
3. Финансовая система и политика России в современных условиях………..23
3.1. Финансовая система Российской Федерации…………………………..23
3.2. Финансовая политика России в современных условиях………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38
3. Регулирующая теория
В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест [14].
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают следующие направления финансовой политики:
• бюджетная политика
• налоговая политика
• таможенная политика
• кредитно-денежная политика [9, c. 45].
1. Бюджетная политика определяется сводом законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:
• финансовое обеспечение выполнением государством своих функций;
• поддержание финансовой стабильности в стране;
• обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
• создание условий для социально-экономического развития.
Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Ключевые проблемы, которые характеризуют текущее состояние бюджетной системы:
• несбалансированность обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;
• недостаточно четкое разграничение полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;
• избыточность долгового бремени;
• неэффективность значительной части бюджетных расходов, несоответствие их структуры ценовым ориентирам экономического развития;
• незавершенность построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов [6, c. 83].
Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов и решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
2. Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Она играет важную роль в стимулировании инновационной сферы. Выделяют основные задачи налоговой политики:
• значительное снижение и выравнивание налогового бремени;
• упрощение налоговой системы;
• минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
• ликвидация налогов с оборота;
• снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
• уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;
• создание условий для легализации прибылей предприятий;
• сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков [6, c. 84].
Реализация мер, предусмотренных налоговой реформой, должна позволить привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, а также существенно повысить собираемость налогов.
3. Таможенная политика - целенаправленная деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и так далее. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары. Политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Основными средствами реализации таможенной политики являются:
• таможенные пошлины, сборы (тарифное или экономическое регулирование);
• процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное или административное регулирование).
4. Денежно-кредитная политика формируется Правительством и Центральным банком и ставит следующие основные приоритетные задачи:
• сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;
• продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, развития безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;
• контроль над денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке, и решаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны [6, c. 85].
Финансовая политика в целом направлена на финансовое обеспечение эффективного государственного и муниципального управления, на сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики, обеспечение финансовой устойчивости и безопасности государства, установление режима рационального использования национальных богатств и ресурсов, повышение жизненного уровня населения в соответствии с социальной политикой государства.
3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Финансовая система Российской Федерации
Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы. Состав финансовой системы РФ представлен на рис. 2 [10, c. 34].
Рис. 2. Финансовая система Российской Федерации
Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит).
Централизованные публичные финансы — это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды [2].
Действующая бюджетная система РФ, как и любого федеративного государства, — трехуровневая. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (по Бюджетному кодексу РФ — муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений). Бюджеты — финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий [10, c.35].
В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.
Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований на его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ. Федеральному бюджету РФ принадлежит ведущая роль: он обеспечивает финансовыми ресурсами решение общенациональных задач.
Согласно Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» как и в предыдущие два года, бюджет в 2011 г. будет дефицитным - расходов будет больше на 1,814 трлн руб. (3,6% от ВВП). В дальнейшем этот показатель будет снижаться: на 2012 г. дефицит федерального бюджета составит 3,1% от ВВП, в 2013 г. - 2,9% [5].
Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2011 г. составляет 8 трлн 844,55 млрд руб., на 2012 г. - 9 трлн 503,47 млрд руб., на 2013 г. - 10 трлн 379,89 млрд руб. Общий объем расходов федерального бюджета РФ на 2011 г. прогнозируется в сумме 10 трлн 658,56 млрд руб., на 2012 г. - 11 трлн 237,9 млрд руб., на 2013 г. - 12 трлн 175,57 млрд руб.
Основные характеристики федерального бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в 2011г. в размере 50,39 трлн руб. и инфляции, не превышающей 6,5%. В 2012 г. эти показатели должны составить 55,95 трлн руб. и 6% соответственно, в 2013 г. - 61,92 трлн руб. и 5,5%.
Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2012 г. установлен на уровне 5 трлн 148,39 млрд руб., на 1 января 2013 г. - 6 трлн 976,39 млрд руб., на начало 2014 г. - 8 трлн 826,27 млрд руб.
Государственный внешний долг РФ на начало 2012 г. не должен превышать 55,6 млрд долл., или 44,9 млрд евро, на 1 января 2013 г. - 65,2 млрд долл. (52,1 млрд евро), на 1 января 2014 г. - 75,6 млрд долл. (58,2 млрд евро).
Совокупный госдолг России составляет немногим более 10% ВВП, и значительная его часть – внутренний долг. Это вполне допустимый, безопасный уровень, более того, один из самых низких в мире. Так, для сравнения, например, у Италии долг составляет 110% ВВП, у Японии – 225% от ВВП, у остальных стран «восьмёрки» этот показатель колеблется в пределах 60–80% от ВВП [16].
Согласно приложениям к закону о федеральном бюджете на 2011-2013 гг., на реализацию инвестиционных проектов направляется: в 2011 г. - 551,8 млрд руб., в 2012 г. - 457,6 млрд руб., в 2013 г. - 419,7 млрд руб [5].
Затраты на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» составят: в 2011 г. - 79,6 млрд руб., в 2012 г. - 87 млрд руб., в 2013г. - 87,1 млрд руб. На реализацию нацпроекта «Образование» в 2011 г. будет направлено 14,4 млрд руб., в 2012 г. - 14,1 млрд руб., в 2013 г. - 11,6 млрд руб.; на нацпроект «Развитие агропромышленного комплекса»: в 2011 г. - 117,2 млрд руб., в 2012 г. - 110,2 млрд руб., в 2013 г. - 110,1 млрд руб.
В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1 января 1992 г., и в 90-х годах насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Однако с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.
Информация о работе Финансовая система и финансовая политика