Джон Мейнард Кейнс: теория эффективного спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

В самом деле, массовая безработица во время охватившей весь мир депрессии 30-х годов является достаточным эмпирическим доказательством правоты Кейнса. Его основная рекомендация правительству, поразившая всех в то время, состояла в том, что оно должно увеличить расходы , чтобы стимулировать производство и вернуть безработных на рабочие места.
В настоящей работе мы постараемся осветить основные вопросы Кейнсианской “теории эффективного спроса”.

Работа содержит 1 файл

Тема Дж.М. Кейнс теория эффективного спроса.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Более того, чем богаче общество, тем сильнее тенденции к увеличению разрыва фактическим и потенциальным объемом производимой продукции, следовательно, тем более очевидны и возмутительны недостатки экономической системы. Дело в том, что бедное общество предпочитает потреблять значительно большую часть своей продукции, так что даже весьма скромный уровень инвестиций будет достаточным для обеспечения полной занятости, в то время, как богатое общество должно отыскать значительно более широкие возможности для инвестирования с тем, чтобы склонность к сбережениям его более богатых представителей была совместима с занятостью его более бедных членов. Если в потенциально богатом обществе побуждение инвестировать слабо, тогда, несмотря на его потенциальное богатство, действие принципа эффективного спроса заставит это общество сокращать объем производимой продукции, пока оно, несмотря на свое потенциальное богатство, не станет настолько бедным, что значительно сократившийся излишек дохода над потреблением придет в соответствие с его слабым побуждением к инвестированию.

Кейнс дает определение сбережению , как превышение дохода над потребительскими расходами, а понятие инвестиции - как прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности.

Хотя общая сумма сбережений представляет собой совокупный результат действия множества отдельных потребителей, а величина инвестиций - совокупный результат действия индивидуальных предпринимателей, эти две величины должны быть равны между собой, поскольку каждая из них равна превышению дохода над потреблением.

 

 

 

Рецепты макрорегулирования. Инвестиционный мультипликатор.

 

Отличие кейнсианской теории от классической заключается в том, что экономисты-классики считают совокупный спрос явлением стабильным, пока не происходит никаких  значительных изменений в  предложении денег. Даже если совокупный спрос понизился, эластичность цен и заработной платы обеспечит работу автоматического встроенного механизма, с помощью которого поддерживается функционирование капиталистической экономики на уровне ее потенциального объема производства и естественной нормы безработицы. Поэтому макроэкономическая политика государства представляется излишней и непродуктивной. Для кейнсианцев изменчивость совокупного спроса и неэластичность цен в направлении понижения означают, что безработица может увеличиваться  и сохраняться в рыночной экономике в течение длительного периода. Чтобы избежать гигантских потерь от спадов и кризисов, необходима эффективная макроэкономическая политика регулирования со стороны государства. Поэтому кейнсианцы уделяют особое внимание совокупному спросу.

Согласно кейнсианской экономической теории уровень производства и занятости в современном капиталистическом обществе  определяется следующим положением: количество произведенных товаров и услуг и соответственно уровень занятости находятся в прямой зависимости от уровня общих, или совокупных, расходов.

Для лучшего понимания совокупного спроса и его влияния на макроэкономическое состояние экономики необходимо рассмотреть и проанализировать четыре компонента ВНП: потребление, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт.

Существует много факторов, влияющих на уровень потребительских расходов. Но здравый смысл и статистические данные показывают, что самым важным фактором является доход, в частности доход после уплаты налогов. А поскольку сбережения являются, несомненно, той частью дохода, которая не потребляется, то доход после уплаты налогов представляет собой основной фактор, определяющий и личные сбережения.

Кроме того еще есть факторы потребления и сбережений, не связанные с доходом.

Богатство. Чем больше накопленного богатства домохозяйства, тем больше величина потребления и меньше величина сбережений при любом уровне текущего дохода.

Уровень цен. Возрастание уровня цен ведет к смещению графика потребления вниз, а смещение уровня цен - вверх. Этот вывод имеет прямое отношение к анализу богатства как фактора потребления, поскольку изменение уровня цен изменяют реальную стоимость,  или покупательную способность некоторых видов богатств.

Ожидания. Ожидания домохозяйства, связанные с будущими ценами, денежными доходами и наличием товаров, могу оказать значительное воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидание повышения цен и дефицита товаров ведет к повышению текущих расходов и снижению сбережений. Ожидаемая инфляция и ожидаемые дефициты побуждают людей “покупать впрок” во избежание более высоких будущих цен и пустых полок. Ожидание прироста денежных доходов в будущем, в сою очередь, ведет к тому, что потребители поступают более вольно со своими текущими расходами. Наоборот, ожидаемое падение цен, предчувствие снижения доходов, ощущения того, что товары будут в изобилии, может побудить потребителей сокращать потребление и увеличивать сбережения.

Потребительская задолженность. Можно ожидать, что и уровень потребительской задолженности может вызвать у домохозяйств желание направлять текущий доход либо на потребление либо на сбережение. Если задолженность домохозяйств достигла такой величины, что, скажем 20 или 25 % их текущих доходов отчисляется для уплаты очередных взносов по предыдущим закупкам, то потребители будут сокращать текущее потребление, чтобы снизить задолженность.

Налогообложение. Налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов сместит как график потребления так и график сбережения вниз. Наоборот, доля доходов, полученная от снижения налогов будет  частично потребляться и частично идти на сбережение домохозяйств. Таким образом, снижение налогов вызовет сдвиг графиков потребления и сбережения вверх.

Экономисты - представители всех школ - едины во мнении, что графики потребления с сбережения являются неизменными, если государство не предпринимает преднамеренных мер для их изменений. Возможно, это происходит потому, что на решение потреблять или сберегать значительное влияние оказывает соответствующая привычка.

Далее обратимся ко второму компоненту чистых расходов - инвестициям, которые мы определили как расходы на строительство новых заводов, на станки и оборудование с длительным сроком службы и т.п. Что определяет уровень чистых расходов на инвестиции? Два основных фактора: 1) ожидаемая норма чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от  расходов на инвестиции, и 2) ставка процента.

Побудительным мотивом осуществления расходов на инвестиции является прибыль. Предприниматели приобретают средства производства только тогда, когда ожидается, что подобные покупки будут прибыльными. Рассмотрим такой пример. Предположим, что владелец небольшой мастерской принимает решение об инвестициях на новый шлифовальный станок стоимостью $1000 и сроком службы в один год. Новая машина, вероятно, увеличит производство продукции и выручку фирмы. Так, предположим, что чистый ожидаемый доход  (то есть доход без эксплуатационных расходов, таких, как расходы на энергию, древесину, рабочую силу, налоги и т.п.) составляет  $1100. Другими словами, после учета эксплуатационных расходов оставшийся ожидаемый чистый доход покроет стоимость машины в $ 1000 и принесет доход в $100. Сравнивая этот доход в $100  и стоимость машины в $1000 , находим, что норма чистой прибыли от применения новой машины равна 10% ($100/$1000).

Но есть еще один компонент расходов, связанный с инвестированием, который не учтен в нашем примере. Это ставка процента - цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала (шлифовального станка). Если ожидаемая норма чистой прибыли (10 %) превышает ставку процента (скажем 7 %), то инвестирование будет прибыльным. Но если ставка процента (скажем 12%) превышает норму чистой прибыли (10%), то инвестировать будет невыгодно.

Роль ставки процента как издержек на инвестирование на реальный капитал сохраняется и тогда, когда фирма не занимает, а наоборот, финансирует инвестиции из средств, накопленных из прошлой прибыли. Используя эти средства для инвестиций на шлифовальный станок, фирма несет издержки утраченных возможностей в том смысле, что отказывается от дохода в виде процента, который она могла бы получить, ссужая средства кому-нибудь еще.

Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений.

Отметим, что при фиксированном предложении денег изменения в уровне цен влияют на величину инвестиций вследствие действия эффекта процентной ставки (когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в сою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций).

Кроме того, на величину инвестиций влияют и такие факторы, как налоги с предприятий, технологии и избыточные мощности.

Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к уменьшению совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вверх.

Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.

Увеличение избыточных  мощностей , то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос.

Третьим компонентом совокупных расходов является государственные расходы. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к увеличению совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными.

Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Кривая совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках отечественных товаров зарубежными потребителями, независимо от уровня цен в нашей стране. На объем чистого экспорта влияют такие факторы, как национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

Возрастание национального дохода за рубежом увеличивает спрос на экспортируемые товары, что сдвигает кривую совокупного спроса вверх и наоборот - уменьшение национального богатства за рубежом имеет противоположный результат; чистый объем нашего экспорта уменьшается, сдвигая кривую совокупного спроса вниз.

Изменения курса национальной валюты также влияет на объем чистого экспорта. Снижение курса приведет к уменьшению чистого экспорта по отношению к импорту и наоборот.

Если прослеживать закономерность в изменениях инвестиционных расходах и росте уровня объема производства, то можно отметить любопытную особенность: изменение инвестиционных расходов к примеру на $5 млрд., влечет за собой рост уровня объема производства и дохода на $20 млрд. Этот удивительный результат называется эффектом мультипликатора, или просто мультипликатором. Характеристика мультипликатора инвестиций в объяснении Кейнса  звучит следующим образом: когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций.

 

   изменения                                   первоначальное изменение

в ЧНП        = мультипликатор   Х     в инвестициях

 

 

Следует сделать три замечания:

1. “Первоначальное изменение в расходах” обычно вызывается сдвигами в инвестиционных расходах по той простой причине, что инвестиции представляют собой наиболее изменчивый компонент совокупных расходов. Но следует подчеркнуть, что изменения в потреблении, государственных закупках или экспорте также подвергаются действию эффекта мультипликатора.

2.  “Первоначальное изменение в расходах” означает перемещение вверх или вниз графика совокупных расходов в связи со сдвигом вниз или вверх одного из компонентов графика. Смещение вверх или вниз графика потребления из-за изменения одного из не связанных с доходом фактора потребления- богатства, уровня цен, ожиданий, потребительской задолженности и т.д. - может вызвать многократное изменение реального ЧНП.

3. Из второго следует, что мультипликатор - это обоюдоострый меч, который действует в обоих направлениях. То есть незначительное увеличение расходов может дать многократный прирост ЧНП; с другой стороны, небольшое сокращение расходов может привести к уменьшению ЧНП.

Значение мультипликатора состоит в том, что относительно небольшое изменение в инвестиционных планах  предпринимателей или планов сбережений домохозяйств может вызвать гораздо большие изменения в равновесном уровне ЧНП. Мультипликатор усиливает колебания предпринимательской деятельности, вызванные изменениями в расходах.

Основной целью политики государства является создание такой системы налогов и трансферных платежей, которая бы снижала предельную склонность к потреблению и величины мультипликатора и тем самым понижала бы дестабилизирующий эффект от изменения в инвестициях, потреблении, государственных расходах или экспорте.

 

Достоинства и слабости кейнсианского подхода.

 

Кейнсианская модель, разработанная в период массовой безработицы 30-х годов предполагает, что рост совокупных расходов приводит к росту объема производства при существующем, или текущем уровне цен. Наоборот, модель совокупного спроса и предложения показывает, что уровень цен возрастает с ростом совокупного спроса на промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения. Кейнсианский анализ взаимозависимости расходов и объемов производства- это модель при постоянном уровне цен; анализ соотношения совокупного спроса и предложения  - это модель с переменным уровнем цен.

Информация о работе Джон Мейнард Кейнс: теория эффективного спроса