Естественная и искуственная мониполии и ценовая дискриминация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Слово «монополия» происходит от двух греческих слов, означающих «единственный продавец». Монополия основана на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

Содержание

Естественная и искусственная монополии….........……….……………...2
Ценовая дискриминация……………………..…………………………...12
Задача……………………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………..………………..................24

Работа содержит 1 файл

экон теория 1.docx

— 108.90 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Естественная и искусственная монополии….........……….……………...2
  2. Ценовая дискриминация……………………..…………………………...12
  3. Задача……………………………………………………………………...23
  4. Список используемой литературы…………..………………..................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Естественная и искусственная монополии

Слово «монополия» происходит от двух греческих слов, означающих «единственный продавец». Монополия основана на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирмы, остановимся  на теории монополии.

Монополия – тип структуры  рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю  отрасль производства определенного  товара, не имеющего близкого заменителя.

Чистая монополия  возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной  степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа  фирм в отрасли вызывает рост средних  издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные  коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там  и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией  от масштаба (как в автомобильной  и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда  какие-либо компании – в сфере  почты, связи, газо- и водоснабжения  – закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Монополия может иметь  своей основой исключительной право  на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании “Де Бирс”, которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

Обычно естественные монополии  получают от государства право на обслуживание определенного рынка  или географической области, а взамен соглашаются подчиняться государственному контролю и регулированию, направленному  на защиту прав потребителей от злоупотребления монопольной (рыночной) власти. Преодоление подобного барьера под силу лишь крупным диверсифицированным корпорациям.

Естественная монополия  – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает  весь рынок целиком.

С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно  связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

Естественная монополия  может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограничения  информации.

Естественная монополия  основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или  государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно  привело бы к увеличению издержек производства. Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации, железнодорожный транспорт и др.), в которых преобладают естественные монополии.

Существуют два типа естественных монополий:

  1. Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых. И которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом.
  2. Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти  невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно  пришлось бы постоянно обращаться к  услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными  монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних  затрат на производство товаров. Реально  это проявляется в том, что  создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а  к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

Имеется и иное решение  проблемы естественной монополии: государство (или местная власть) берут на себя обязанности предоставлять  этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может  получать субсидии из государственного (местного) бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку  требующееся для этого налогообложение  искажает систему конкурентных цен. Существует несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта.

Первый. В России и США  образованы специальные органы регулирования  тарифов на электроэнергию. Уровень  тарифов устанавливается по принципу: «затраты плюс прибыль».

Второй. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где  конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существования  экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и представляется на определенное время право обслуживать  рынок тому предприятию, которое  обязуется вносить в доход  бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть  прибыли может поступить в  бюджет.

Поскольку у естественной монополии средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит ее к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.

Минимизация потерь в эффективности  достигается посредством так называемого ценообразования по Рамсею. Франк Рамсей (1903-1930 гг.) опубликовал свою знаменитую статью в 1927 г., суть которой сводится к следующему.

Допустим, что естественная монополия выпускает несколько  видов продукции (услуг). На каких уровнях необходимо установить цены, которые были бы выше предельных издержек и обеспечивали бы безубыточность естественной монополии в целом, чтобы потери в экономической эффективности были минимальными?

На данный вопрос дается такой ответ: повысьте цены относительно предельных затрат обратно пропорционально спроса. Это правило в математической форме можно представить следующим образом:

Рi - MCi   ͇   k ,

    Pi                   ei

Где Рi – цена товара i; MCi – предельные издержки выпуска товара i;

ei – эластичность спроса на товар i по его цене; k – константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности).

Это правило можно сформулировать таким образом: сокращайте объемы выпуска  всех продуктов и услуг в данном соотношении до тех пор, пока общий  доход не будет равен общим  издержкам.

Современные экономисты считают, что распространение монополии  снижает экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.

Во-первых, объем производства, увеличивающий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремиться к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не является для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП (научно-технический прогресс).

В-третьих, барьеры для  вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и  средства, которые монополисты тратят на сохранение собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие  на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться  на монополизированные рынки.

Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности  представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

  1. Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.
  2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиями и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.
  3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.
  4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.
  5. В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.

Во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные  законодательства, контролирующие и  ограничивающие монопольную власть.

Искусственные монополии. Под  этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения  предприятий, создаваемые ради получения  монополистических выгод.

Эти монополии преднамеренно  меняют структуру рынка:

  1. создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  2. ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  3. создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
  4. применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
  5. "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственная монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути.

Первый заключается в  успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем  концентрации капитала.

Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота – это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и, соответственно, долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Информация о работе Естественная и искуственная мониполии и ценовая дискриминация