Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:28, контрольная работа
Слово «монополия» происходит от двух греческих слов, означающих «единственный продавец». Монополия основана на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.
Естественная и искусственная монополии….........……….……………...2
Ценовая дискриминация……………………..…………………………...12
Задача……………………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………..………………..................24
Содержание:
Слово «монополия» происходит от двух греческих слов, означающих «единственный продавец». Монополия основана на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.
Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирмы, остановимся на теории монополии.
Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Чистая монополия возникает
обычно там, где отсутствуют реальные
альтернативы, нет близких заменителей,
выпускаемый продукт в
Монополия возникает там
и тогда, где и когда велики
барьеры для вступления в отрасль.
Это может быть связано с экономией
от масштаба (как в автомобильной
и сталелитейной
Монополия может иметь своей основой исключительной право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании “Де Бирс”, которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.
Обычно естественные монополии
получают от государства право на
обслуживание определенного рынка
или географической области, а взамен
соглашаются подчиняться
Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.
С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограничения информации.
Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства. Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации, железнодорожный транспорт и др.), в которых преобладают естественные монополии.
Существуют два типа естественных монополий:
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
Имеется и иное решение
проблемы естественной монополии: государство
(или местная власть) берут на
себя обязанности предоставлять
этот вид услуг. В таком случае
государственная (местная) компания может
получать субсидии из государственного
(местного) бюджета. Считается, что практика
субсидирования неэффективна, поскольку
требующееся для этого
Первый. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: «затраты плюс прибыль».
Второй. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существования экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и представляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.
Поскольку у естественной монополии средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит ее к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.
Минимизация потерь в эффективности достигается посредством так называемого ценообразования по Рамсею. Франк Рамсей (1903-1930 гг.) опубликовал свою знаменитую статью в 1927 г., суть которой сводится к следующему.
Допустим, что естественная монополия выпускает несколько видов продукции (услуг). На каких уровнях необходимо установить цены, которые были бы выше предельных издержек и обеспечивали бы безубыточность естественной монополии в целом, чтобы потери в экономической эффективности были минимальными?
На данный вопрос дается такой ответ: повысьте цены относительно предельных затрат обратно пропорционально спроса. Это правило в математической форме можно представить следующим образом:
Рi - MCi ͇ k ,
Pi ei
Где Рi – цена товара i; MCi – предельные издержки выпуска товара i;
ei – эластичность спроса на товар i по его цене; k – константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности).
Это правило можно сформулировать таким образом: сокращайте объемы выпуска всех продуктов и услуг в данном соотношении до тех пор, пока общий доход не будет равен общим издержкам.
Современные экономисты считают,
что распространение монополии
снижает экономическую
Во-первых, объем производства, увеличивающий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.
Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремиться к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не является для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП (научно-технический прогресс).
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:
Во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.
Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
Искусственная монополия
является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено
Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала.
Второй (более быстрый) основывается
на процессах централизации
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест и концерн.
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота – это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и, соответственно, долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях.
Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Информация о работе Естественная и искуственная мониполии и ценовая дискриминация