Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:28, контрольная работа
Слово «монополия» происходит от двух греческих слов, означающих «единственный продавец». Монополия основана на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.
Естественная и искусственная монополии….........……….……………...2
Ценовая дискриминация……………………..…………………………...12
Задача……………………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………..………………..................24
Более сложные формы
Трест – монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый (денежный) контроль, за всеми участниками.
Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью. Причины этого могут быть финансовые, если один богатый предприниматель может (честным путем или хитростью) скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта.
Причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания таким секретом могут быть разными – фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя. В любом случае при естественной или искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.
Между естественными и искусственными монополиями есть, однако, известная связь. Некоторые монопольные положения (например, такие, которые создаются изобретениями), будучи вполне естественного происхождения, имеют тенденцию к обобщению и самоуничтожению; законодательство же путем искусственного создания так называемых „исключительных прав“ закрепляет монопольный характер этих положений. Таковы авторское право, привилегии на изобретения (патенты) и т. п. Юридические способы создания искусственных монополий весьма разнообразны; сюда относятся, кроме авторского и патентного права, разного рода привилегии и концессии (реальные и персональные), а также законодательные акты, которыми государство присваивает в свою пользу ту или другую монополию.
По степени общности монополии можно разделить на национальные и мировые. Например, мировой естественной монополии в сочетании с искусственной монополией представляет монополию ртутного производства. Принадлежавшая до открытия калифорнийских киноварных залежей лондонской фирме «Ротшильд», которая приобрела право эксплуатации испанских и австрийских месторождений ртути, бывших в то время единственными. В последнее время обсуждался проект создания мировой монополии нефти и керосина путем соглашения между американскими и русскими производителями.
Упомянутая ртутная монополия «Ротшильда» представляет пример временной монополии. Всякая постоянная монополия может превратиться во временную путем капитализации монопольного барыша при отчуждении монополии. Это явление можно иллюстрировать следующим примером: место парижских биржевых маклеров, число которых ограничено 60, оценивается и продается за 2-2,5 млн.; очевидно, что покупатель такого места не получает монопольного барыша, который весь поглощается процентами на капитал, затраченный для приобретения монопольного права. С народнохозяйственной точки зрения, однако, монополия всё-таки остается, так как свободная конкуренция отсутствует и образование цен носит монопольный характер.
Формы несовершенной конкуренции многообразны. Наихудшим для потребителя является монополия, практикующая ценовую дискриминацию.
Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары, фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.
Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы выполнялись некоторые условия, в частности, чтобы ценовые эластичности спроса на товар у разных покупателей были существенно различными и сами эти покупатели легко идентифицировались, а также была бы невозможна дальнейшая перепродажа товара заинтересованным лицам.
Ценовая дискриминация происходит при следующих предпосылках:
Цены могут различаться в зависимости от:
Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек. На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого поведения встречаются на каждом шагу. Это — билеты в кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают часть потребительского излишка.
Допустим, что всех посетителей музея делят на две большие группы — граждан своей страны и иностранцев; свои граждане делятся еще на три группы — дети, студенты и взрослые. Таким образом, выделяется четыре категории потребителей — дети, студенты, взрослые, иностранцы.
Для каждой категории назначается своя особая цена. Допустим, дети платят PЕ, студенты — Р1> PЕ, взрослые — Р2> P1, а иностранцы — Р3>P2. Таким образом, фирма, используя ценовую дискриминацию, присваивает значительную часть потребительского излишка, устанавливая цены выше равновесного уровня РЕ.
Существует два типа рыночной дискриминации:
Последствия ценовой дискриминации. Дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. Ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, росту объема предложения и спроса.
Значительная рыночная власть, которой обладает отдельная фирма-монополист, позволяет ей диктовать цены и объемы выпуска, а также проводить особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию.
В данном контексте понятие «дискриминация» (от лат dicriminatio - различие) является техническим термином и не имеет негативного смысла.
Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продукции меньше и реализуя ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.
Целью ценовой дискриминации является максимизация совокупных доходов фирмы при неизменном уровне общих затрат. В ходе анализа ценовой стратегии той или иной компании важно иметь в виду, что не всегда различия в ценах является признаком ценовой дискриминации, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии.
Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. Вместе с тем в отдельных случаях поставка для разно удалённых покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.
Действительно, если фирма, производящая любую продукцию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холодильники, сигареты и т.п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на первоначальном уровне для всех остальных категорий населения приведем к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их перепродавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недовольство покупателей.
Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.
Предположим, что какая-то авиакомпания Y продавала 100 тыс. авиабилетов по цене 500 руб. за один билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовый доход компании составлял 50 млн. руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам была повышена заработная плата) издержки компании возросли, и цена билета была повышена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 50 млн. руб., существует возможность получить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказавшихся от полетов из-за высокой цены, через предоставление скидок.
На рис. 1 графически изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпании разделен на два отдельных рынка. Первый (рис. 1а) представлен состоятельными людьми, бизнесменами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Поэтому спрос с их стороны относительно неэластичен. Второй рынок (рис. 1б) – это лица, для которых скорость не столь важна, и при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой. В обоих случаях предельные издержки авиакомпании одинаковы, различна только эластичность спроса.
Из рис. 1 видно, что при цене билета 1 тыс. руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этой группе потребителей предоставить 50% -ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 25 млн. руб. ежемесячно.
P, руб. a Р, руб. б
1000 MC
MC
MR MR1
50 Q, тыс. шт. 50 Q, тыс. шт.
Рис. 1. Модель ценовой дискриминации: МС – предельные издержки; В и MR – спрос и предельный доход фирмы на первом рынке; D1 и MR1 – спрос и предельный доход фирмы на втором рынке.
С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой – большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявление подпадают под антимонопольное законодательство.
Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Артур Пигу (1877 - 1959). Он же предложил различать три ее степени.
Например.
Витринных дел мастер, или принцип Вулворта. Америка – родина универсальных магазинов. Именно американцы приучили мир к тому, что шопинг не обязательно совершать, передвигаясь от магазина к магазину. Именно в этой стране впервые появились магазины-гиганты, в которых можно было купить все – от иголки до паруса для яхты.
Разумеется, супермаркеты разнятся
классом, а магазин, в котором
делаются покупки, служит барометром финансового
и социального положения
Но основой устройства всех без исключения современных универмагов является принцип, интуитивно найденный в начале XX в. Франком Вулвортом: цена на товар должна быть доступна взгляду покупателя, как и сам товар.
Франк Вулворт, застенчивый молодой человек, работал продавцом в одном из магазинов Нью-Йорка. Он хорошо помнил, чему его учили профессионалы: оцени платежеспособность покупателя и назначь ему цену, которую он способен заплатить. Таково в те времена было главное правило торговли. И талант продавца состоял в умении измерять толщину кошелька клиента до того, как он достанет кошелек из кармана.
Информация о работе Естественная и искуственная мониполии и ценовая дискриминация