Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить сущность финансовой политики и рассмотреть проблемы ее развития в современной России. Постановка этой цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:
Рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, значение, задачи и результативность;
Охарактеризовать современную финансовую политику в Российской Федерации;
Выделить особенности финансовой политики в Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ . 5
1.1. Значение и содержание финансовой политики . . . . . 5
1.2. Цели и задачи финансовой политики . . . . . . 11
1.3. Условия эффективности финансовой политики . . . . . 15
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . 20
2.1 Проблемы и перспективы развития современной российской финансовой политики . . . . . . . . . . . . 20
2.2 Основные направления финансовой политики в Оренбургской
области. . . . . . . . . . . . 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма. Оно позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает страховую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.

     В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

     Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.

     Финансовый механизм — наиболее динамичная часть в финансовой политике. Изменения в финансовом механизме происходят в связи с решением различных тактических задач, поэтому он чутко реагирует на все изменения в текущем социально-экономическом состоянии общества.

     Различают два типа финансового механизма — директивный и регулирующий.

     Директивный тип предусматривает детальную проработку всей системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

     Регулирующий тип финансового механизма применяется в сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, и предусматривает установление только основных правил использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

 

     ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2.1 Проблемы и перспективы развития современной российской финансовой политики 
     

     Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рационализации зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

     В РФ особая роль в реализации финансовой политики принадлежит Правительству. В соответствии со статьей 15 «Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики» Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации:

  • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • разрабатывает и реализует налоговую политику;
  • обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
  • принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
  • осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;
  • руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;
  • разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. ссылка на закон.

     Финансовая политика предполагает разработку некого плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики.

     Финансовая политика состоит из следующих основных направлений:

  • налоговой политики;
  • бюджетной политики;
  • денежно-кредитной политики;
  • ценовой политики;
  • таможенной политики;
  • социальной политики;
  • инвестиционной политики;
  • внешнеторговой политики;

     При этом все они между собой взаимосвязаны, и поэтому должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

     О необходимости проведения согласованной по всем направлениям политики может говорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), но одновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять полностью или по крайней мере существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.

     Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.

     На уровне субъектов РФ специфика финансовой политики заключается, во-первых, в большой степени зависимости от решений, принимаемых федеральным центром, во-вторых, в значительном ограничении возможностей ее проведения во многих ее составляющих (кредитной, налоговой и страховой) и практически в полном отсутствии возможностей влиять на антимонопольную, валютную и таможенную политики, в-третьих, в меньших масштабах, стоящих перед регионами задач, и в большем ограничении величины ресурсов для их решения, чем в целом на уровне государства, в-четвертых, в реальной приближенности к решению насущных конкретных потребностей людей, т.е. в значительной «приземленности» целей и задач такой политики.

     Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Кроме того, большое значение имеет наличие соответствующей финансовой инфраструктуры (банков, страховых компаний и т.д.). Без этого, средства могут поступить лишь в виде наличных денег, что, конечно же, при прочих равных условиях намного снижает его потенциал.

     Ресурсами финансовой политики являются, во-первых, величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов, во-вторых, величина собственного финансового капитала и, в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.

     Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки. В настоящее же время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными, сдерживают их техническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете фактически помогают зарубежным конкурентам снижать объемы производства в стране, «тормозят» экономическое развитие и приводят в конечном счете к снижению получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовой политики.

     Российская Федерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал находящий далеко не полное полезное применение, производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично, огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, некомплексное освоение месторождений и т.д.). Неполное использование возможностей имеет, конечно, много причин, в т.ч. одной из главных является отсутствие необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружения предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья.

     В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. Этот негативный процесс является результатом влияния различных факторов. Однако одним из решающих является отсутствие согласованности в банковской, налоговой, таможенной и фондовой политиках. Действительно, если государство, в лице его исполнительных и законодательных органов, заинтересовано в увеличении финансового капитал на своей территории, то должен быть найден, проработан и принят механизм согласованных решений и процедур, которые бы в совокупности позволили заинтересовать владельцев избыточного финансового капитала оставлять его, а точнее использовать его на территории Российской Федерации. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал зарубеж.

     Развитие финансовой инфраструктуры осуществляется последние десять лет, в основном, без какого-либо конкретного плана, хотя имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без финансовой инфраструктуры денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.

     Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств, в т.ч. тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, от их слаженности и согласованности в работе.

     Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ.

     После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. Выбор путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться строго в намеченные сроки.

Информация о работе Финансовая политика