Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить сущность финансовой политики и рассмотреть проблемы ее развития в современной России. Постановка этой цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:
Рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, значение, задачи и результативность;
Охарактеризовать современную финансовую политику в Российской Федерации;
Выделить особенности финансовой политики в Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ . 5
1.1. Значение и содержание финансовой политики . . . . . 5
1.2. Цели и задачи финансовой политики . . . . . . 11
1.3. Условия эффективности финансовой политики . . . . . 15
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . 20
2.1 Проблемы и перспективы развития современной российской финансовой политики . . . . . . . . . . . . 20
2.2 Основные направления финансовой политики в Оренбургской
области. . . . . . . . . . . . 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и управления 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической теории

на тему:

Финансовая  политика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург  – 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . 3

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ . 5

1.1. Значение и содержание финансовой политики . . . . . 5

1.2. Цели и задачи финансовой политики . . . . . .       11

1.3. Условия эффективности финансовой политики . . . . .       15

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . . . . .       20

2.1 Проблемы и перспективы развития современной российской финансовой политики . . . . . . . . . . . .       20

2.2 Основные направления финансовой политики в Оренбургской

области. . . . . . . . . . . .       31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . .       37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . .       39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перец обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.

     Финансовая  политика есть материализованная в  финансовые решения и в практику, осознанная государством и обществом, предприятиями и фирмами необходимость  роста благосостояния общественного и частного капитала. Делается это через объективно присущую финансам функцию распределения и перераспределения вновь создаваемой стоимости, выраженной в денежной форме.

     Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

     Актуальность  темы исследования определяется необходимостью исследования теоретических аспектов финансовой политики продиктованной актуальностью  построения адекватной современным  экономическим условиям финансовой политики, которая является одним из основных инструментов воздействия на экономику. При этом следует отметить некоторую противоречивость современных позиций РФ в мировом хозяйстве.

     Цель  данной курсовой работы – изучить сущность финансовой политики и рассмотреть проблемы ее развития в современной России. Постановка этой цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, значение, задачи и результативность;
  2. Охарактеризовать современную финансовую политику в Российской Федерации;
  3. Выделить особенности финансовой политики в Оренбургской области.

      Объект  исследования данной курсовой работы финансовые процессы, происходящие в мировом хозяйстве.

      Предметом исследования являются финансово-экономические отношения в мире.

      Цель  и задачи, поставленные в исследовании, определили структуру данной курсовой работы - она состоит из введения, двух глав, заключения, списка, использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, предмет исследования. Первая глава посвящена рассмотрению общих вопросов финансовой политики. Во второй главе изучены ее особенности в России в целом и Оренбургской области в отдельности. В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам данной работы.

      Теоретической и методологической основой исследования являются: теоретические изыскания  российских ученых по вопросам финансов, экономики; статьи научно-популярных журналов; Федеральные законы и др.

 

     ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

     1.1. Значение и содержание финансовой политики 
 

     В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Принципы организации финансов государства являются фундаментальными, объективными основами их построения в условиях рыночного товарно-денежного хозяйства. Экономические законы определяют организацию финансов в рыночной экономике. Однако на практике организация финансовых отношений в государстве может быть отличной от тех отношений, которые диктуются законами. Объективная организация финансов изменяется на практике посредством проведения политики государства в области финансов (государственной финансовой политики). Финансовая политика использует существующие в государстве финансовые отношения и законодательно оформленные условия их практической реализации как базовый инструментарий для выполнения своих задач.

     Финансовая политика как предмет призвана ответить на следующие вопросы:

  • как в конкретных экономических и социально-политических условиях достичь поставленных целей и задач;
  • как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов, необходимо ли для этого изменение этих механизмов;
  • в каком направлении должно развиваться финансовое строительство;
  • как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха;
  • каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться, и каким образом они действуют;

     Рассмотрим несколько определений финансовой политики:

     Финансовая политика – политика государства, правительства в отношении использования государственных финансовых ресурсов, регулирования доходов и расходов, формирования и исполнения государственного бюджета, налогового регулирования управления денежным обращением, воздействия на курс национальной валюты.

     Финансовая  политика – мероприятия государства по организации  и использованию финансов для осуществления своих функций; система  форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения между социальными группами населения, отраслями деятельности и регионами страны, финансовое законодательстворегулирование  доходов и расходов, формирование и исполнение  государственного бюджета, налоговое регулированиеуправление  денежным обращением, воздействие на курс  национальной валюты, структура  государственных доходов и расходов.

     Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

     Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

  • выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

     Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических приоритетов:

  • достижение социальной стабильности в обществе;
  • оздоровление государственных финансов;
  • восстановление нормального функционирования банковской сферы;
  • поддержка сбалансированности товарных и денежных потоков;
  • достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
  • создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
  • меры по искоренению финансовых злоупотреблений и коррупции.

     Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой политики:

  • политика экономического роста;
  • политика стабилизации;
  • политика ограничения деловой активности.

     Под первой, т.е. политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости.

     Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

     В свою очередь политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

     Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

  1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.
  2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, т.е. выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и снижения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.
  3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.

     Известно, что существуют два типа финансовой политики:

     а) дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством;

     б) недискреционная финансовая политика, т.е. встроенные стабилизаторы.

     Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

     Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие:

  • Социальные выплаты, включая пособия по безработице.
  • Актуальные для развитых стран программы помощи фермерам.
  • Эффект надежности компаний.
  • Инертность склонности к потреблению.

     Но регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики представляется необходимым.

Информация о работе Финансовая политика