Економические функции правительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Правительство – коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители наиболее значительных органов центральной администрации, а иногда и представители нижестоящей администрации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристика экономических функций правительства
1.1. Анализ взаимосвязи и понятия правительства и экономики
1.2. Понятие и значение экономических функций правительства
2. анализ основных экономических функций правительства
2.1. Анализ экономической функции правительства «Правовая база и социальная структура»
2.2. Анализ экономической функции правительства «Поддержка конкуренции»
2.3. Анализ экономической функции правительства «Перераспределение доходов»
2.4. Анализ экономической функции правительства «Перераспределение ресурсов»
2.5. Анализ экономической функции правительства «Стабилизация»
3. Главные функции и задачи Правительства в условиях кризиса
ВЫВОДы

Работа содержит 1 файл

Економические функции правительства.doc

— 2.96 Мб (Скачать)

Опасная частота. Слишком частый пересмотр прогнозов говорит, с одной стороны, о том, что в условиях высокой нестабильности предсказывать динамику экономических показателей весьма непросто, а с другой - о том, что при этом снижается ценность самого прогноза. Когда мнения экспертов в какой-либо момент различаются столь сильно, надежность прогнозов действительно низка. В периоды нестабильности трудно не только прогнозировать будущие тенденции, но и правильно оценивать текущие. Например, если внезапно начинается рост взаимных неплатежей (подобно тому, что мы видели в ноябре 2008 - январе 2009-го), то сбор статистических данных о динамике цен и расчет дефлятора ВВП в целом или отдельных его компонент сопряжены с рядом методологических трудностей.

Поэтому неудивительно, что данные макроэкономической статистики, относящиеся к периодам турбулентности, в последующие периоды подчас сильно корректируются [18].

Таким образом, конкурс на самый пессимистичный для России прогноз имеет мало смысла: можно быть почти на 100% уверенным в том, что в будущем текущие данные о состоянии российской экономики будут пересмотрены, причем неоднократно, как это всегда бывало до сих пор. В итоге получается, что почти невозможно провести различие между, скажем, снижением ВВП РФ на 2,2%, как прогнозирует Минэкономразвития, и на 5,6%, как того ожидает ОЭСР.

Можно в связи с этим вспомнить о том, что десять лет назад, после кризиса 1998 года, все ожидали спада в российской экономике по итогам 1999 года на 3-8%, однако в январе 2000-го Госкомстат сообщил о росте в 1999 году на 3,2%, а несколько лет спустя этот показатель был пересмотрен и достиг уже 6,4%.

Поэтому сейчас важнее не угадать точную цифру, а понять, продолжается ли помесячный спад в экономике страны, или дно уже достигнуто и начался рост. Есть достаточно оснований предположить, что имеет место вторая тенденция, хотя в годовом выражении экономический рост все еще отрицателен - слишком сильным был спад в конце 2008 года и в январе 2009-го. Примечательно, что в последние месяцы мы наблюдаем стабилизацию денежных и валютных рынков - ситуация здесь сейчас гораздо спокойнее, чем несколько месяцев назад. Курс рубля к бивалютной корзине укрепился: если в начале февраля ее стоимость составляла почти 41 руб., то к середине апреля он колебался уже вокруг отметки 38,5 руб. Это, впрочем, имеет не только положительные, но и отрицательные стороны, так как вновь укрепившийся рубль снижает конкурентоспособность отечественных производителей.

Процентные ставки на денежных рынках упали в сравнении с уровнями, наблюдавшимися в начале года, так что реальная стоимость однодневных МБК стала отрицательной. Это хотя и свидетельствует о некотором снижении напряженности на денежном рынке, но также означает, что спрос на деньги со стороны реального сектора и экономическая активность восстановились не полностью. Кроме того, отрицательные реальные процентные ставки - эта та среда, которая способствует не самому эффективному вложению денежных средств.

В нынешний период ставки МБК не полностью характеризуют ситуацию на денежном рынке, но тем не менее их снижение показательно - по крайней мере, для крупных банков деньги стали доступнее. Хотя в номинальном выражении ставки по-прежнему высоки, это выглядит естественным, когда инфляция выражается двузначными величинами.

То, что ставки овернайт упали приблизительно до 8% (притом что накопленная за последние 12 месяцев инфляция остается в районе 13-14%), объясняется тем, что благодаря монетизации дефицита бюджета в систему начали поступать бюджетные средства, что способствует росту ликвидности. Эти средства вливаются бесплатно, так что на агрегированном уровне стоимость денег снижается. Кроме того, возможно, частично начались продажи валюты, в которую ушли рублевые средства в предыдущие месяцы. Если еще учесть, что с начала февраля рубль укрепляется при относительной стабильности золотовалютных резервов, то выходит, что, с одной стороны, российская валюта, скорее всего, оказалась в свободном плавании (то есть ЦБ не проводил интервенций на валютном рынке), а с другой стороны, начал постепенно расти спрос на деньги, хотя, как сказано выше, он восстановился далеко не полностью. Неудивительно, что с начала марта денежная база оставалась относительно стабильной, а в середине апреля даже наметился ее рост.

Поскольку финансирование дефицита бюджета пока осуществляется в весьма ограниченном объеме, тогда как счет текущих операций опять стал положительным, вряд ли следует ожидать значимого давления на рубль, и он в ближайшее время, скорее всего, будет стабилен, хотя к концу года было бы желательно его некоторое ослабление для поддержания экономического роста.

Как уже отмечалось, на фоне некоторой стабилизации ситуации на финансовых рынках новой темой для дискуссии в российской экономической жизни стала проблема потенциального роста безнадежных кредитов. Некоторые банкиры предположили, что к концу года объем просроченных займов превзойдет 20% их общей суммы.

Скорее всего, опасность реализации подобного сценария преувеличена. Хотя у ряда банков, в том числе государственных, которым приходилось кредитовать неэффективные предприятия, трудности действительно могут возникнуть, система в целом, скорее всего, будет вполне способна пережить трудное время.

Кроме того, сейчас не вполне понятно, действительно ли заемщики не могут вернуть кредиты банкам, или пока не хотят: дешевые средства из бюджета поступают, ставки овернайт падают - все это открывает возможности для реструктуризации долгов на взаимоприемлемых для кредиторов и заемщиков условиях.

Вследствие того что эффект девальвации скоро должен быть полностью исчерпан, а также на фоне сжавшейся денежной массы инфляция должна замедлиться к середине года и не превышать 1% в месяц, так что в годовом выражении она опустится ниже 10% (впрочем, за предшествующие 12 месяцев она все еще будет выражаться двузначным числом), и ЦБ, возможно, понизит ставки репо и рефинансирования. Замедление роста цен может помочь и с реструктуризацией долгов, поскольку заемщикам и кредиторам в этих условиях будет легче найти тот уровень процентных ставок, на котором можно будет реструктурировать задолженность или получить новые кредиты. Сейчас уровень процентных ставок, которые предлагают заемщикам банки, существенно выше, чем, скажем, год назад, когда кредиты выдавались. Заемщики же отнюдь не склонны реструктурировать кредиты на более жестких условиях.

Хотя в целом получается, что ситуация в экономике сейчас выглядит несколько лучше, чем в конце прошлого года, однако этого мало для того, чтобы выйти на более устойчивую траекторию роста.

Принципиально важно, чтобы правительство рассматривало задачу снижения инфляции до 2-3% как приоритетную задачу экономической политики уже начиная с 2010 года, ибо низкая инфляция означает низкую стоимость заимствований и отсутствие искушения изобретать экзотические схемы субсидирования процентных ставок для различных категорий заемщиков (начиная от покупателей в кредит отечественных автомобилей и заканчивая сельхозпроизводителями) [16].

Низкая инфляция также означает более умеренное повышение реального курса рубля и повышение склонности к сбережениям.

Чтобы этого достичь, правительство должно резко ограничить темпы наращивания бюджетных расходов, а лучше даже их сократить. А Центральный банк, в свою очередь, должен держать уровень своих процентных ставок выше уровня инфляции с тем, чтобы денежные ресурсы доставались лишь тем, кто может их эффективно использовать.

От правительства на время кризисна прежде всего не обходимо ряд важных функций (табл.. 3.1.)


Таблица 3.1. Основные функции правительства во время кризиса

Наименование функции

Коеф. важности

Борьба с коррупцией

41

Выплата задолженностей по зарплатам

38

Преодоления спаду производства

33

Борьбы с преступностью

32

Выплата задолженностей по пенсиям

23


 

Однако довольно скептически относятся граждани обычно к возможности правительства быстро справиться с перечисленными проблемами. Так обычно правительству удается улучшить ситуацию со сбором налогов с частных лиц и предприятий и незначительно провести налоговую реформу. Что касается других проблем и задач, то они не обычно не решаются в быстрое время.


ВЫВОДы

 

На сегодня виделяют три общин функции правительства  в экономической области:  поддержание эффективности, заключающееся в корректировке нарушений рынка, вызываемых монополиями, загрязнением окружающей среды и катаклизмами; поддержание справедливости, заключающееся в создании механизма прогрессивного налогообложения и перераспределения национального дохода;  поддержание стабильности, заключающееся в использовании макроэкономических рычагов для возврата экономики на ее естественный уровень.

Выполнение всех трех функций должно осуществляться таким образом, чтобы не нарушить действие рыночного механизма.

Мы определили и рассмотрели следующие болем узкие экономические функции правительства:

- Правительство усиливает и облегчает действие рыночной системы, обеспечивая необходимую правовую базу и способствуя конкуренции.

- Трансфертные платежи, прямое вмешательство в работу рынка и система налогообложения – это те средства, с помощью которых правительство может уменьшить неравенство доходов.

- Правительство способно корректировать избыточное выделение ресурсов, связанное с издержками перелива, посредством соответствующего законодательства или специальных налогов; недостаточное выделение ресурсов, связанное с выгодами перелива, может быть устранено с помощью государственных субсидий.

- Государственные расходы и налоговые поступления могут быть использованы для стабилизации экономики.

-Государство обязано обеспечивать общественные блага, поскольку они неделимы и к ним неприменим принцип исключения.

Деятельность правительства в период кризиса может определяться рядом задач: контроль безработицы; контроль инфляции; положительный платежный баланс, то есть актив в торговле с другими странами; экономический рост.

Хотя все соглашаются с этими целями, существуют определенные расхождения в вопросах приоритетности тех или иных мер, конкретных инструментов, необходимых тактических шагов.

В целом главным приоритетом для одних считается сокращение безработицы, тогда как для других во главу угла ставит сокращение инфляции. Проблема для правительства заключается в фактической неспособности к одновременному достижению обеих целей.

От правительства на время кризиса прежде всего не обходимо  ряд важных функций:  бборьба с коррупцией,  выплата задолженностей по зарплатам, преодоления спаду производства, борьба с преступностью, выплата задолженностей по пенсиям.

Однако довольно скептически относятся граждани обычно к возможности правительства быстро справиться с перечисленными проблемами. Так обычно правительству удается улучшить ситуацию со сбором налогов с частных лиц и предприятий и незначительно  провести налоговую реформу. Что касается других проблем и задач, то они не обычно не решаются в быстрое время.


Список использованной литературы

 

1.                  Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. М.: Юриспруденция, 2001.

2.                  Арутюнова Г.И. Экономическая теория для студентов вузов. Учебник. М.: Международные отношения, 2003. 368 с.

3.                  Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. СПб.: издательство «Питер», 2000. 800 с.

4.                  Базиков А.А. Экономическая теория. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2005.288с.

5.                  Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория. Учебное пособие. Мн.: Книжный мир, 2005. 320 с.

6.                  Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. Москва: Лада. 5-е изд., 2000. 675 с.

7.                  Баталов Э. “Парламент и президент в конституциях зарубежных стран”//Российская Федерация, 2001, №5, стр. 58–61.

8.                  Бевентер Э, фон Хампе Й.Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях. Пер. с нем. М., 1993.

9.                  Бородич С.А. Экономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей. М.: Новое знание, 2001. 403 с.

10.             Бутырнова Т.С. Экономика. Учебное пособие. М.: Экономика, 2004.364 с.

11.             Буфетова А.Н., Веселая Л.С. Основы экономики. Учебное пособие для абитуриентов ЭФ НГУ. Новосибирск, 2003.

12.             Вахитов К.И. Экономика. Учебное пособие. Имеется гриф УМО. М., 2004. 364 с.

13.             Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.Макроэкономика. Пособие для подготовки к экзамену. 6-е изд. СПб,: Питер. 2005. 256 с.

14.             Гребнев Л.С. Экономика. Курс основ. Учебник.М.:Вита-Пресс,2001.432 с.

15.             Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Курс лекций и практических занятий. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

16.             Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. СПб.: Питер, 2003. 288 с.

Информация о работе Економические функции правительства